Внешнеполитические приоритеты Азербайджана
Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров, находящийся с официальным визитом в России, встретился со своим российским коллегой Сергеем Лавровым, заместителем председателя Совета Федерации РФ Ильясом Умахановым, заместителем премьер-министра РФ, сопредседателем межправительственной комиссии Россия-Азербайджан Дмитрием Рогозиным, возложил венок к могиле Неизвестного солдата у стен Кремля, а также прочитал лекцию в Дипакадемии о внешнеполитических приоритетах Азербайджана.
Карабах
Главной проблемой Мамедъяров назвал нагорно-карабахский конфликт: "Мы все время выступаем за то, что этот конфликт должен решаться мирным путем, политическим путем. Вчера мы очень подробно обсуждали с Сергеем Викторовичем [Лавровым] этот вопрос, в деталях. Надо отдать должное, что это тема не только обсуждения министров, но эта тема обсуждается и на уровне президентов. Владимир Владимирович [Путин] последний раз в августе прошлого года непосредственно приглашал и президента Азербайджана [Ильхама Алиева], и президента Армении [Сержа Саргсяна], чтобы найти прорывные элементы в урегулировании. К сожалению, процесс буксует. Для его решения необходима политическая воля, потому что в принципе план урегулирования ясен".
Первый этап, по словам министра, самый сложный, но самый нужный: ″Необходимо решить вопросы безопасности, войска должны вернуться в свои казармы. То есть Армения отводит свои войска из оккупированных районов за пределами Нагорного Карабаха - административной границы НКАО со времен Советского Союза, а вместо них на административной границе располагаются международные миротворческие силы. Это дает возможность вынужденным переселенцам вернуться в места своего проживания, потому что, как известно, на оккупированных территориях произошла тотальная этническая чистка. Параллельно открываются железные дороги, автодороги″. В этом случае, как заявил Мамедъяров, вступают в силу более тесные экономические связи как между Азербайджаном и Арменией, так и в региональном плане, а переговоры продолжатся с пониманием того, что настанет день, когда мы сможем выйти на решение окончательного статуса Нагорного Карабаха. Сегодня на линии соприкосновения буквально ежедневно гибнут люди. Идеи по мерам укрепления доверия министр назвал интересными, но оговорился: ″Давайте установим механизм расследования инцидентов на линии фронта. Это возможно, но это должно быть частью большого плана по выводу войск. Ее будет войск - не будет и инцидентов″.
Экономика
″В начале этого века мы сделали локомотивом развития экономики энергетику - нефть, газ, строительство трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, который давал на пике миллион баррелей в день нефти на продажу. Поэтому сегодня и Баку, и регионы очень интенсивно развиваются. Но после падения цен на нефть, мы столкнулись с ситуацией, когда необходима диверсификация экономики. Когда цена упала в три раза, это создало серьезные проблемы и для бюджета, и для экономики, сократился ВВП. Но сейчас, когда мы заложили цену за баррель нефти в 40 долларов при нынешнем бюджете и при понимании, что сейчас 55, подушка стабильности возможна″, - рассказал Мамедъяров.
По его словам, правительство предпринимает колоссальные реформы реорганизации и предпринимательства, и приватизации, и инвестиций. ″Есть несколько направлений в Азербайджане, часть из них ложится на внешнеполитическую деятельность. В первую очередь это, конечно, транспортная составляющая. Когда мы говорим о коридорах Восток-Запад или Север-Юг, еще неизвестно, какой из них приоритетный. Учитывая географическое расположение моей страны, оба проекта привлекательны и интересны. В воскресенье президент моей страны Ильхам Гейдарович находился в Тегеране, в прошлом году состоялся саммит РФ, Азербайджана и Ирана в Баку, где была принята декларация по развитию транспортного коридора Север-Юг. Отчеты показывают, что если соединить Персидский или Арабский залив, в зависимости от приоритетов, от морского порта Ирана Бендер-Аббаса с выходом на Санкт-Петербургский порт и привлекать товары из Индии или Китая, то морской путь из Мумбаи, допустим, до Санкт-Петербурга занимает 4 дня, а если пустить этот же груз через Бендер-Аббас на Санкт-Петербург, то это занимает 13 или 14 дней. Мы должны сделать очень многое. Иранская сторона должна построить порядка 150-километровый железнодорожный участок. Это достаточно плотно обсуждалось. Азербайджан даже готов инвестировать в этот проект. Существуют проблемы таможенных и пограничных служб, но возможно, что в ближайшие 2-3 года этот транспортный коридор серьезно заработает″, - заявил министр.
Борьба с терроризмом
″Терроризм - общее зло. То, что происходит в зоне Большого Ближнего Востока, которая не совсем далеко находится от Азербайджана, постоянно находится у нас в повестке дня. Азербайджан активно работает с ведущими партнерами, и борьба с терроризмом является одним из тех приоритетов в контактах с партнерами – и ЕС, и США, и с РФ″, - заявил Мамедъяров.
Отношения с ЕС
″Хотя мы и входим в «Восточное партнерство» (шесть стран бывшего СССР), но Азербайджан представил свое видение взаимоотношений с ЕС. Это Соглашение о стратегическом партнерстве между Азербайджаном и Евросоюзом. Впервые в истории ЕС проект этого документа был подготовлен нами и передан в Брюссель, после 1,5 лет изучения, буквально в феврале этого года они получили утверждение мандата Советом Евросоюза. Мы уже приступили к прямым переговорам по установлению уровня стратегического партнерства между Азербайджаном и Евросоюзом″, - сказал министр.
Отношения с США
″Американцы достаточно сложные партнеры для дискуссии, не всегда слышат тебя, они считают, что все, что они говорят, это правда. Но в любом случае взаимоотношения с США у нас развиваются достаточно устойчиво. Одна из основных тем – борьба с терроризмом. Мы оказываем им содействие по Афганистану – и пролет самолетов, и поставки грузов идут в Афганистан через Азербайджан. Мы работаем очень активно в Афганистане и с предыдущим афганским правительством Карзая, и с нынешним афганским руководством Гани. В этом контексте у нас партнерские отношения с США, которые развиваются достаточно успешно. Плюс, конечно, энергетическая составляющая. По остальным вопросам они нас, так же как и вас, критикуют – и по правам человека, и по демократии. Это правила игры″, - заметил Мамедъяров.
Отношения с Турцией
″Турция – наш близкий партнер, это близкая нам и по духу и по языку страна. Взаимоотношения между Азербайджаном и Турцией развиваются очень динамично, успешно, большинство из наших энергетических проектов проходят через Турцию. Мы в этом году к лету откроем соединение железнодорожных систем между Азербайджаном через Грузию с Турцией. К сожалению, из-за конфликта с Арменией та железная дорога, которая существовала со времен Николая II через Азербайджан, через Армению с выходом на Иран и на залив, не действует. Территории там оккупированы, и что можно было там украсть, украли, даже шпалы. Поэтому было принято решение, и мы достроили участок на территории Грузии, он уже действует на границе с Турцией. Турки говорят, к апрелю должны сдать свой участок от города Карс до границы с Грузией. Это тоже даст дополнительную диверсификацию развития нашей экономики″, - полагает министр.
Отношения с Ираном и каспийская проблематика
″Иран – наш большой сосед, в Иране проживает многомиллионная община азербайджанцев, что диктует нам соответствующие условия развитиям взаимоотношений. К сожалению, мы никак не можем завершить переговоры по правовому статусу Каспия. С Россией и Казахстаном Азербайджан завершил переговоры, осталась только согласовать точку стыка между Казахстаном, Азербайджаном и Туркменией. Принцип срединной линии принятый между нами, Россией и Казахстаном, в принципе поддерживается и Туркменией, есть только проблема отсчета от береговой линии. Как ее считать? Мы считаем техническим, наши туркменские партнеры считают, что необходимо еще какое-то время, чтобы решить этот вопрос. Между тем, у Ирана свое видение. Но они постепенно тоже они приближаются к тому, что решать этот вопрос необходимо", - надеется Эльмар Мамедъяров.
Поделиться: