Мегарегион Большой Евразии: модели сотрудничества и конфронтации
Выступлениедиректора автономной некоммерческой научно-исследовательской организации «Центрмеждисциплинарных гуманитарных исследований», кандидата исторических наук,доцента
ТРАПША НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА на круглом столе по теме: «МегарегионБольшой Евразии: модели сотрудничества и конфронтации». 16 января 2017 года, г.Ростов-на-Дону,Южный федеральный университет
Добрыйдень, уважаемые коллеги!
Вначале своего выступления хочу сказать слова благодарности в адрес руководстваи коллектива Южного федерального университета. Нельзя не отметить, что заУниверситет сейчас по-настоящему является серьезной научной и экспертнойплощадкой федерального уровня, имеющей огромный интеграционныйпотенциал.
Выхорошо знаете, что в начале XXI в. начался новый этап интенсивной интеграциимежду странами, который прежде классифицировались как государства Кавказа,Центральной Азии, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. ГосударстваЦентральной Азии и Закавказья играют в данном случае ключевую роль, посколькуза экономическое (особенно транспортное и энергетическое) и военно-политическоедоминирование в данном регионе конкурируют крупнейшие экономики мира – США,КНР, Индия, Япония, а также Россия, Иран и Турция.
Значительнуюроль в интеграционных процессах в Большой Евразии на постсоветском пространствев 1990-е гг. наряду с Россией сыграла Турция, затем в игру включилась Япония, внастоящее время лидерами интеграционных процессов являются США, КНР и Индия,важное стратегическое значение играют Иран и Турция. Все они развиваютсобственные концепции воссоздания Великого шелкового пути, который будет черезтранспортные и энергетические коридоры формировать новое евразийское пространствобез участия России или с отведением ей незначительной роли.
Вусловиях беспрецедентного сближения государств, входящих в мегарегион БольшойЕвразии, который к настоящему моменту стал не умозрительной конструкцией поаналогии с хартлендом Х. Маккиндера, а реально существующим и активно развивающимсяпо новым малоизученным принципам гигантским мегарегиональным пространством,России необходимо выработать собственную стратегию. Опыт восточноазиатской интеграцииза счет участия КНР, Японии, Южной Кореи может быть эффективно использованРоссией в создании новой модели взаимодействия и сотрудничества.
Следуетотметить, что на пути создания подобной модели во второй половине 1990-х –начале 2010-х гг. крупнейшими мировыми игроками, такими как КНР, Япония, Индияи США, были сформулированы собственные концепции евразийской интеграции.Наиболее значительной и требующей изучения являются концепции «Нового шелковогопути». В 2000-е были запущены интеграционные процессы с участием России, ккоторым относится формирование ШОС и ЕАЭС в 2000 – 2010-е гг. В 2000-х гг.концепцию Великого шелкового пути с опорой на Афганистан стали активноразрабатывать США в собственных экономических и геополитических интересах.
Даннаяконцепция напрямую направлена на ослабление роли России в регионе, разрывсуществующих политических, экономических и культурных связей России с государствамиЦентральной Азии и Закавказья. Отдельно следует отметить турецкий проектШелкового пути, реализуемый в сотрудничестве с КНР.
Важнейшийтолчок для разработки проектов евразийской интеграции Японии, России, КНР,Индии, Республики Корея, Турции и Ирана дала программа США «TRACECA» (созданиетранспортного коридора Европа-Кавказ-Азия в обход России), запущенная еще в1993 г. К настоящему моменту Соединенными Штатами осуществлена Стратегия 2005 -2015 по реализации данного проекта, а 1июня 2016 г. Одессе (Украина) надвенадцатом ежегодном саммите межправительственной комиссии «TRACECA» былвыдвинут подробный Мастер- План на ближайшие 10 лет (2016 – 2026 гг.).
Стремительнаяактивизация США, КНР, Индии, Турции и других крупных игроков мегарегиона иособенно на постсоветском пространстве поставила Россию перед необходимостьюформулирования собственной концепции евразийской политики. Конкурирующиепроекты евразийской интеграции вынуждают нас делать это как можно быстрее иэффективнее. Очевидно, что экономическиесвязи разных в культурном, этническом, религиозном плане стран КНР, Индии,Японии, Турции, Ирана и стран Центральной Азии и Закавказья в рамках большогоевразийского партнерства будут нарастать в ближайшем будущем, о чем свидетельствуютразработанные в 1990 – 2010-е гг. и внедряемые этими государствамистратегические концепции возрождения Великого шелкового пути.
Этопродиктовано экономическими интересами и стремлением этих стран обеспечитьнаиболее широкое пространство стабильности, устойчивого развития и равной инеделимой безопасности, надежно застрахованное от возможных потрясений. Последовательнаяинтенсификация Китаем, Японией, Индией и США дипломатической и экономическойдеятельности, направленной на продвижение собственных интеграционных проектов,сопровождается углубленным изучением современных политических и экономическихпроцессов и моделей взаимодействия в рамках Большой Евразии.
Наиболеемасштабные и передовые исследования в данной области проводят ведущиеаналитические центры и правительственные структуры США, что продиктованоинтересами американской политики в Большой Евразии. К настоящему моменту именнов американской школе изучения Евразии наработана передовая терминологическая итеоретическая база.
Переходк комплексному изучению и освещению проблем политического, экономическогоразвития и вопросов, связанных с обеспечением национальных интересов, имеетвитальное значение для укрепления положения России как ведущей державы БольшойЕвразии.
Приоритетнойзоной изучения могут стать государства постсоветского пространства в ЦентральнойАзии и Закавказье, поскольку именно здесь крупнейшие азиатские экономики, атакже такие важные геополитические игроки как США и Турция проявляют наибольшуюактивность как в реализации транспортных, энергетических проектов, продвижениисвоих товаров на рынках сбыта этих государств, так и внедрении собственных ценностейпутем активного воздействия на общественное мнение.
Ведущуюроль в Центральной Азии в настоящее время играет КНР, занимающая первые позициив импорте и экспорте центральноазиатских государств, в то же время на данныймомент КНР уступает России, странам Европы и Ближнего Востока в торговомсотрудничестве со странами Закавказья. Индия и Япония планомерно занимаютсяреализацией точечных проектов экономического и социального характера. Турцияпоследовательно проводит политику экономического и культурного сближениярегиональных государств с вовлечением их в проект построения единогоевразийского пространства.
СШАоказывает большое влияние как на политическую, так и на экономическую ситуациюв Центральной Азии и Закавказье, являясь основным конкурентом России вевразийском мегарегионе Большой Евразии. Россия в настоящее время сохраняетвоенно-стратегическое значение, однако, ее экономическая роль в процессах,происходящих в Центральной Азии и в Закавказье, постепенно снижается.
Согласенс мнением о том, что перед Россией стоит необходимость разработки действующейглобальной модели сотрудничества. Полагаю, что необходимо создание комплексногоплана участия в евразийских процессах создание новой модели взаимодействия в Евразийскоммегарегионе, которая должна включать как компоненты сотрудничества, так иучитывать серьезные противоречия, такие как: пограничные, этноконфессиональныеконфликты, столкновение экономических и политических интересов и т.д.
Очевидно,что при создании собственной стратегии евразийской интеграции следует, преждевсего, руководствоваться стремлением к равноправному партнерству со всемирегиональными и глобальными игроками. Рассмотрение интеграционных проектовдругих стран исключительно как конкурирующих и враждебных — это шаг назад. Историяучит нас тому, что будущее – за интеграцией.
Именносовместная работа как российских, так и зарубежных ученых, экспертов,нацеленная на комплексное изучение и многовекторный анализ евразийскихполитических и экономических интеграционных и дезинтеграционных процессов,выявление моделей сотрудничества и болевых точек, которые имеются к настоящемувремени и могут быть спрогнозированы в будущем – залог стабильного развитиявсех стран Евразии.
Принципиальноважным является расширение использования в этой работе современныхинформационно- коммуникационных и гуманитарных методов и технологий, а такжевозможностей гражданского общества.
ИменноРостов-на-Дону может стать локомотивом развития евразийских инициатив на ЮгеРоссии и Северном Кавказе, а возможно, и во всем Черноморско-Каспийском регионев целом. Ключевой вклад в проведение фундаментальных исследований в этойобласти может внести Южный федеральный университет.
Благодарюза внимание!
Поделиться: