Казахстанский эксперт предлагает ликвидировать два суперминистерства

Дата:

Forbes.kz начинает публиковать избранные главы из книги экономиста Айдархана Кусаинова «Экономика Казахстана: мифы и реальность». Сегодня автор предлагает почитать 6 главу третьей части – «Изменение структуры государственного управления». Она актуальна в свете последних высказываний президента Назарбаева о реструктуризации министерств.

 

Структура правительства

Новая экономическая политика требует серьезного изменения в системе государственного управления экономикой страны. Сегодня у нас есть два суперминистерства: Министерство по инвестициям и развитию и Министерство национальной экономики. Такая структура отражает систему государственного капитализма, которая стала единственно возможной по мере развития идей импортозамещения, удержания сильного тенге и режима ручного управления экономикой.

Министерство по инвестициям и развитию, по сути, стало инвестиционным менеджером государства и утрачивает свой смысл в новой экономической политике, то есть подлежит ликвидации. Министерство национальной экономики должно вернуться в режим планирования экономики и трехлетнего бюджетирования, сфокусироваться на макроэкономических и стратегических долгосрочных вопросах, вместо ситуативного корректирования планов и прогнозов.

Министерство инфраструктуры, в котором будут сосредоточены вопросы энергетики, транспорта, коммуникаций (связи), жилищно-коммунального хозяйства и строительства.

Министерство торговли, которое будет отвечать за взаимодействие в рамках различных союзов, продвижение казахстанских товаров, межправительственные торговые переговоры. Это и взаимодействие в рамках ВТО, ЕАЭС, приграничное сотрудничество, двусторонние переговоры, взаимодействие с МИД РК, координация работы торговых представительств и миссий, наличие представителей в составе посольств.

Министерство индустрии, объединяющее вопросы развития несырьевой промышленности. Возможно объединение с Министерством торговли.

Министерство регионального развития. С 2016 года начался процесс передачи полномочий в регионы в рамках децентрализации власти – процесса, который был запущен в 2014. Этот процесс сопровождался упразднением созданного в 2013 Министерства регионального развития. Упразднение этого ведомства, по моему мнению, было связано с «микроэкономическим подходом» в системе государственного управления. В соответствии с этим подходом государственные органы являются менеджерами проектов и естественно, что с передачей полномочий на места появлялось дублирование функций.

При возврате на макроэкономический уровень, на уровень политик и процедур, Министерство регионального развития становится ключевым. Местные органы власти выполняют менеджерские функции, с точки зрения приближенности к проблемам области и города, разрабатывают и реализуют местные региональные экономические политики. Эти политики должны гармонизироваться в центральном аппарате, сохраняя целостность экономического поля страны. Создаваемое Министерство регионального развития должно иметь полномочия влиять на центральную бюджетную и экономическую политику, на распределение полномочий между центральными и местными органами власти, с тем, чтобы максимально эффективно согласовывать возможности и инструменты республиканской и региональных политик.

Министерство природных ресурсов, отвечающее за вопросы недропользования и геологоразведки.

Министерство информации и культуры. Одно из ключевых на период 2016-2020. Разрабатывает и реализует государственную информационную политику, формирует информационное пространство страны, модерирует и кристаллизует национальную идею общества. Сильно связано с администрацией президента. Отмечу, что работа с информационным пространством просто выпала из курируемых правительством направлений деятельности.

Министерство здравоохранения и социальной защиты. Функции остаются теми же.

Министерство образования, науки и спорта. Неожиданное, на первый взгляд, добавление спорта в образование, однако оправданное с моей точки зрения тем, что необходимо основывать спортивные достижения на развитии массового детского спорта, а также тем, что система образования, особенно школьная и дошкольная, не должна ограничиваться только школой. Сегодня расширенный подход к образованию заключается в попытках наращивать объем обязательной школьной программы различными дополнительными предметами, типа самопознания, хореографии, шахмат. Считаю важным изменить подход: пересмотреть в сторону оптимизации обязательную школьную нагрузку и развивать альтернативные центры развития – дворцы школьников, кружки, спортивные секции.

 

Региональная политика

Выделил отдельно этот пункт. Развитие региональных политик в стране является фундаментально важным аспектом. Я уже не раз писал о том, что страна, по сути, представляет собой набор региональных рынков, географически изолированных и с различными природными особенностями. Наличие олигопольной структуры, особенно сильной в региональном разрезе, требует вдумчивой и тщательной работы, выработки политик и комплекса мер для повышения эффективности каждого региона.

Разница между ними является системной, постоянной - достаточно посмотреть на соотношение заработных плат по регионам, стоимости факторов производства – сырья, электроэнергии, региональных потоков. Предоставление полномочий акиматам с обязательным требованием разработки региональных экономических программ является ключевым для успешного развития страны.

В силу того, что основными торговыми партнерами в ближайшее время будут являться приграничные регионы соседних стран, и экономические условия должны быть адаптированы к особенностям торговых партнеров. Приграничное сотрудничество является основным фактором успеха в продвижении экспорта, поэтому регионы должны иметь полномочия в формировании собственных политик.

Министерство регионального развития должно служить централизующей силой в таком развитии. Страхи о возможной федерализации будут беспочвенны при реализации предлагаемой политики и в условиях формирования централизованного курсового, налогового, таможенного и локализованного ценового преимущества по факторам производства.

 

Квазигосударственный сектор

Необходимо пересмотреть всю систему поддержки бизнеса, вернуться к первоначальной идее – поддержке развития бизнеса. В первую очередь, это касается расформирования государственных холдингов.

За последние годы, особенно после девальвации 2009, мы де-факто перестали поддерживать развитие, переключившись на поддержку жизнедеятельности отечественного производства. Временные льготные кредиты, субсидирование процентной ставки, преференции для отечественных производителей, сделанные для того, чтобы дать толчок их развитию стали постоянными. Эти меры были важны в момент выхода из кризиса, но они не могут быть вечными. Если бизнес не может жить без «костылей» от государства, значит, что-то неправильно в экономической политике…

Когда экономика функционирует в неконкурентоспособных макроэкономических условиях, какие у нас были до 2015, меры государственной поддержки не могли быть не избирательными и нецентрализованными. Ведь если начать ту же политику количественного смягчения, снижать процентную ставку всем субъектам, эти деньги будут конвертироваться и уходить за границу или использоваться в Казахстане для покупки импортных товаров – что то же самое. В связи с этим, меры по поддержке бизнеса превратились в адресные и точечные вливания. А такие вливания можно осуществлять только через централизованные источники.

В условиях новой экономической политики ситуация радикально меняется: казахстанские товары становятся конкурентными, а значит меры прямой государственной поддержки бизнеса утрачивают смысл - когда в стране появляется возможность создания коммерческого прибыльного производства, нет смысла в обращениях за льготами и субсидиями. Необходимо перенести акценты с создания производственных мощностей на маркетинговые усилия, в связи с этим должна поменяться и конструкция институтов развития.

Необходимо расформировать холдинги «Байтерек», «Самрук-Казына», социально-предпринимательские корпорации. Это вернет рыночные отношения в экономику, снимет искажения, порождаемые ими. При создании этих холдингов в свое время использовалась прекрасная риторика о консолидации активов для мощного продвижения на внешние рынки. К сожалению, никакого мощного продвижения на внешние рынки не произошло, а сами холдинги превратились в «вещь в себе» и, в условиях отсутствия конкуренции, становятся сильнейшими генераторами неэффективности, консервируя застой и препятствуя развитию и изменениям…

Предлагаемая политика подразумевает децентрализацию. Децентрализацию распределения дотаций: например, снижение налогового давления для всех субъектов, а не отдельные дотации для тех, кто попал в программу развития и получил поддержку. Децентрализация – это упразднение «Самрук-Казыны», когда каждая национальная производственная компания может работать и развиваться самостоятельно: платить дивиденды в бюджет страны, а не в фонд, который консолидирует убытки одних и прибыли других, формирует какие-то собственные затраты и проекты, оставляя открытым вопрос выплаты дивидендов в бюджет.

http://forbes.kz/process/expertise/aydarhan_kusainov_kakaya_struktura_pravitelstva_optimalna_dlya_kazahstana

Поделиться:

Дата: