Новый фильм Сатаева: молодежный вариант "Рэкетира"

Дата:

В казахстанском прокате уникальная ситуация — в кинотеатрах идут сразу два фильма от одного отечественного режиссера — Акана Сатаева.

"Дорога к матери" — масштабный госзаказ, картина, охватывающая несколько десятилетий из жизни страны, больше месяца не сходит с экранов. Недавно состоялась премьера другого фильма — "Районы", где Сатаев возвращается к прекрасно знакомому ему жанру криминальной драмы. Но, по сравнению с "Рэкетиром", "Ликвидатором", "Рэкетиром 2", у "Районов" есть одно существенное отличие — качественно это все тот же Сатаев, но идейно режиссер, пожалуй, впервые изменил себе.

 

От морали к правдивости

Предыдущие фильмы Сатаева зачастую критиковали за излишнюю… "правильность". По ходу действия или, что чаще, в финале выводилась мораль, поспорить с которой было трудно, правда, она же оставляла мало пространства для дискуссии. Это не делало фильмы Сатаева хуже, не уводило их в морализаторство, но снабжало своеобразными нравственными манифестами режиссера. Так было в "Заблудившемся", "Ликвидаторе", том же "Рэкетире".

И вот в "Районах" произошел неожиданный отход с "заранее заготовленных позиций". Новая работа Сатаева — первая, в которой криминал и соответствующий образ жизни открыто романтизируются. Пусть дело и происходит 30 лет назад, а отношение к поступкам героев явно сдобрено солидной порцией ностальгии.

 

Сюжет, съемки, Алма-Ата 80-х

Осень 1987 года, в одну из школ в центре Алма-Аты приходит новый ученик — Арсен. Его отец, офицер советской армии, погиб в Афганистане, и семья в качестве компенсации получает квартиру в "золотом квадрате" столицы республики.

В школе занимающийся дзюдо Арсен знакомится с лидерами юношеского "крыла" здешнего района, Театралки, и быстро становится своим — среди местных пацанов ценятся те, кто может постоять за себя и не боится лезть в драку. В итоге жизнь старшеклассника, которого мать мечтает видеть студентом вуза, круто меняется: в ней появляются выпивка, анаша и разборки между районами.

Я родился, вырос и всю жизнь провел в Алма-Ате, в 1987-м мне было шесть лет, поэтому "районовские движения" периода их расцвета прошли мимо. Но те из зрителей, кто не только застал, но и участвовал, говорят, что примерно так оно и было. С точки зрения стилизации, над "Районами" и правда проделана грандиозная работа. Особенно, что касается натурных съемок.

За три прошедших десятилетия город изменился практически полностью, и как Сатаеву с группой удалось в таких условиях снять Алма-Ату 1980-х, большой вопрос.

В отличие от халтуры в заключительной части эпопеи "Путь лидера" — "Так сложились звезды" — российского режиссера Сергея Снежкина, в "Районах" нет явных ляпов.

Все современные здания аккуратно заретушированы, или сцены сняты таким планом, что они не попадают в кадр. Советские автомобили, мебель и предметы быта раздобыть до сих пор не проблема, а вот проезд по улицам троллейбуса ЗиУ (его "родственники" уже лет десять как отправлены на металлолом) можно приравнять к подвигу съемочной группы. Да, где-то проскользнет современная скамейка, где-то пластиковое окно, но, повторюсь, в ситуации, когда от "старой" Алма-Аты не осталось практически ничего, снять идеальный город 1980-х можно было бы, только отстроив его заново.

Есть, впрочем, еще пара моментов, но о них чуть позже.

 

Парафраз "Рэкетира", да не совсем

В общем, по внешнему исполнению к фильму минимум претензий. Увы, в отличие от исторического эпика "Жаужүрек мың бала", где Сатаеву также пришлось работать с большим количеством юных и неопытных актеров, на этот раз "раскачать" исполнителей главных ролей не удалось. Яркая актерская работа только одна, но Шарипу Серику еще и повезло с ролью Азамата — друг главного героя в таких картинах — это всегда кладезь юмора и сосредоточие харизмы. Остальные же играют по шаблону, а главный герой, увы, сер, как тон его костюма, и если какие-то изменения в своем сознании он и проживает, то глубоко внутри.

Из актеров поколения постарше выделяются Азиз Бейшеналиев и Асель Сагатова, наконец сыгравшая не "молоденькую пустышку", а более интересного персонажа.

Но, в отличие от исполнения, вопросов более чем достаточно по содержанию. По сути, "Районы" являются парафразом "Рэкетира", дебютной картины Сатаева 2007 года, первого фильма, показавшего, что казахстанское кино — это не только госзаказ и дотации — можно работать и на частные деньги и даже зарабатывать.

Все то же самое: парнишка из простой семьи, спортсмен-единоборец попадает в не самую лучшую компанию, которая засасывает его и заставляет меняться, в итоге, он предпочитает новую жизнь той, что хотели его родители; и где-то на втором плане, пунктиром проходит романтическая линия. Разница — в возрасте. Кстати, если имя Арсен в сценарии поменять на Руслан (старший товарищ и наставник главного героя в "Рэкетире"), получился бы идеальный приквел с возможностью выхода на второй фильм, который являлся бы уже эдаким сиквелом приквела.

Но есть еще одно важное отличие — позиционирование героя, его окружения и их поступков. Помнится, в 2007-м "Рэкетира" (как до этого российскую "Бригаду") обвиняли в романтизации криминала. Хотя тогда у Сатаева ее не было и в помине. Напротив, финал расставлял нужные акценты. В "Районах" все иначе, и это, с одной стороны, вызывает удивление, а с другой — не рождает ни сочувствия, ни симпатии к главным героям.

В "Рэкетире" Саян шел в бандиты не столько потому, что хотел жить в достатке, не работая, но больше оттого, что это были 90-е, ему, не поступившему в институт выпускнику, нечем было заняться и хотелось помочь родителям. В "Районах" Арсен и другие старшеклассники хулиганят не столько потому, что так заведено "районовской" иерархией, но и оттого, что это круто, им нравится. И на экране они остаются героями.

"Напрячь" младших на деньги или украсть вещь из дома — весело, "лохи" сами виноваты. "Развести" приезжих в парке — тоже забавно, а чего они "покупаются"? Еще забавнее становится, когда Арсен рассказывает про его развлечение с прежней компанией — бить в лицо случайных прохожих, кто собьет жертву с ног, тот молодец. Обхохочешься.

В итоге, не слишком закрученный сюжет развивается по классической спирали "Джентльменов удачи": "Украл, выпил, покурил. Романтика!". Причем, покупают алкоголь старшеклассники без каких-либо проблем через грузчика гастронома (в 1987 году — в разгар горбачевской антиалкогольной кампании), а распивают и курят "траву" не таясь, средь бела дня в одном из скверов в центре города столичного значения. Это вновь к вопросу о правдоподобности показанного.

До тюрьмы дело до поры, до времени не доходит. Но и тогда, в финале, флер романтики никуда не девается — напротив, он достигает своего пика, саундтреком которому больше подошел бы не фоновый читаемо-спетый рэп, а что-нибудь из репертуара "Радио Шансон".

 

Read more: http://ru.sputniknews.kz/analytics/20161109/984994/novyj-film-sataeva-mo...


Поделиться:

Дата: