Говоря о Саратове

Дата:
PrevNext
12345

Я родился и вырос в Саратове. И, хотя всегда обожал путешествовать по стране, миру, но открытие новых уголков России или даже всей нашей планеты, никогда не перечеркивало для меня ни интерес, ни любовь к родному краю. Да и как может быть иначе? По мне, если человек хорошо знает историю места собственного появления на свет, осознает-понимает все славные и трудные этапы пройденного данным местом исторического пути, то не останется в нем ни равнодушия, ни, тем более, бездумного очернения «малой Родины». Последнее, чаще всего, демонстрируют пресловутые «Иваны, не помнящие родства».

А о родстве необходимо помнить, корни необходимо знать и чтить. Дерево без корней превращается в бревно. И становится тривиальным подручным материалом, из которого другие мастерят что-то на свое усмотрение. Между прочим, в Саратове есть историческое здание, фасад коего содержит аллегорический сюжет на обозначенную тему. Имею в виду доходный дом инженера-теплотехника Вячеслава Августовича Яхимовича, адрес – улица Советская, 5.

Сам Яхимович прославился как талантливый инженер-самоучка – изобрел паробетонное отопление (запатентованное позже в Германии, Великобритании и широко разошедшееся по Европе под названиями «лучистого», «панельного»). Это когда стальные трубы отопления монтируются прямо в стены зданий и выходят наружу, маскируясь под элементы декора, интерьерного дизайна. Причем, на всей российской территории осталось лишь два дореволюционных дома, оборудованных подобной системой – один в Саратове, второй – в Санкт-Петербурге. Но вернемся к саратовскому зданию. Благодаря реконструкции, проведенной Яхимовичем в 1911 году, одноэтажное некогда сооружение обрело два дополнительных этажа, модерновские черты, декоративные женские фигуры кариатид.

Так вот, кариатиды как раз несут в себе интересующую нас глубокую философскую мысль. Две верхние фигуры – веселящиеся молодые девушки, покрытые гирляндами цветов и облаченные в легкие одеяния куртизанок. Они символизируют веселую, беззаботную юность. А нижняя пара кариатид, подпирающих весь этот груз веселья, молодых утех в виде эркера, имеет облик двух старушек. Им, соответственно, предписано символическое воплощение старости. Разумеется, верхним кариатидам тоже не избежать старения, перемещения вниз, где придется держать на себе не только тяжесть прожитых лет, но и следующие поколения. Родители отдают все силы ради жизненного становления детей, предки нередко жертвуют жизнями во имя процветания потомков.

Современный Саратов, основанный 12 июля 1590 года, созидался многими поколениями предков 426 лет. Из обычного деревянного городка-крепости, населенного преимущественно стрельцами и с экономикой, основанной на рыбном, соляном промысле, город к концу 19 века занял достойное место в числе экономических флагманов Российской Империи. Всероссийский центр мукомольной промышленности, один из центров торговли зерном, один из центров маслобойной промышленности (знаменитый Маслобойный завод Ивана Шумилина являлся мощнейшим во всем Среднем и Нижнем Поволжье).

Более того, сейчас о данном факте редко вспоминают, но Саратов был крупнейшим городом Поволжья до революции. Превосходил в численности населения и Самару, и Казань, и Нижний Новгород, оставаясь таким до конца двадцатых годов прошлого века. Заглянув же в данные Всероссийской переписи населения 1897 года, мы увидим не менее красноречивый факт – среди всех городов дореволюционной России Саратов занимал по населению двенадцатое место. При том, что государство обладало совсем другими границами – в его состав входили и Украина, и Беларусь, и страны Балтии, и Центральная Азия, и Польша, и Финляндия. Поэтому, закономерно, что к Саратовской губернии до 1917 года относился Царицын, относился ныне волгоградско-царицынский Камышин, относились ныне отошедшие Пензенской области Сердобск и Кузнецк. Еще более гигантским, бескрайним саратовский регион сделался в первые десятилетия СССР – он буквально дошел до Каспийского моря. Ведь с 1928 по 1932 год Саратов указывался на советских картах в качестве центра Нижне-Волжской области, потом – Нижне-Волжского края. Последняя административно-территориальная единица, делившаяся на округа, включала в себя Сталинград, Астрахань, Элисту. А центр, повторяю, располагался в Саратове.

Позволю себе процитировать историка Сергея Кедрова, так написавшего про Саратов в 1893 году: «Саратов в наши дни, со своим 120-тысячным населением, около 8 тысяч учащихся в 69 школах, примерно устроенных, 600 тысячами годового бюджета, 138 фабриками и заводами, 16 933 зданиями, сравнительно развитой публичной прессой (9 изданий, в том числе пять газет), со своим музеем, пассажем, частью асфальтовыми тротуарами на главных улицах, водопроводом, железной и конно-железной дорогами, оперным и драматическим театрами, обширной библиотекой и светлой публичной читальной залой – принимает по местному общественному сознанию столичный облик».

И, Кедров свидетельствует абсолютно верно, выражение «столица Поволжья» применительно к Саратову стало употребляться именно в царской России. Допустим, в книге «Волга. Путевые заметки и впечатления. От Валдая до Каспия» 1894 года мы читаем: «Показался Саратов, нарядная столица Поволжья, разлегшийся на береговом правом скате, поднявший свои колокольни и дома в пестром хаосе над Волгой, большой, красивый, живописный, с громадной торговлей, с громадным населением…».

Какой город – такой и подход к нему со стороны центральной власти. К примеру, Саратовский государственный университет имени Николая Чернышевского, бывший прежде Императорским Николаевским – последний Университет, открытый в России перед Революцией во многом благодаря лоббизму бывшего саратовского губернатора, премьер-министра Российской Империи Петра Столыпина. Десятый университет в стране на тот момент или одиннадцатый при учете Гельсингфорсского.

Неудивительно, что в столь развитом городе многое на российской земле появилось впервые. Основанный в 1824 году сад «Липки» – первый в России общедоступный городской сад. Саратовский цирк, построенный братьями Никитиными на Митрофаньевской площади в 1876 году – первый в истории русский стационарный цирк. Театр юного зрителя имени Юрия Киселева, открывшийся 4 октября 1918 года спектаклем «Синяя птица» по пьесе Мориса Метерлинка – старейший не только в России, но и в мире профессиональный театр для детей. Знаменитый Радищевский музей, представляющий собой одно из наиболее ценных собраний русской живописи и распахнувший двери перед публикой в 1885 году – первый общедоступный художественный музей русской провинции. Открытый в 1803 году Городской театр надворного советника Григория Гладкова – один из первых общедоступных российских городских театров. Саратовская консерватория имени Леонида Собинова, сформированная на базе Музыкального училища в 1912 году – первая из открытых в провинции, третья в России (после Москвы и Санкт-Петербурга). Первый в России газопровод – и тот проложили из Саратова в Москву, несмотря на тяжелейшие условия Великой Отечественной войны.

И, раз уж повествование коснулось военной тематики, нельзя не упомянуть вовлеченность Саратова в героическую борьбу советского народа с абсолютным злом в лице гитлеровской Германии. Потому что генерал Иван Панфилов и политрук Василий Клочков – уроженцы саратовской земли. Потому что совершивший первый ночной воздушный таран летчик-герой Виктор Талалихин – выходец из Саратовщины. Потому что Марина Раскова в Саратовской области, на Энгельсской авиабазе сформировала три легендарных женских авиаполка – так родились знаменитые «Ночные ведьмы», наводившие ужас на немецко-фашистских захватчиков. Потому что 300 тысяч саратовцев не вернулись с полей сражений в Великую Отечественную – о чем рассказывает траурная плита у Вечного огня перед памятником «Журавли» на Соколовой горе.

Конечно, война неотделима от всей российской истории и так же ее нельзя вырывать из советского исторического контекста. Здесь я бы хотел уточнить, что всегда выступал за исторический синтез. Российская, советская истории должны рассматриваться к единое целое – ни в коем случае нельзя допускать поругания, дискредитации какой-либо исторической эпохи ради сиюминутной политической конъюнктуры. В девяностые годы тогдашний губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков установил на Набережной Космонавтов бюст первого секретаря Саратовского Обкома КПСС Алексея Шибаева. И «демократическая общественность» неоднократно пыталась его осквернять, сбрасывать с пьедестала, ломать сам пьедестал. Такого рода деяния – ничуть не лучше, чем прежние попытки особенно фанатичных большевиков стирать с лица земли памятники крупным государственным деятелям времен династии Романовых. Ибо при Алексее Шибаеве построили ту самую Саратовскую набережную, построили Автомобильный мост Саратов-Энгельс (самый длинный в Европе на момент открытия), построили Заводской и Ленинский районы города, возвели три новых театральных здания, выстроили множество заводов, запустили масштабную мелиорацию Заволжья и добились абсолютного исторического рекорда по сборам урожая зерна в Саратовской области – 8 миллионов тонн!

Да, что там говорить, у нас согласно социологическим исследованиям ВЦИОМа всего два исторических события воспринимаются подавляющим большинством населения бесспорно положительно – Победа 1945 года и полет в космос Юрия Гагарина. А Юрий Гагарин учился в саратовском Индустриальном техникуме, Юрий Гагарин впервые поднялся в небо в Саратовском аэроклубе, Юрий Гагарин приземлился на саратовской земле после первого в истории человечества космического полета. Кстати, второй космонавт планеты, Герман Титов, тоже совершил приземление в Саратовской области, подтвердив тем самым исторически выпавший ей титул «Первой космической гавани Земли».

К тому же, саратовский проспект Кирова превратился в пешеходную улицу раньше старого Арбата в Москве. Саратов – 1985 год, Москва – 1986. То есть, не на волжских берегах появился «Саратовский Арбат», а на Москве-реке – «Московский проспект Кирова».

Приехав в Саратов, посетите площадь Столыпина и Театральную площадь, расположенные буквально через дорогу друг от друга. И вы увидите гармоничное сосуществование дореволюционной архитектуры с архитектурой советской. Посмотрите, насколько уместно выглядит советское здание Горкома КПСС и Исполкома горсовета (в наше время – Областная дума) перед Радищевским музеем, между бывшей Духовной консисторией и Домом купца Андрея Бендера. Или, полюбуетесь на грамотное сочетание дореволюционной Народной аудитории, Хлебной биржи с представительным фасадом Исполкома Областного Совета народных депутатов (в наше время – Правительство Саратовской области). Один стиль не вытесняет собою другой, напротив – стили вместе составляют красивую архитектурную полифонию, музыкальное многоголосие с равноправием отдельных голосов. И советское – не лишнее.

Таков мой родной Саратов, столица Поволжья. Город на Волге, город прекрасных купеческих особняков, городских усадеб и старинных церквей, город советских проспектов и промышленных гигантов, город театров, музеев, университетов. Одних студентов в нем – 100 тысяч.

И, завершая краткий разговор о Саратове, поделюсь подлинным жизненным эпизодом. Пару месяцев назад случайно увидел оскорбительную надпись: «Саратов – дыра» в старинной подворотне дома, примыкающей к двухэтажному зданию на углу улиц Волжской и Комсомольской. До революции названные улицы именовались Армянской и Приютской. А в угловом доме по адресу Волжская, 24, предположительно, жил во времена детства известный поэт Серебряного века Михаил Кузмин. Сам дом принадлежал Смирновым – хозяйка приходилась родственницей этнографу, антропологу, путешественнику Николаю Миклухо-Маклаю и Миклухо-Маклай навещал ее там. Кузмину запомнилась «папуасская шевелюра» путешественника. Все факты – из воспоминаний поэта («Дневник 1934 года»), содержащих так же слова автора: «В Саратове я видел живыми Миклуху-Маклая, Мордовцева, Ровинского, Саразате и Дезирэ Арто». Теперь же, спустя век, в соседней с описываемыми событиями подворотне возникают анонимные оскорбления Саратова. Уверен, от незнания и непонимания людьми родной земли. От отсутствия мемориальной доски на угловом доме. От исчезновения из образовательных курсов дореволюционных понятий «Родинознания» и «Родинолюбия». Разруха, по-прежнему, в головах, бороться с ней нужно там же.

Владимир Лешуков (Россия)

Рейтинг: 

Поделиться:

Дата: