Салафизм в Казахстане: разрешить нельзя запретить

Дата:

  

Публикации

Дискуссия о влиянии различных религиозных течений в Казахстане дошла до официального уровня. Министр по делам религий и гражданского общества Нурлан Ермекбаев на минувшей неделе стал ньюсмейкером, заявив, что «зрелое и мудрое казахстанское общество способно без законодательного запрета не допустить распространения этого чужеродного течения (салафизм – Ред.) для нашей страны, сделав выбор в пользу построения просвещенного и демократического Казахстана». «Саясат» поинтересовался у экспертов: несёт ли угрозу стране салафизм или нет?

Асылбек Избаиров, профессор кафедры религиоведения ЕНУ им. Л. Гумилева: «Есть разные мнения. Одни считают, что салафизм един. Другие говорят, что надо классифицировать салафизм на разные течения, выделяя среди них конкретно радикалов.

Такфиризм, сторонники которого относят себя к салафизму, является основой для всех радикальных учений в исламе. Если смотреть с этой точки зрения, то это вызывает угрозу для национальной безопасности страны. Официальные лица говорили, что салафизм деструктивен потому, что считает несовместимым с собой национальные традиции и бид'а (нововведение).

У нас есть запрет на «Ат-такфир уаль-хиджра», но он остается не использованным. Его надо использовать. Об этом говорил министр. Я поддерживаю министра, что мы, как  светское общество, сможем победить радикальные учения в Казахстане.

Радикальные течения ислама были давно отброшены как максималистские учения, но так или иначе использование исламской символики позволяет причислять их к мусульманам. На самом деле их учение в своей основе противоречит исламу. Тогда они назывались салафитами, теперь это сторонники «Ат-такфир уаль-хиджра».

Роман Подопригора, профессор Каспийского университета: «Я ничего нового не скажу, кроме того, что уже было озвучено на официальном уровне. Министр совершенно правильно сказал: запрещать ничего не надо, у нас есть инструменты для борьбы с этими явлениями. Он сказал, что салафизм – это не организация, а система идей, и запрет в данном случае будет не эффективен».

Серик Бейсембаев, социолог: «Если смотреть на это с точки зрения радикализации и экстремизма, то здесь вопрос будет скорее да, чем нет. Надо понимать, что не все салафиты становятся экстремистами, но при этом экстремистами они выходят как раз из этой среды. Это не значит, что все салафиты должны быть под запретом или дискредитированы. К радикализации, различным актам ведут факторы, которые не только связаны с тем, что человек принадлежит или придерживается этих взглядов. К тому же и другие факторы влияют, надо смотреть именно так. Автоматически причислять салафитов к угрозе национальной безопасности или к террористам я бы не стал. По этому поводу ведется большая дискуссия о том, как с ними строить отношения, как с ними уживаться. Самый простой метод, который сегодня предлагается, не совсем является решением этого вопроса».

Галым Шойкин, председатель комитета по делам религий министерства по делам религий и гражданского общества: «Думаю, что ответ однозначен - он несет угрозу. Это связано с тем, что это фактически иная религиозная идеология, которая может вытеснить нашу традиционную религию и миропонимание, мировоззрение. Распространение идеологии салафизма как раз не приемлет сложившуюся культуру и традиции в стране, светский принцип государства. Поэтому распространение и усиление роли этой идеологии несёт угрозу, как для общественной стабильности, так и в целом для государства».

записал Халил МУКАНОВ

SAYASAT.ORG. 

Поделиться:

Дата: