Миноборонпром РК будет командовать финансовым парадом ВПК

Дата:

   

PrevNext
1

Если минобороны обозначить заказчиком, использующим продукцию военно-промышленного комплекса, то министерство оборонной и аэрокосмической промышленности представляет интересы этого заказчика, контролируя финансовые потоки.

В октябре этого года в Казахстане появилось отдельное министерство оборонной и аэрокосмической промышленности, руководителем которого стал экс-аким Южно-Казахстанской области Бейбут Атамкулов. Sputnik Казахстан пытается разобраться, для чего, собственно, новое ведомство было создано.

В указе президента страны Нурсултана Назарбаева от 6 октября нынешнего года ответ на последний вопрос звучит так: "Определить основными направлениями деятельности министерства реализацию государственной политики в области оборонной, аэрокосмической и электронной промышленности, информационной безопасности в сфере информатизации и связи (кибербезопасности), мобилизационной подготовки и мобилизации, формирование и развитие государственного материального резерва, участие в проведении единой военно-технической политики и военно-технического сотрудничества, руководство в области формирования, размещения и выполнения оборонного заказа".

 

"Казахстан Инжиниринг": старый акционер устроит всех

Не читая эту часть указа, а просто исходя из названия нового ведомства, велико искушение предположить: у холдинга "Казахстан Инжиниринг", который пока находится под крылом фонда "Самрук-Казына", появится новый хозяин. Потому что тут все, как в стихотворении Владимира Владимировича Маяковского: "Мы говорим "Ленин", подразумеваем — "партия", мы говорим "партия", подразумеваем — "Ленин". Вся наша оборонная промышленность — это "Казахстан Инжиниринг": возможно, портянки и прочее обмундирование какой-никакой частник для казахстанских военнослужащих где-то и шьет, но в части поставок военной техники и вооружений конкурентов у этого холдинга на внутреннем рынке просто нет.

Однако на официальном сайте "Казахстан Инжиниринг", который объединяет 24 производственных предприятия, единственным акционером по-прежнему значится Фонд национального благосостояния. И с большой долей вероятности так и будет далее значиться.

Во-первых, потому что власти Казахстана объявили курс на разгосударствление всего и вся в экономике и, с точки зрения этого общего курса партии и правительства, не совсем логично будет передавать часть производства в прямое подчинение государственному органу. На возражения о том, что ВПК — это отдельный сегмент рынка, живущий по специфическим правилам, требующим государственного надзора в большей степени, чем вся остальная экономика, есть довод о том, что квазигосударственное образование в лице "Самрук-Казына" до сих пор с хранением госсекретов "Казахстан Инжиниринга" вполне успешно справлялось, и оснований полагать, что со сменой кураторов отрасли перестанет справляться с этой задачей, пока нет.

Во-вторых, некоторые "дочки" холдинга хоть и являются предприятиями двойного назначения, но в мирное время штампуют мирную же продукцию — смысла загонять их в стойло исключительно оборонного заказа нет, они просто на нем не прокормятся.

В-третьих, в структуре холдинга есть совместные предприятия ("Еврокоптер Казахстан", к примеру), в которых "Казахстан Инжиниринг" является совладельцем, и морока по объяснению иностранным партнерам, почему государственный акционер должен сменить квазигосударственного, никому, в общем-то, не нужна.

Исходя из этого, можно предположить, что новое министерство создается не под руководство операционной деятельностью военно-промышленного комплекса, а под руководство финансовыми потоками, которое государство в этот самый комплекс намерено вливать. А эти финансовые потоки, соответственно, переориентируют существующие предприятия на выпуск той продукции, за которую государство готово платить. Или заставят холдинг создавать новые активы, ориентированные на государственный оборонный заказ, если он, конечно, хочет получать побольше денег из бюджета, а не смотреть, как они утекают за рубеж к иностранным партнерам.

 

"Казкосмос" также останется на прежней орбите

Эта же логика — командовать финансовым, но не производственным парадом — должна исповедоваться новым министерством и в такой "заоблачной" области, как аэрокосмическая промышленность. Хотя тут с оформлением юридических прав на собственность в национальной компании "Қазақстан Ғарыш Сапары" все проще, чем в случае с "Казахстан Инжиниринг": пакет стопроцентно принадлежит государству, квазигосударственного сектора и рядом никогда не стояло.

Однако опять же, в некоторых совместных проектах нацкомпании сидят иностранцы (EADS Astrium, к примеру, в проекте по созданию сборочно-испытательного комплекса космических аппаратов), которые могут выразить недоумение попытками вмешиваться в операционную деятельность софинансируемых ими проектов. В особенности, учитывая то, что правила игры по этим проектам были прописаны давным-давно, а аэрокосмическая отрасль требует стабильности в большей степени, чем какая-либо другая.

Другое дело, что производимая предприятиями этой отрасли продукция, как и оказываемые ими услуги, по определению являются продукцией и услугами двойного назначения. Так что в конечном счете объединение политики госзаказа в этих двух отраслях под эгидой одного ведомства — шаг вполне логичный. Хотя бы с точки зрения того, что теперь можно будет выстроить цепочку ответственных за то, что "Kazsat" на запросы Земли отвечать перестал или хваленые ракетные установки, закупленные за рубежом, на первых же стрельбищах от шасси автотягачей отвалились.

Есть заказчик — государство — в лице, прежде всего, министерства обороны, а также иных ведомств, использующих продукцию ВПК и продукты / услуги аэрокосмической отрасли. Есть представляющий интересы этого заказчика орган — миноборонпром, который должен четко контролировать исполнение всех аспектов этого заказа, есть исполнители-получатели бюджетных денег в рамках оборонного заказа, скорее всего, именно через этот орган, а не через кучу иных министерств.

Такая схема, кстати, удобна в случае необходимости урезания расходов на ВПК и аэрокосмическую отрасль: во-первых, вся информация о расходах содержится в одном месте и ее не надо собирать по куче министерств и ведомств. Во-вторых, этот орган автоматически становится третейским судьей, который сам решает, в какой части военно-аэрокосмический бюджет стоит урезать, а в какой сохранить, без споров между ведомствами. В идеале, как представляется нашему агентству, схема деятельности нового министерства в ее основных направлениях должна выглядеть примерно так; насколько это соответствует действительности, увидим достаточно скоро.

Read more: http://ru.sputniknews.kz/analytics/20161011/812115/minoboronprom-budet-k...

Поделиться:

Дата: