Казахстан порывает с Грузией.

Дата:

В понедельник на правительственном часе министр сельского хозяйства Республики Казахстан Акылбек Куришбаев заявил, что его страна отказалась от строительства зернового терминала в грузинском порту Поти. Куришбаев прямо объяснил это решение политикой: «Этот вопрос сейчас связан с международными проблемами, с ситуацией в Грузии», - сказал он. Ранее казахи отказались строить с грузинами трубопровод.

«От Поти мы отказались, написали письмо правительству Казахстана, чтобы эти деньги нам там не реализовывать и на этом остановиться», - сказал Куришбаев, передает Kazakhstan Today.

«От Поти мы отказались, написали письмо правительству Казахстана, чтобы эти деньги нам там не реализовывать и на этом остановиться» Это серьезная потеря для Грузии. Цены на зерно на мировом рынке стабильны и тренда к их падению нет. Казахстан - один из крупнейших мировых экспортеров пшеницы, каким он стал после освоения целины в советское время комсомольцами со всего СССР. Но Казахстан, как и все среднеазиатские республики бывшего СССР, не имеет выхода к открытым морям. Понятно, что в последние годы, с ростом цен не зерно, стало выгодно предлагать свои порты казахским экспортерам. Речь идет о десятках миллионов долларов прибыли.

Грузия, напротив, покупает хлеб за границей. Потому и могла предложить Казахстану оплачивать зерном часть услуг по транзиту. Экономически это была абсолютно нормальная и взаимовыгодная схема.

Но казахский бизнес и государство в целом не захотели иметь дело с непредсказуемым режимом. Про политическую составляющую решения по зерновому вопросу с присущей всем сельчанам прямотой в понедельник и сказал Акылбек Куришбаев.

 

На эту тему

Ключевые слова: Грузия, Казахстан

Это серьезная потеря для Грузии еще и потому, что ранее Казахстан отказался от инфраструктурного проекта на грузинском побережье Черного моря, нефтеперерабатывающего завода в Батуми, и пересмотрел стратегию форсированного подключения к трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан.

Дело в том, что отказ Казахстана ставит под сомнение вообще существование этого проекта, реализация которого обеспечила бы Грузию нефтью и приносила бы ей 65 млн долларов в год.

Потенциальная эксплуатационная мощность нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (1767 км) должна была составить 1 млн баррелей нефти ежедневно. Столько планировалось перебрасывать нефти с побережья Азербайджана в порт Джейхан на турецком побережье Средиземного моря. Трубопровод стоит 3,6 млрд долларов.

Долгие споры велись о том, как должен пройти новый нефтепровод из Азербайджана. Россия настаивала на присоединении Азербайджана к действующему нефтепроводу в Казахстане, который идет далее через российскую территорию на запад. Против этого выступали США.

Экономические потери России от появления нового пути транспортировки каспийской нефти некоторые эксперты оценивают в 200 млн долларов в год.

 

 
Казахстан являлся ключевым игроком в этой нефтяной игре, потому что азербайджанской нефти просто не хватит, чтобы заполнить трубопровод. При этом Казахстан без грузинской помощи нормально переправляет свою нефть на Запад через трубопровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум) и российский порт Новороссийск, еще - по системе Транснефти. За пару лет Казахстан планирует увеличить добычу нефти до 100 млн, стране нужны маршруты ее доставки потребителям.

Судя по всему, Россия предложила такие маршруты. Вряд ли более выгодные, но гарантированно более спокойные, стабильные, чем через Грузию.

Таким образом, военная авантюра Саакашвили обошлась Грузии в сумму, в сотни раз превышающую американскую денежную помощь. Хотя тот же Казахстан не объявляет прямо о резком осуждении действий Грузии и не признает формально Южную Осетию и Абхазию, но фактически сворачивает сотрудничество с грузинским режимом.

Никаких других выгодных проектов, кроме транзита зерна и нефти, у Грузии нет. Теперь нет и этих

Поделиться:

Дата: