Казахстан порывает с Грузией.
В понедельник на правительственном часе министр сельского хозяйства Республики Казахстан Акылбек Куришбаев заявил, что его страна отказалась от строительства зернового терминала в грузинском порту Поти. Куришбаев прямо объяснил это решение политикой: «Этот вопрос сейчас связан с международными проблемами, с ситуацией в Грузии», - сказал он. Ранее казахи отказались строить с грузинами трубопровод.
«От Поти мы отказались, написали письмо правительству Казахстана, чтобы эти деньги нам там не реализовывать и на этом остановиться», - сказал Куришбаев, передает Kazakhstan Today.
«От Поти мы отказались, написали письмо правительству Казахстана, чтобы эти деньги нам там не реализовывать и на этом остановиться» Это серьезная потеря для Грузии. Цены на зерно на мировом рынке стабильны и тренда к их падению нет. Казахстан - один из крупнейших мировых экспортеров пшеницы, каким он стал после освоения целины в советское время комсомольцами со всего СССР. Но Казахстан, как и все среднеазиатские республики бывшего СССР, не имеет выхода к открытым морям. Понятно, что в последние годы, с ростом цен не зерно, стало выгодно предлагать свои порты казахским экспортерам. Речь идет о десятках миллионов долларов прибыли.
Грузия, напротив, покупает хлеб за границей. Потому и могла предложить Казахстану оплачивать зерном часть услуг по транзиту. Экономически это была абсолютно нормальная и взаимовыгодная схема.
Но казахский бизнес и государство в целом не захотели иметь дело с непредсказуемым режимом. Про политическую составляющую решения по зерновому вопросу с присущей всем сельчанам прямотой в понедельник и сказал Акылбек Куришбаев.
На эту тему
Ключевые слова: Грузия, Казахстан
Это серьезная потеря для Грузии еще и потому, что ранее Казахстан отказался от инфраструктурного проекта на грузинском побережье Черного моря, нефтеперерабатывающего завода в Батуми, и пересмотрел стратегию форсированного подключения к трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан.Дело в том, что отказ Казахстана ставит под сомнение вообще существование этого проекта, реализация которого обеспечила бы Грузию нефтью и приносила бы ей 65 млн долларов в год.
Потенциальная эксплуатационная мощность нефтепровода Баку - Тбилиси - Джейхан (1767 км) должна была составить 1 млн баррелей нефти ежедневно. Столько планировалось перебрасывать нефти с побережья Азербайджана в порт Джейхан на турецком побережье Средиземного моря. Трубопровод стоит 3,6 млрд долларов.
Долгие споры велись о том, как должен пройти новый нефтепровод из Азербайджана. Россия настаивала на присоединении Азербайджана к действующему нефтепроводу в Казахстане, который идет далее через российскую территорию на запад. Против этого выступали США.
Экономические потери России от появления нового пути транспортировки каспийской нефти некоторые эксперты оценивают в 200 млн долларов в год.
Судя по всему, Россия предложила такие маршруты. Вряд ли более выгодные, но гарантированно более спокойные, стабильные, чем через Грузию.
Таким образом, военная авантюра Саакашвили обошлась Грузии в сумму, в сотни раз превышающую американскую денежную помощь. Хотя тот же Казахстан не объявляет прямо о резком осуждении действий Грузии и не признает формально Южную Осетию и Абхазию, но фактически сворачивает сотрудничество с грузинским режимом.
Никаких других выгодных проектов, кроме транзита зерна и нефти, у Грузии нет. Теперь нет и этих
Поделиться: