Традиционная картина распространения богословско-правовых толков ислама сегодня в России изменилась
Ислам - одна из традиционных религий натерритории Прикаспия, неотъемлемая часть истории и культуры народов региона, вто же время - важный фактор современной общественно-политической жизни. Этимопределяется одна из важнейших задач отечественного исламоведения - объективнаяинформация об исламе на пути преодоления негативных стереотипов взаимноговосприятия представителями разных конфессий, установления этноконфессиональноговзаимопонимания.
Потенциал и перспективы развития исламав мире в целом и в странах Прикаспия в частности обсуждали эксперты в рамкахкруглого стола «Ислам в Каспийском регионе: потенциал и перспективы», которыйсостоялся 20 июня в малом зале Администрации города Астрахань по инициативеЦентра международных и общественно-политических исследований «Каспий-Евразия» набазе Астраханского государственного университета при поддержке Астраханской мэриии Астраханского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственнойслужбы. Круглому столу дал старт руководитель Центра «Каспий-Евразия» Андрей Сызранов, обозначив темыобсуждения.
Основной частью круглого стола стал доклад Ахмета Ярлыкапова, ведущего российскогоисламоведа, старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональнойбезопасности Института международных исследований МГИМО МИД РФ. В частности,Ахмет Аминович отметил, что традиционная картина распространениябогословско-правовых толков ислама сегодня в России изменилась за счет миграциикавказцев, в первую очередь, шафиитов (представителей народов Дагестана,чеченцев и ингушей) в традиционно ханафитские регионы и складыванияханафитско-шафиитских контактных зон. Одна из таких зон – Астрахань. Идетразмывание гомогенности условно «кавказского» и «поволжско-татарского»культурных ареалов исламского сообщества России. При формальном сохранении вмечетях прежних имамов и в духовных управлениях прежних муфтиев, реальный весчасто получают неформальные лидеры.
В России, по мнению эксперта,появляется множество течений и групп, которые изначально не были тутпредставлены. Вкрапления этих групп в основную массу мусульман в регионах ведетк складыванию мозаичной картины исламского поля, причем фиксируется четкаятенденция к усилению этой мозаичности.
Ислам активно становится игроком нетолько в идеологической сфере, но и в сфере правовой, экономической,образовательной и т.д. Это приводит к таким явлениям, как, например, ситуацияфактического полиюридизма в Дагестане, а также к общему сужению светскогопространства на Кавказе. Случается это не только в силу ускоренной исламизациинаселения, а в значительной мере в силу того, что светское право не работает вжизненно важных сферах.
Духовные управления мусульманпрактически повсеместно вынуждены конкурировать с альтернативными общинами инеформальными исламскими центрами, притягательными для молодежи и неофитов, атакже радикально и оппозиционно настроенных лиц. Кризис так называемоготрадиционного ислама усиливает отток молодежи в альтернативные общины-«джамааты».Создаются виртуальные «джамааты», члены которых могут проживать в сотнях итысячах километров друг от друга, связанные лишь личностью своегохаризматичного лидера, который также физически может находиться от них оченьдалеко. Эти «электронные» муфтии и имамы порой оказываются гораздо влиятельнее,чем местные формальные имамы. Отрыв от традиционной территориальной привязкимусульманских общин создает ситуацию абсолютной идейной прозрачности имобильности среди мусульман, когда внешне принадлежащий к конкретнойтерриториальной общине мусульманин по факту может оказаться приверженцемсовершенно противоположных идей.
Доклад Ахмета Ярлыкапова вызвал оживленную дискуссиюсо стороны астраханских экспертов. Был, в частности, затронут вопрос обисламском образовании в России. Андрей Сызранов отметил, что сегодня в Россиирастет количество мусульманских общин и мечетей, но при этом остро ощущаетсянехватка квалифицированных кадров мусульманских священнослужителей. Необходимоуделять особое внимание развитию российской теологической школы ислама, повышаятем самым качество религиозного образования имамов.
Председатель Астраханского регионального духовногоуправления мусульман муфтий Рауф-хазрят(Джантасов) согласился с экспертом, сказав, что по опыту своей работы ончасто сталкивается с проблемой дефицита подготовленных священнослужителей. Всёэто приводит к тому, что подрастающее поколение отдаляется от религии и мечетииз-за того, что нынешние имамы без образования зачастую не в состоянии ответитьна вопросы своих прихожан. Молодежь ищет ответы на свои вопросы самостоятельно,и находят их в радикальных движениях. Политолог Эльдар Идрисов добавил, что последнему также способствует одна изпричин современного фундаментализма – высокая степень информатизации общества.Информационные технологии оказывают сильное влияние на сознание человека, дажеболее мощное, чем вербальные практики.
ВладиславКондратьев, астраханский журналист иполитический обозреватель, в свете недавних трагических событий в Актобе иАлматы, представил вниманию участников круглого стола доклад о традиционном ирадикальном исламе в Казахстане.
Политолог и главный редактор телеканала «Астрахань-24» Александр Васильев Владимирович всвоем выступлении осветил методологические вопросы изучения недавних событий наБлижнем Востоке и их проекцию на Россию. По мнению эксперта, одна из самых распространенныхисследовательских ошибок - оценка явлений по двухбалльной качественной шкале,как только «белое» или только «черное».
Участники круглого стола пришли к выводу, что сегоднястабильности и мира в исламе можно добиться только через усилениевнутриисламского диалога и сотрудничества, когда разнообразные общины мусульмани их лидеры будут воспринимать друг друга не как соперников, а как партнеров. Важнопочувствовать динамику процессов, происходящих с исламом в России. Исламскоесообщество нашей страны находится в состоянии противоречивой трансформации,результаты которой все еще неочевидны. Актуальна проблема выработки четкихподходов в религиозной политике государства, учитывающих динамику происходящихв исламском сообществе процессов и фактическую мозаичность его состава.
Поделиться: