Зачем сегодня нужно изучать восстание 1916 года?

Дата:

 

Днями в южной столице  состоялась конференция, отправляющая нас на сто лет назад – в бурный 1916 год, в самую гущу восстания в имперской Азии, спровоцированного повелением Николая Второго об отправке людей на тыловые работы. События того года до сих пор не изучены до конца, а их доскональное рассмотрение может оказать влияние и на день сегодняшний. Трагедии прошлого, как бы они ни были неудобны, болезненны и даже опасны, необходимо изучать и популяризировать, полагают ученые-историки, поскольку они затрагивают все народы, живущие на территории бывшей Российской империи.

В стенах университета "Туран" был презентован сборник документов и материалов "Восстание 1916 года в Туркестане: документальные свидетельства общей трагедии". Сборник подготовлен Институтом всеобщей истории РАН и историческим факультетом МГУ им. Ломоносова. К презентации книги приурочена состоявшаяся международная конференция "Восстание 1916 года в Азиатской России: неизвестное об известном", на которой присутствовали ученые из Казахстана, России, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана. Организаторами мероприятия выступили университет "Туран", Российский государственный гуманитарный университет, Институт всеобщей истории РАН. Оператором проекта является Политологический центр "Север-Юг" при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ. Важно отметить, что конференция была проведена в рамках комплексного проекта "Россия-Казахстан-Кыргызстан: в общем историческом пространстве". В свете интеграционных процессов, считают участники конференции, изучение фактов и острых моментов нашей объединенной истории приобретает особое звучание – и это звучание должно быть чистым, лишенным примесей вражды.

Казахстан в плане источников, касающихся восстания, настоящий кладезь информации, к сожалению, во многом пока не популяризированный. Как заверил Кайрат Алимгазинов, на конференции представлявший Архив президента Казахстана, историки и хранители памяти нашей страны готовы сделать все возможное для всестороннего и беспристрастного изучения страшных событий тех лет. В свою очередь, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Татьяна Котюкова, презентовавшая книгу, подчеркнула важность именно академического расследования восстания 1916 года, поскольку любое политизирование данной темы может стать опасным. В ходе конференции историки обогатили знания слушателей подробностями, в значительной мере раскрывающими подоплеку событий мятежа. Например, доцент Института истории Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Овсянников раскрыл факты иностранного влияния на восставших – из тщательно собранных источников становится ясным, что в деле были замешены агенты разведок Османской империи и Германии. Главный научный сотрудник отдела истории и культуры Центральной Азии Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, профессор Леонид Курас раскрыл непростое, трагическое положение бурят, отосланных на тыловые работы. По свидетельству ученого, пребывание на территории европейской России стало для мужчин этого народа не только тягостным временем болезней, смертей вдали от дома, но и помогло взглянуть на мир иначе, сыграло интеграционную роль. В частности, большинство вернувшихся в Бурятию выучили русский язык, что в дальнейшем существенно облегчило им жизнь уже в советской стране. Доцент Казахского национального педагогического университета имени Абая, кандидат исторических наук Тенлик Далаева в своем докладе рассказала об участии в событиях мятежа волостных управителей, по преимуществу казахов по национальности. Неоднозначные действия некоторых из них, особенно тех, кто по ряду причин лишился должностей, в достаточной степени определили облик восстания, повлияв на восприятие рядовых соотечественников. Крайне современным мотивом можно считать и обнаруженные факты недальновидности местных властей, не разъяснивших в должной мере то самое "высочайшее повеление" царя Николая о мобилизации (реквизиции) азиатского населения империи на тыловые работы. Помимо прочего, непосредственной причиной бунта, полагают ученые, стал даже не призыв, а многочисленные злоупотребления и взятки, сопровождавшие процесс мобилизации в аулах и уездах. Налицо, поясняют историки, ярчайший пример отсутствия связи между властью и обществом. В 1916 году этот вакуум привел к многочисленным жертвам, в том числе, и среди русских переселенцев, пострадавших от действий мятежников.

Кстати, не нашли и подтверждения слухи о массовом награждении Георгиевскими крестами военных, посланных на подавление восстания. По данным специалистов, эта награда присуждалась лишь за подвиги на фронте.

Словом, каждый знаток истории XX века и просто неравнодушный читатель в изданных материалах найдет для себя массу любопытного и ранее закрытого от широкой публики. Тем не менее, как бы ни был интересен непосредственно исторический контекст восстания, влияние тех далеких событий на современность представляется еще более актуальным. И здесь во весь рост встает вопрос: зачем сегодня нужно изучать событие столетней давности, да еще столь подробно? Ответ прост и сложен разом: евразийские народы, большую часть своей истории прожившие в различные "трудные времена", закалили такие качества, как терпение и умение сотрудничать, а историки, по их собственным словам, должны им в этом помочь.

Ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, профессор Дина Аманжолова считает, что в настоящий момент часто недооценивается работа ученых-историков и та функция, которую их изыскания выполняют в налаживании межнациональных отношений в постсоветских странах. "Кажется, что "ну, историки, пусть они копаются в прошлом". На самом деле присутствует очень большая историческая инерция, и иногда в сознании общества актуализируются такие далекие события, вдруг начинающие играть роль в современном поведении людей", – отметила профессор Аманжолова.

По мнению ученого, среди ее коллег лишь единицы политизируют проблемные события прошлого, большинство стремятся разобраться беспристрастно и отдают приоритет налаживанию научных, дискуссионных связей, того общего информационного и культурного пространства, которое было разорвано с распадом Союза и теперь понемногу восстанавливается. "Наука интернациональна. Нет казахской науки, русской или кыргызской. Если это настоящая наука, ее достижения важны для всего человечества, они объективны. Точечно, дополняя друг друга, в изучении документов, размышлениях и дискуссиях мы подбираемся к общему согласию. Нужно находить ответы на вопросы: что было в прошлом не так, что спровоцировало, как не допустить подобных событий, какие извлечь уроки? Диалог ученого сообщества должен быть ориентирован на сотрудничество, тогда и в будущем мы будем двигаться вперед". По словам профессора Аманжоловой, сегодня достаточно много спекуляций на исторические темы, поскольку новая историческая культура активно формируется, в нее внедряется коммерция, в том числе, мифологизирущая прошлое. В данном контексте, уверена ученый, нужно не судить события минувшего, не переносить на историю современное восприятие действительности, а пытаться понять и проанализировать. "Наукой должны заниматься профессионалы. Популяризация тоже очень важна, однако и она должна быть ответственна и профессиональна. Необходимо тысячи раз проверить факты и документы, проконсультироваться с историками и не провоцировать ненужные эмоции", – подчеркнула специалист.

Профессор кафедры истории и филологии Таджикского государственного университета коммерции, доктор исторических наук Нумонджон Гафаров считает, что изучение восстания 1916 года, его опыт и последствия будут уроком для будущего евразийского пространства. "Значение восстания одинаково для всех: для казахов, кыргызов, таджиков, узбеков и русских. И чем шире мы его изучаем, тем больше шансов понять прошлое правильно", – сказал ученый.

Составитель и автор издания, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук Татьяна Котюкова также предупредила о необходимости отказаться от политических оценок восстания, поскольку в широких кругах, кроме прочего, нет четкого понимания и знания о том, что происходило в 1916 году на самом деле. "Очень часто мы видим исключительно то, что хотим видеть, то, что нам приятно, и закрываем глаза на то, что по каким-то причинам не укладывается в сформированную парадигму. Если хотя бы специалисты – ученые-историки и студенты, будут работать с документами, изданными начиная с 20-х годов и заканчивая моим очень скромным трудом, это будет очень хорошо. Но если мы с вами станем черпать знания из Википедии… мы говорим о слишком сложном явлении, чтобы его можно было уместить в формат "кликнул и получил две страницы текста", – считает ученый. Суть восстания 1916 года, по ее мнению, можно описать как общую трагедию народов, некогда населявших Российскую империю, и воспринимать ее с политической точки зрения сегодня было бы ошибкой.

Доктор исторических наук, профессор Костанайского университета им. А. Байтурсынова, секретарь ЦК КНПК Дмитрий Легкий призвал помнить о заслугах советской власти, в значительной степени принесшей согласие на земли, охваченные восстанием. По словам ученого, рост насилия и фактор мести могли привести к еще более разрушительным последствиям. "Восстания, любые протестные явления всегда имеют глубокие социальные корни, более глубокие, чем повеление о тыловых работах. Монархическая система фактически изжила сама себя, поэтому здесь виновата не русская цивилизация, тем более, не русский народ – виновата система, созданная династией Романовых. Действительно колониальная система, совершенно правильно критикуемая в советское время", – подчеркнул ученый. В настоящее время, считает профессор Легкий, необходима целенаправленная стратегия, поддержанная государством, ориентированная на популяризацию событий прошлого, но без передергиваний и подгонки их под сиюминутные нужды тех или иных политических или социальных групп. "Материалы таких конференций, исторические исследования должны быть доступны на сайте министерства образования, чтобы любой желающий мог с ним ознакомиться. А нас даже воспоминания Мустафы Шокая издаются в Токио, вот парадокс, японцы издают нашего деятеля", – заметил ученый. Он также напомнил о том, что в будущем году мы подойдем к столетнему юбилею еще одного значимого события – Октябрьской революции 1917 года. Революция, считает профессор Легкий, очень тесно связана с восстанием 1916 в единую цепь событий, до неузнаваемости изменивших евразийское пространство. И только планомерное, беспристрастное изучение позволит нам понять ту неизбежную историческую реальность, в которой мы оказались благодаря коллизиям собственного прошлого.

Nomad.su

Поделиться:

Дата: