Министр образования и науки о летних каникулах, трехъязычии и будущем казахского языка
Образование - одна из самых критикуемых сфер, и реформы в ней редко проходят безболезненно. В марте этого года в Казахстане была утверждена Государственная программа развития образования и науки РК на 2016-2019 годы. А за месяц до этого, 10 февраля, Аслана Саринжипова в кресле министра образования и науки РК сменил Ерлан Сагадиев. И именно Сагадиев сейчас сталкивается с петициями от родителей, объясняет необходимость введения пятидневной учебной недели и трехъязычной модели образования, а также продления учебного года. Все эти изменения заложены в Госпрограмме, где идет речь об обновленном содержании. Именно с вопроса о том, в чем его суть, началось наше интервью.
В середине 80-х годов большинство развитых стран пришли к выводу, что надо переходить к новому типу содержания школьного образования. Оно должно быть основано не столько на количестве знаний, сколько на функциональной грамотности. То есть важным становится не то, что знает человек, а что он умеет и как он умеет применять знания. С 1988 года страны ОЭСР одна за другой начали переходить на такое обновленное содержание в школах. Процесс в целом закончился к середине 90-х годов. В 1997 году страны договорились о едином стандарте измерений обновленного содержания - его назвали PISA. Так вот, с 1 сентября этого года Казахстан начинает его внедрять с первого класса во всех школах. На внедрение полностью дается четыре года.
Это можно объяснить на примере двух типов вопросов. Первый: сколько гектаров земли было освоено в годы целины? Это типичный вопрос ЕНТ. Здесь просто надо знать конкретные даты, факты и цифры. Второй тип вопросов: как соотносятся свет и волна? Варианты ответов: звук и амплитуда, скорость и частота и так далее. Это классический тип вопроса теста функциональной грамотности, который сдают для поступления в вуз. Здесь оценивается базовое знание физики, но самое главное - мышление ребенка и его логика. Это тип вопросов будущего ЕНТ. Как раз эти вопросы и отражают разницу между старым содержанием и обновленным, которое внедряется в школы с 1 сентября.
Во-первых, программа уже адаптирована. 30 пилотных школ - это простые школы Казахстана, в том числе сельские и малокомплектные. Результаты дают нам полную уверенность, что все остальные школы и школьники с этим справятся. Обновленное содержание апробировано и внедрено в Назарбаев Интеллектуальных школах и тридцати пилотных школах у нас в стране. Мы на это потратили годы работы. Был проведен мониторинг апробации обновленного содержания образования. Родители и дети довольны, преподаватели поддерживают. В НИШ сегодня конкурс 15 человек на одно место. Именно программы такого типа будут внедрены во всех 7,5 тысячи школах.
Во-вторых, подготовлен полный ресурс методических материалов для учителя: это учебные программы, поурочные планы, учебники, руководство для учителя, рекомендации по оцениванию. Все эти материалы будут в ближайшее время доведены до учителей на летних курсах повышения квалификации.
В-третьих, материально-техническая база этих школ особо не менялась. Речь идет о содержании учебников. Хотя я с вами согласен, что оборудование в школах надо массово обновлять, докупать, улучшать, и этот вопрос мы будем ставить перед акиматами и правительством.
В-четвертых, мы подготовили 80 преподавателей-тренеров из НИШ, которые сегодня обучают 540 преподавателей-тренеров "Өрлеу" (это национальный центр повышения квалификации) и 140 преподавателей из школ. Также идет повышение квалификации преподавателей школ. 760 с лишним тренеров обучат 73 тысячи преподавателей начальных школ обновленному содержанию программ этим летом. Эта работа будет проводиться в 280 школах во всех регионах страны, куда будут приезжать учителя начальных классов.
Да, мы готовы. Это все делается не на пустом месте. За предыдущие три года 52 тысячи преподавателей прошли уровневые курсы повышения квалификации по методике обновленного содержания и, кстати, получили надбавку к зарплате. То есть, преподаватели прекрасно понимают, о чем идет речь, и они к этому готовы. Все эти годы шла мощная подготовительная работа. Она вылилась и в то, что мы повысили охват дошкольным образованием детей с 36 до 82 процентов за 5 лет, и к 2019 году охват должен быть 100 процентов, то есть дети будут приходить в школу уже подготовленными.
То есть, когда говорят: пришел новый министр и опять экспериментирует, надо понимать, что страна к переходу на обновленное содержание готовилась очень много лет. У нас дети, которые обучались по новым программам в экспериментальных школах, давно выпустились. По поручению Президента эта работа началась почти 15 лет назад. Мне просто выпала честь начать масштабное внедрение той огромной работы, которая была сделана несколькими министрами до меня. Мы все должны сказать им спасибо.
Лето - это святое для школьников, да. Но и суббота - это очень важный день. Его не было. Он нужен как для детей, так и для родителей. Весь цивилизованный мир понимает важность восстановления, важность общения в семье. Одного дня явно недостаточно. Мы практически удваиваем время для семейного воспитания и дополнительного развития ребенка. Появляется возможность больше заниматься спортом, музыкой, искусством - это тоже важно.
Новая программа позволяет нам освободить субботу, и если посмотреть в целом, то ребенок первого класса за счет суббот получит 34 дополнительных выходных. Я понимаю, что преподаватели переживают за свои часы, за свои предметы. Но переживать не надо, в стране учителей не хватает, население растет, поэтому без работы никто не останется. Сейчас главное - обновить программу и поднять качество обучения.
Теперь про лето. Начальные классы будут заниматься только до 31 мая и отдыхать три полных месяца. Увеличение учебного года основной и старшей школы будет всего на десять учебных дней. Ни один класс не будет заканчивать позже 10 июня. Но не забывайте - в целом за счет суббот они получили 34 дополнительных выходных.
Надо понимать, что учебная программа - это результат работы сотен методистов, учителей и ученых. Ребенок должен освоить определенные темы и уровни. Возьмем, например, раздел оптики в физике. Те, кто хочет сократить программу, говорят: "Да уберите раздел оптики, слишком жарко". Как вы себе это представляете? Ребенок не будет знать природу света, преломления света, разделения на спектры. Каждый следующий уровень построен на базе предыдущего. Идешь в восьмой класс - должен знать полный объем седьмого класса, и так далее. Все взаимосвязано и обосновано.
Я, например, учился в физико-математической школе в Алматы. Понятия "лето" там не было. На лето дается 300 задач по задачнику Сканави, чтобы мозги "не ржавели". На 90 дней, это минимум полтора часа в день, каждый день. Летом. Но сейчас я об этом ни минуты не жалею. Я хотел бы сказать родителям: детей надо любить, но их будущее зависит от того, сколько они сегодня работают. Прочитайте книгу Малкольма Гладуэлла "Гении и аутсайдеры", где рассказывается про десять тысяч часов, и все станет понятно. Кстати, она, по-моему, переведена. Этот вопрос обсуждался с преподавателями и директорами неоднократно. И это их мечта. Суббота для них чрезвычайно важна.
Давайте сначала поймем объемы трехъязычия. Никто предметное трехъязычие с 1 сентября этого года ни в одном классе в обязательном порядке внедрять не собирается. Согласно программе, только в 10 и 11 классах, и только с сентября 2019 года, и только по четырем предметам (физика, химия, биология, информатика) преподавание будет вестись на английском языке. Это 8 часов в неделю. И это на четвертый год. При этом в школе с казахским языком обучения: математика, казахский язык, казахская литература, история Казахстана, география и ряд других предметов будут вестись на казахском. Всего - 16 часов. Сейчас я говорю для специалистов. Если взять только инвариантную часть, то из 22 часов инвариантного компонента 14 часов будут вестись на казахском языке плюс 3 часа физкультуры. И предметы по выбору. Русский язык и литература, всемирная история будут вестись на русском языке, независимо от языка обучения. В целом такое же соотношение в русскоязычных школах. И это на четвертый год. И только в старшей школе.
В остальных классах сегодняшние базовые принципы остаются. Понятно, что языковые нагрузки вырастут, чтобы дети были готовы к трехъязычию в старшей школе. Мы школам дадим возможность изучать предметы на трех языках и в основной школе. Но это по мере того, как школы будут к этому готовы. Массовая подготовка преподавателей начнется уже в этом году.
На самом деле, пока мы говорим, работа в регионах идет полным ходом. Посмотрите на успехи Восточно-Казахстанской области. Как много сделано в Кызылорде, в Актобе. В целом, мы в успехе не сомневаемся.
Приоритет изучения казахского государственного языка был, есть и остается. Более того, мы ставим задачу тотального владения казахским языком. Это во многом и есть смысл трехъязычия. Во всех школах, включая русскоязычные школы, помимо казахского языка и литературы в старших классах, еще и история Казахстана будет преподаваться на казахском языке. Еще раз повторяю, это с 2019 года. Мы верим, что преподавание языка без преподавания предмета на этом языке эффекта не дает.
Главная проблема сегодня - то, что казахский язык преподается, но методика такая, что по завершении школы дети свободно языком не владеют. Методику надо менять. Работа идет по двум направлениям. Первое - новые технологии преподавания. У нас несколько групп специалистов к разработке таких технологий приступили. Об этом мы потом подробно расскажем. Второе направление - подготовка методологов мирового уровня для казахского языка. Мы договариваемся с мировыми центрами методологической подготовки, в частности, с университетами Германии, Израиля и другими. Они примут наших молодых методологов на 6-12-месячные курсы подготовки. Дальше оба направления будем объединять. На все дается полтора года. Мы надеемся, что с 1 сентября 2017 года методология преподавания казахского языка в школах начнет меняться. Задача - чтобы все выпускники школ к 2020 году свободно владели казахским языком.
Давайте считать. Для четырех предметов на английском языке в старшей школе нам нужно около 32 000 преподавателей. Всего у нас 365 000 учителей. Если каждый 20-й учитель за четыре года сумеет перестроиться, то мы уже наполовину обеспечены. А я уверен, их будет больше. Плюс каждый год мы принимаем на работу 12-13 тысяч молодых учителей. Если треть молодых учителей будут англоговорящими, то это нам даст недостающую половину. На самом деле, мы думаем, что в нашем распоряжении будет большее количество специалистов. У нас более трех лет. Конечно, предстоит серьезная работа по перестройке педагогического образования в очень сжатые сроки. Мы планируем увеличить PhD на английском языке в несколько раз, магистратуру на английском языке. В целом, вложить большие средства в подготовку учителей. Нельзя забывать про новые технологии преподавания языков. Если 5000 школ будут охвачены Интернетом, а это 90 процентов преподавателей, то задача вполне решаема.
Цель поставил Президент - войти в 30 наиболее развитых стран. Это уровень Эстонии и Израиля. То есть, мы говорим о высокотехнологичном, высокообразованном, международно-интегрированном обществе с высочайшим международным уровнем сервиса.
Гарвардские аспиранты когда-то делали исследование медицинских учебников на разных языках и выяснили, что на некоторых языках в учебниках отсутствует до 30 процентов базовой информации о человеческих органах.
Теперь представим. Вы приходите к доктору, и вы не уверены, что он знает все ваши органы. Как вы себе это представляете? Мы, к сожалению, должны выбирать. Если мы хотим уровень медицины, как в Корее, Германии и Израиле, то медицина должна преподаваться на английском. Послушайте мнение таких известных ученых, как Торегельды Шарманович Шарманов, Камал Саруарович Ормантаев и других. 30 процентов медицинских знаний обновляются каждые пять лет. Ни одна страна не может угнаться за таким информационным потоком. Такую массу новых знаний перевести не под силу ни одной стране, ни одному бюджету. То же самое в IT, новых материалах, био- и нанотехнологиях, самолетостроении, робототехнике и так далее до бесконечности. Я говорю "к сожалению", потому что глобализация не оставляет государствам другого выбора. Почитайте мировые исследования: чем лучше знание английского языка у населения, тем выше доход на душу населения, меньше безработной молодежи, лучше бизнес-климат. А прием пациентов медикам нужно проводить на родном языке, как это делается во всем мире.
Все должно основываться на научных исследованиях. Исследования показывают, что к 7 годам у двуязычных и трехъязычных детей количество нейронных связей головного мозга значительно выше, чем у моноязычных. Это без какого-либо дополнительного образования. Ребенок с рождения попадает в среду с более высокими нагрузками и к семи годам его потенциал выше, чем у моноязычных сверстников. Сам ребенок этого не замечает.
Это как в спорте: ребенок, занимающийся спортом, привыкает к нагрузкам, и мышцы у него плотнее, он сильнее, выносливость у него выше, и все это само собой. Также и мозг тренируется автоматически.
Англичане 20 лет назад отказались от обязательного второго языка, понимая, что весь мир будет говорить по-английски. Но после публикации результатов этих исследований они опять ввели второй язык обязательным в каждой школе. Доказано, что полиязычным лучше дается математика. В целом, полиязычные дети более успешны. Согласитесь, наши дети - одни из наиболее подготовленных к полиязычию в мире.
Это мнение заслуживает изучения. Оно обычно опирается на опыт Японии. Издалека звучит красиво. Однако здесь вскрывается целый пласт новых проблем. Япония мононациональна. А мы многонациональное государство, более 100 национальностей, в центре Евразии. Наши дети от рождения уже находятся в многоязычной среде. Это раз.
Второе. Исследования ОЭСР показывают, что по грамотности чтения, дети из школ с казахским языком обучения отстают от сверстников из школ с русским языком обучения на 1,5 года. Это внутри страны. Закрепление моноязычия приведет к закреплению такого отставания. Согласитесь, сначала надо довести качество учебников на казахском языке до уровня Японии. Этим мы и собираемся системно заниматься.
Третье. Есть личностный план. Мы все мечтаем, чтобы наши дети стали будущими Гейтсами и Цукербергами. Гейтс - это чемпион мира в IT-технологиях. Мы все знаем, что значит быть чемпионом мира, например, по фигурному катанию. Начинать надо в 3 года. Если перефразировать идею моноязычия, то нам предлагают до 12 лет заниматься боксом, а потом перейти на фигурное катание и покорить весь мир. Насколько это реалистично в современном мире? Как к этому отнесется сама молодежь?
И, наконец, четвертое. Основа этого аргумента - страх за молодежь. "Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, изводят учителей". Это говорил еще Сократ. С тех пор прошло сотни поколений, и каждое поколение отцов всегда боится за поколение детей, и всегда напрасно. Наши дети будут такие же патриотичные, будут так же любить родину. Наша задача: сделать их, как минимум, равными с самыми образованными людьми в этом мире.
Очень важно всех выслушать и понять, что они говорят и почему они это говорят. Мы - открытое министерство. Понятно, что проблем накопилось немало, их надо решать системно. Что мы и делаем.
Однако я хотел бы обратиться к родителям. Образование - это судьба ваших детей. Завтра будет он высокообразованный или нет - во многом в ваших руках. Прежде чем подписываться под петициями, вы должны подумать: если завтра ваш ребенок не найдет работу, будет никому не нужен, где вы будете искать этого активиста, который вам посоветовал не учиться в жару? И скажет ли ваш ребенок вам спасибо? Петиции, наверное, будут, но наше население в основном очень грамотное, способное самостоятельно думать.
Беседовала Асемгуль Касенова
Подробнее: https://tengrinews.kz/conference/150/
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на Tengrinews.kz
Поделиться: