Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Вызовы и перспективы китайского Шелкового пути обсудили международные эксперты в Екатеринбурге

27 Марта 2016

Автор:

Теги:

Вызовы и перспективы китайского Шелкового путиобсудили международные эксперты в Екатеринбурге

Участников международного круглого столапоприветствовал Министр ЕЭК Данил Ибраев.

 

Российские и кыргызские экспертыобсудили  перспективы сопряжениеинтересов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и китайского Шелкового пути(ЭПШП) в Екатеринбурге в пятницу, 25 марта. Мероприятие было организованоЭкспертным клубом "Урал-Евразия" при поддержке Уральского федеральногоуниверситета (УрФУ) и Центральноазиатского исследовательского центра УрФУ.

Вкачестве докладчиков выступили помощник члена Коллегии(Министра) по энергетике и инфраструктуре Евразийской экономической комиссии(ЕЭК) Данила Ибраева Кубатбек Рахимов (Бишкек),младшийнаучный сотрудник Уральского информационно-аналитического центра РоссийскогоИнститута Стратегических Исследований (РИСИ) Арина Мордвинова (Екатеринбург) и ассистент кафедры востоковеденияДепартамента "Факультет международных отношений" УрФУ Дмитрий Желобов (Екатеринбург).

Мероприятие было открыто приветственным словом отимени Министра ЕЭК по энергетике и инфраструктуре Данила Ибраева, которое зачитал его помощник Кубатбек Рахимов. В приветствии было отмечено, что «сегодня мир переживает эпоху интеграционныхобъединений. Огромный интерес экспертного сообщества вызывает обсуждение такихвопросов, как создание Трансатлантического партнерства, Транстихоокеанскогопартнерства, всевозможные конфигурации по объединению и сопряжению интересовЕвразийского экономического союза с Европейским Союзом, Экономическим поясомШелкового пути Китая. Однако большой ошибкой является вырывание этих проектовиз исторического контекста – все они имеют свою историю и своихпредшественников. Особенно актуальным это является при обсуждении сопряженияинтересов ЕАЭС и  ЭПШП».

Также в приветствии Министра было отмечено, что работав ЕЭК действительно строится на равноправных условиях для всех участвующих вЕАЭС стран: представители каждой республики имеют министерские портфели ипредставлены в структуре в равных долях вне зависимости от размеров ихэкономик, населения и т.д. Все это создает реальные возможности для эффективнойработы комиссии.

Младший научный сотрудник РИСИ Арина Мордвинова в своем выступлении затронула экономическиеинтересы и стратегию Китая в Центральной Азии: «Идею создания «экономического пояса Шелкового пути» впервые озвучилПредседатель КНР Си Цзиньпин 16 сентября 2013 г. Однако фактически, каксвидетельствует статистика, Китай проводил активную экономическую политику в ЦАеще с середины 2000-х гг. После объявления указанной концепции она лишьполучила идейное воплощение».

Экспертзаметила, что в последнее время расширение влияния КНР в регионе преподноситсякак угроза интересам России. «Однакодействия Китая не имеют антироссийской риторики. КНР – динамично развивающаясястрана, имеющая определенный спектр интересов и ее политика в ЦА обусловлена,главным образом, экономическими соображениями. И в этой связи Китай следуетрассматривать не как угрозу, а как экономического конкурента и находить новыеточки взаимодействия и согласования интересов. Существенным шагом в этомнаправлении является сопряжение ЕАЭС и ШП», - заключила сотрудник РИСИ.

По мнению ассистента кафедрывостоковедения Факультета международных отношений УрФУ Дмитрия Желобова, реальное экономическое наполнение ЭПШП на текущиймомент находится под вопросом и является скорее идеологическим проектом врамках концепции "Один пояс – один путь", продвигаемой"шэньсийской группой" Си Цзиньпина. Кроме того, перед этой концепциейпоставлены задачи в том числе по решению именно внутренних проблем Китая, каквыравнивание уровня экономического развития Восточного и Западного Китая ипотребность в новых рынках сбыта для растущей китайской экономики.

Китаист подробно рассмотрел возможные маршруты ЭПШП, включая российскиежелезные дороги, каспийский и южный маршруты, и предложил конкретные шаги попродвижению российского направления ЭПШП, среди которых развитие сотрудничествас Ираном и Азербайджаном с целью их вовлечения в ЕАЭС и срочное достижениедоговоренности с Китаем о строительстве высокоскоростной железнодорожноймагистрали от границ Казахстана до границ Белоруссии с международной или универсальнойколеей.

Помощник Министра ЕЭК по энергетике и инфраструктуре Кубатбек Рахимов в своем выступлении отметил,что Россия всегда была серьезным таможенным барьером китайских товаров на путив Европу, с одной стороны, и транзитом европейских технологий на восток, сдругой. При реализации китайского проекта ЭПШП Россия потеряет эту роль – Китайстанет напрямую поставлять свою продукцию в европейские страны. Казахстанскаяинфраструктурная программа "Нурлы Жол", которая подводит Китайвплотную к российским границам, уже поставила РФ перед этим фактом.

Эксперт также остановился на вопросе направленияразвития ЭПШП. В интересах России, однозначно, развитие восточного направления,которое имеет установку на комбинирование морских и наземных грузоперевозок, гдебудут задействованы Северо-Восточный Китай, Сибирь и Тихоокеанская Россия, чтодаст им сильный толчок в экономическом развитии.

Кроме того, помощник Министра ЕЭК сравнил слабыестороны и преимущества транспортных проектов, которые разрабатывались дляЦентральной Азии в последние десятилетия, это: Программа центрально-азиатскогоэкономического развития (ЦАРЭС-2020), инициированная Азиатским банком развития(АБР) в 2001 году; «Новый Шелковый путь», предложенный госсекретарем СШАХиллари Клиинтон в 2011 году и имеющий цель объединить Центральную и Южную Азиюв единый макрорегион; и Экономический пояс Шелкового пути Китая. По личномуубеждению специалиста, работа по сопряжению интересов ЕАЭС и ЭПШП еще долго ненайдет реального экономического воплощения. При этом зачастую при разговорах оразвитии транспорта в ЦА незаслуженно забывают о проекте ЦАРЭС, в рамках которогоза 15 лет проделана огромная работа и вложены немалые инвестиции. Также приизбрании президентом США Хиллари Клинтон высока вероятность обретения второйжизни у проекта "Нового Шелкового пути" США.

Эксперты и участники дискуссиисошлись во мнении, что сопряжение интересов ЕАЭС и Экономического поясаШелкового пути несет с собой как серьезные вызовы странам Центральной Азии иРоссии, так и большие возможности, которые можно эффективно использовать винтересах всех участвующих сторон.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение