Казахстан: после выборов возможна конституционная реформа
20 марта, в единый день голосования, казахстанцам предстоит избрать депутатов мажилиса парламента и маслихатов всех уровней. Как известно, выборы пройдут досрочно. По мнению участников заседания экспертного клуба «Мир Евразии», состоявшегося в Алматы на тему «Казахстан до и после выборов: модернизация, стабильность, интеграция», главная интрига, которую сулит Казахстану нынешняя избирательная кампания, еще впереди. Таким образом, на политическом поле страны намечается существенное обновление. Но предвещает ли оно какие-либо заметные изменения? Мнения участников заседания на этот счет не были однозначными.
Лидеры и аутсайдеры
Видная особенность нынешних выборов в мажилис, нижнюю палату парламента страны, – это меньшее количество политических партий, которые соревнуются в предвыборной кампании. В выборах в мажилис четвертого созыва участвовало 8 партий, пятого – 7 партий, сейчас – 6 партий. Семь процентов – это достаточно большой проходной балл. Поэтому шансы у трех партий, которые уже были представлены в палате прежнего созыва, максимально сохраняются. «Парламент наверняка будет трехпартийным, и там будут те же партии, что и сейчас: «Нур Отан», КНПК и «Ак Жол», – отметил главный научный сотрудник Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК (КИСИ) Юрий Булуктаев. «Очень большая вероятность трехпартийного парламента. И сразу возникает резонный вопрос: в чем смысл (досрочных выборов, каковыми они являются. – Ред.)? Фактически ничего не меняется», – выразил свое мнение политолог Олег Сидоров.
Однако другие эксперты полагают, что некая интрига на предстоящих выборах депутатов мажилиса все-таки имеется. «Думаю, что в парламенте появится четвертая партия. А какая, трудно сказать, но она будет, причем за счет мест партии «Нур Отан», которой придется немного потесниться», – высказала точку зрения директор Центра ЮНЕСКО КазНУ им. аль-Фараби Лайла Ахметова. Ее поддержала независимый политолог и публицист Айгуль Омарова, она даже назвала возможного претендента из трех непарламентских партий-кандидатов: «Скорее всего, будет представлено четыре партии, потому что партия «Ауыл» не зря создавалась».
Директор Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрей Чеботарев занял компромиссную позицию. Он считает, что в парламенте окажется, скорее всего, три партии, но только две из них – из прежнего состава. «Если говорить о партийном раскладе и паритете сил в новом созыве мажилиса, то тут уже говорили, что будет трехпартийный формат. Я думаю, что все-таки войдет в парламент партия «Ауыл», которая провела заметную реорганизацию посредством объединения с Партией патриотов и изменения позиционирования с социал-демократической на народно-патриотическую. Конечно, на раскрутку среди населения у этой партии было очень мало времени. Но «Ауыл» вполне может собрать голоса в сельской местности, чего сложно сделать, к примеру, народным коммунистам», – полагает политолог.
На очереди – смена правительства?
«Положа руку на сердце, кардинальных изменений от введения четвертой партии либо от изменения баланса сил я не жду, – прокомментировала дискуссию о количестве партий в парламенте шестого созыва руководитель представительства КИСИ в Алматы Мадина Нургалиева. – Если отвечать на вопрос «В чем состоят основные задачи обновленных органов власти?», то однозначно это будет выполнение Плана нации «100 шагов». Никаких новинок нет».
Данного мнения придерживались и другие участники экспертного клуба: от парламента, какие бы партии в него ни вошли, никто не ждет кардинальных перемен. «Парламент и тем более маслихаты не делают погоды ни в стране в целом, ни в регионах. Понятно, что внеочередные выборы проводятся в интересах обеспечения стабильности в условиях экономического кризиса и частых колебаний курса тенге по отношению к доллару. В связи с этим важно показать народу, что система работает, сбоев никаких нет», – уверен Андрей Чеботарев.
По его мнению, в поствыборный период стоит ожидать иные изменения. «Первое, что потенциально может произойти после выборов, это смена правительства, – предрекает политолог. – Многие эксперты прогнозируют возможное нарастание критических тенденций в экономике, что отразится и на социальной сфере. В этих условиях руководство будет заинтересовано показать обществу, что законодательную власть усилили, а теперь следует усилить и исполнительную».
Еще один прогноз от А. Чеботарева связан с конституционной реформой, о необходимости которой говорил в прошлом году президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Она нужна для того, чтобы со временем республика преобразовалась из президентской в президентско-парламентскую. «Не исключено, что руководство страны начнет поднимать тему заявленной президентом конституционной реформы. По меньшей мере, могут запустить в СМИ и на разных публичных мероприятиях обсуждение этой темы. А если этот вопрос выйдет уже в этом году на уровень разработки проекта конституционных поправок, то, следовательно, транзит власти не за горами», – резюмировал А. Чеботарев.
Идем прежним курсом
При этом не все эксперты согласны с тем, что парламент шестого созыва не сможет стать застрельщиком серьезных изменений. Об этом говорят уже предвыборные программы партий, в которых, как заметил Ю. Булуктаев, «мизерная политическая часть». Все шесть партий в своих предвыборных программах в той или иной степени отметили, что источник всех нынешних трудностей в стране – это глобальный экономический кризис. И надо сказать, что эта тема вполне отвечает нынешним обстоятельствам и запросам общества.
«Что касается электората, то он ожидает, что кризисную ситуацию все-таки удастся стабилизировать. Практически во всех СМИ идет информация об экономических сложностях, кризисе, о том, что казахстанцам надо «затянуть пояса», перестроить свой бюджет, покупать товары отечественного производства. При этом основным ньюсмейкером данного месседжа выступает глава государства, – говорит М. Нургалиева. – Параллельно с этим идет успокоительный, иммунитет содержащий посыл: «Мы с этим справимся, государство предпринимает меры, работают госпрограммы». И в принципе народ сохраняет спокойствие. Правда, традиционно после выборов экономическая ситуация меняется и не в лучшую сторону – это уже обсуждается населением в общественных местах. Например, есть опасение, что курс доллара сейчас идет на понижение, а после выборов опять вырастет».
В свою очередь, главный редактор делового журнала «Эксперт Казахстан» Сергей Домнин уверен, что нет никаких оснований и для заметных изменений экономической политики. «Оговорюсь: экономическую политику проводит правительство, и мы знаем, что влияние парламента на правительство невысокое. Важнейшие программы правительства расписаны до 2020 года. И поскольку нет сомнений, что лидирующее место в парламенте займет «Нур Отан», то нет и предпосылок, что эти программы, много раз упоминаемые в платформе партии власти, будут закрыты. Говорить о том, что изменится экономический курс после выборов, я думаю, не стоит. Курс будет тот же самый, который в себе комбинирует довольно причудливым образом антикризисные и либерально-экономические инструменты», – сказал эксперт.
Факт смешения разных подходов он пояснил тем, что государство, с одной стороны, изымает деньги из экономики, например, за счет повышения налогов, а с другой - вкачивает деньги в экономику за счет той же антикризисной программы «Нурлы Жол» и средств Единого накопительного пенсионного фонда. «Влияние будущего парламента на правительство будет заключаться в том, что депутатам потребуется активнее играть роль публичных политиков и время от времени критиковать исполнительную власть. Период таков, что им предстоит быть более требовательными. Но решающее влияние на действия правительства новый парламент вряд ли будет оказывать. Эта прерогатива останется у президента», – отметил С. Домнин.
Между тем главный редактор информационно-аналитического центра Caspian Bridge, политолог Замир Каражанов сделал акцент на политических заявлениях, которые делаются на фоне электоральной кампании: «Глава государства не так давно обозначил позицию по языковому вопросу (речь идет о требовании к чиновникам отвечать на запросы граждан на языке обращения. – Э.П.). Думаю, что мы имеем дело с долгосрочным трендом. Заявление многогранное, было обращено не только к внутренней аудитории, но и к внешней. В межнациональной сфере востребованы дополнительные гарантии, что существующий статус-кво сохранится. Тем более что на следующий день после выборов состоится сессия Ассамблеи народа Казахстана. С другой стороны, это сигнал, прежде всего, для России. Потому что вопрос языка для Москвы всегда был вопросом геополитической лояльности на постсоветском пространстве. Сохранился русский язык – значит, будет страна в компании с Россией; если идет давление на язык, значит, страна будет уходить в сторону Запада, НАТО».
К слову, и само проведение внеочередных выборов, по мнению экспертов, также является своеобразным сигналом для внешних игроков. Поскольку данный шаг демонстрирует, что действующая власть полностью контролирует ситуацию в стране, обеспечивает стабильность и поступательное развитие. А это означает, что Казахстан является надежным и предсказуемым партнером.
Поделиться: