Казахстанский бизнес способен развиваться в условиях антикризисной политики государства

Дата:
 Казахстанский бизнес способен развиваться в условиях антикризисной политики государства

ЦГИ «Берлек-Единство»: Казахстанский бизнес способен развиваться в условиях антикризисной политики государстваПродолжающийся на постсоветском пространстве кризис вынуждает перестраиваться все сектора экономик стран региона. Правительством Казахстана уже в минувшем году было принято множество законодательных изменений и новых программ, носящих антикризисный характер. В условиях снижения темпов экономического роста одним из секторов, наиболее сильно ощущающих давление, является бизнес, в частности субъекты малого и среднего предпринимательства. Казахстанские бизнесмены не могли не почувствовать изменений в экономике, и с прошлого года также вынуждены перестраивать свою деятельность под новые требования современности. Несмотря на то, что в условиях кризисных явлений правила игры меняются, предприниматели Казахстана в состоянии пройти этот период с минимальными потерями.

В течение нескольких предшествующих кризису лет, Астана демонстрировала серьезные намерения формирования хорошего, конкурентоспособного на мировой арене делового климата. Среди наиболее эффективных мер правительства в поддержку предпринимательства можно назвать снижение степени фискальной нагрузки на бизнес-субъекты, отказ от плановых проверок государственными органами, а также субсидирование ряда видов деятельности предпринимателей. С другой стороны, последние изменения в мировой и, как следствие, национальной экономике Казахстана вызвали ряд негативных последствий, сказывающихся на работе бизнесменов.

Пост-девальвационный период в Республике Казахстан, ожидаемо, сказался на уровне жизни населения. Уже сейчас заметны процессы снижения покупательной способности граждан Казахстана, что в свою очередь напрямую воздействует на предпринимателей. Сегодня казахстанцы ощущают нарастающую динамику инфляционных процессов. В результате предприниматели сталкиваются с увеличением объемов промежуточных издержек с одной стороны, и с необходимостью повышения цен на производимые товары и услуги. Это сказывается на предпочтениях потребителей, часть из которых отказывается от выросших в цене продуктов.

Кроме того, по данным портала Ranking.kz, в Казахстане фиксируется рост аренды нежилых помещений. Сообщается, что в феврале 2016 года коммерческие помещения сдавались на 20% дороже, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Агентство отмечает, что стоимость аренды увеличилась в тенговом эквиваленте, в то время как в долларах, напротив, снизилась с учетом девальвации. Все это также включается в общий объем промежуточных издержек. У предпринимателей Казахстана есть выбор между повышением стоимости товаров и услуг, или снижением дохода от деятельности.

Многие организации выбирают политику оптимизации при помощи сокращения штата сотрудников. Однако существуют возможности экономии на других статьях расходов. Например, в период кризиса имеет смысл развивать торговые интернет-площадки. Такие шаги позволят сократить затраты, связанные с арендой помещений, или оплатой труда менеджеров.

Немаловажно, что, несмотря на кризис в экономике, в Казахстане фиксируется рост деловой активности. Это обусловлено влиянием государственных программ поддержки. В частности, аналитики отмечают рост общего объема кредитов, выданных субъектам малого и среднего предпринимательства. Нельзя исключать, что эти процессы вызваны именно снижением темпов экономического роста. Бизнес таким образом решает проблему недостатка инвестиций (проценты кредитования довольно привлекательны) В то же время импульс развития получает и банковский сектор – кредитные продукты сегодня востребованы в том числе и по причине государственного субсидирования. Можно утверждать, что предприниматели Казахстана в этом ключе все еще имеют точки опоры для дальнейшего роста. Однако в то же время нельзя забывать и об оптимизации расходов, что в кризисный период признается обязательным шагом.

Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Поделиться:

Дата: