-Как Вы оцениваете итоги деятельности ЕАЭС после того, как год назад в эту организацию вступила Армения?
- Евразийский экономический союз находится в стадии формирования. При этом уже сейчас определился круг стран – так называемое интеграционное ядро, от которого зависит будущее ЕАЭС. Инициаторами активизации интеграционного блока, безусловно, являются страны-учредители. Однако вхождение таких стран как Армения и Кыргызстан в значительной степени укрепили позиции ЕАЭС. В частности, если рассматривать вступление Армении, то это открыло новые возможности для развития взаимоотношений и торговли с кавказским регионом, а учитывая перспективы создания Зоны свободной торговли между ЕАЭС и Ираном, Армения может стать ключевым транспортным и коммуникационным звеном в развитии южного измерения ЕАЭС.
-Какие ожидания у стран- членов ЕАЭС от председательствования Тиграна Саркисяна ?
- С 1 февраля 2016 года начал работу новый состав Коллегии ЕЭК под руководством нового Председателя - Тиграна Саркисяна. В состав Коллегии вошли опытные министры. Новый Председатель Коллегии ЕЭК - Тигран Саркисян имеет солидный опыт работы в экономической сфере, что особенно важно в период стагнации социально-экономического развития стран ЕАЭС. Поэтому ожидания связаны, прежде всего, с формированием консолидированной позиции ЕАЭС по выработке антикризисных мер в финансово-кредитной и бюджетной области, а также мер, направленных на углубление сотрудничества.
-По Вашему мнению, какие препятствия мешают более быстрому налаживанию экономических связей между предпринимателями стран- членов ЕАЭС?
- На мой, взгляд, затрагивая проблему участия предпринимателей из Армении и России в наладку механизмов партнёрства под эгидой ЕАЭС, следует в первую очередь говорить о низкой вовлечённости среднего и малого бизнеса, низкой доли во взаимном товарообороте совместных проектов в сфере хай-тека. Здесь необходимо выделить следующие факторы – это низкая осведомленность об условиях ведения бизнеса, изменениях в сфере торговли и услуг, которые произошли в связи с началом работы ЕАЭС, второй момент – это отсутствие общего стратегического планирования по развитию малого и среднего бизнеса в рамках ЕАЭС. Необходимость широкого использования венчурных инструментариев самого ЕАЭС для стимулирования проектов в сфере высоких технологий. При этом, бизнес всегда сможет найти выгодные ниши, а развитие ЕАЭС их открывает. В частности, например, российские туроператоры начинают прокладывать маршруты в Армению.
В целом – открытость, информационная доступность и готовность помогать – это те резервы, которые, безусловно, требуют отладки и скорейшей активации в рамках ЕАЭС – для роста экономик стран-участниц Евразийской интеграции.
Ваник Элизбарян
Eurasia24.am