Развитие избирательного законодательства – важное условие дальнейшей демократизации государства

Дата:

 

Развитиеизбирательного законодательства – важное условие дальнейшей демократизациигосударства

 

Недавно в Ташкенте, столице РеспубликиУзбекистан, состоялся международный «круглый стол» на тему «Демократизацияизбирательной системы и законодательства: опыт Узбекистана и зарубежных стран».

Мероприятие организовано Центральнойизбирательной комиссией (ЦИК) Республики Узбекистан совместно с Сенатом иЗаконодательной палатой Олий Мажлиса, Институтом мониторинга действующегозаконодательства при Президенте Республики Узбекистан, Институтомстратегических и межрегиональных исследований при Президенте страны,Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества,Всемирной ассоциацией избирательных органов, Координатором проектов ОБСЕ вУзбекистане.

Целью проведения «круглого стола» сталообсуждение вопросов развития национального избирательного законодательства,опыта зарубежных стран, ознакомление международного сообщества с принятымимерами по реформированию избирательной системы Узбекистана.

В работе форума приняли участие члены ЦИКУзбекистана и территориальных избирательных комиссий, сенаторы и депутаты,представители политических партий и Экологического движения Узбекистана,министерств и ведомств, негосударственных некоммерческих организаций, экспертыВсемирной ассоциации избирательных органов, зарубежные ученые и специалисты вобласти избирательного права, а также представители СМИ.

В ходе мероприятия отмечалось, что за годынезависимости в Узбекистане благодаря последовательной, поэтапной модернизацииполитической, государственной, правовой систем была создана отвечающая самымвысоким демократическим требованиям национальная избирательная система. На ееоснове полностью реализуется право граждан на участие в управлении деламиобщества и государства. При этом важное значение имеет законодательноезакрепление в Конституции и законах республики демократических принциповпроведения выборов, сформированных на основе общепризнанных международных норми принципов.

В основу национальной модели государственностиУзбекистана заложены принципы свободы выбора и волеизъявления граждан, преждевсего конституционное право каждого избирать и быть избранным в органыгосударственной власти. Реформы в избирательной сфере имеют системный,последовательный и взаимосвязанный характер и направлены на обеспечение свободывыбора и развитие национального законодательства о выборах.

Подтверждением эффективности глубокихпреобразований в данной сфере стали состоявшиеся в 2014 году выборы в ОлийМажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народныхдепутатов, а также выборы Президента Республики Узбекистан в 2015 году. Ихитоги стали важной вехой в формировании органов государственной власти,укреплении демократических основ народовластия, дальнейшем развитии страны попути построения правового государства и сильного гражданского общества.

Выдвинутая Президентом Исламом КаримовымКонцепция дальнейшего углубления демократических реформ и формированиягражданского общества в стране ознаменовала собой новый этап совершенствованиясферы государственного и общественного управления, правовой системы. Внесенныев связи с этим изменения в избирательное законодательство способствуютукреплению принципов открытости и прозрачности избирательного процесса, развитиюимеющихся механизмов свободного волеизъявления граждан.

При этом важнейшей особенностью национальнойизбирательной системы является функционирование независимых избирательныхкомиссий, обеспечивающих организацию и проведение выборов на основе открытостии гласности в полном соответствии с требованиями закона. Также отмечалась рольорганов самоуправления граждан, других институтов гражданского общества вобеспечении демократических выборов.

Придание ЦИК Узбекистана статусаконституционного органа, занимающего особое место в системе государственнойвласти, который обеспечивает на практике подготовку и проведение выборов безвсякого вмешательства других государственных органов, явилось еще однойважнейшей гарантией всестороннего обеспечения демократичности, открытости игласности выборов.

В качестве конституционной нормы закрепленадемократическая система формирования Центральной избирательной комиссии,основные принципы ее деятельности. В соответствии с изменениями в Бюджетномкодексе обеспечена ее финансовая независимость. Благодаря расширению полномочийи укреплению своего статуса ЦИК получил возможность еще более эффективно итесно сотрудничать с национальными и зарубежными партнерами. СегодняЦентризбирком Узбекистана является полноправным членом Всемирной ассоциацииизбирательных органов, налажено сотрудничество с избирательными комиссиямистран СНГ, Европы, Азии, а также ряда международных организаций.

В ходе мероприятия состоялся обмен мнениями поразличным аспектам избирательной системы и законодательства о выборах, в томчисле актуальным вопросам правоприменительной практики, финансированияизбирательной кампании, ответственности участников избирательного процесса,межпартийной конкуренции.

По мнению участников, развитие политическогоплюрализма и многопартийной системы, повышение роли политических партий всистеме представительной демократии являются результатами демократическихпреобразований в Узбекистане. Накопленный опыт, особенно в ходе последнихвыборов, а также изучение и анализ зарубежной практики выдвигают на повесткудня вопрос разработки и принятия Избирательного кодекса Республики Узбекистан,что нацелено на унификацию правовых норм национального законодательства овыборах.

Экспертами также отмечалась важность разработкии внедрения в выборные процессы информационно-коммуникационных технологий. Насегодняшний день ИКТ не только формируют технологическую среду для модернизациисистемы государственного управления, но и способствуют демократизации илиберализации общественной жизни. В этой связи в ходе «круглого стола»обсуждены вопросы зарубежной правоприменительной практики функционированияединого электронного реестра избирателей, а также создания правовых основформирования и использования единого электронного списка граждан. Это может способствоватьеще большему усилению гарантий избирательных прав граждан, дальнейшемуобеспечению принципов открытости и прозрачности всего избирательного процесса.

«Круглый стол» прошел в форме открытого иконструктивного диалога, живой дискуссии, по итогам которой принятырекомендации по дальнейшей демократизации избирательного законодательства ипрактики. Участники мероприятия пришли к единому мнению о том, что с учетомзадач, намеченных в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ иформирования гражданского общества в стране, последовательно осуществляемые вУзбекистане реформы, в том числе и в сфере обеспечения свободы выбора иразвития избирательного законодательства, направлены на укреплениегарантированных конституционных прав граждан избирать и быть избранными ворганы государственной власти.

Ким Юнг Так, менеджер по вопросам развитияинформационных и коммуникационных технологий Всемирной организацииинформационных органов, в интервью ИА «Жахон» отметил следующее:

- Я рад участвовать в сегодняшнем «кругломстоле». Для совершенствования открытой и справедливой избирательной системыУзбекистана организация подобных мероприятий очень полезна, так как ониспособствуют дальнейшей оптимизации избирательных процессов и проведениючестных и прозрачных выборов.

Кодифицирование избирательного законодательства,то есть принятие отдельного избирательного кодекса – важный фактор в проведениидемократических выборов в любой стране. Поэтому, так как здесь прозвучалиподобные рекомендации, думаю, что необходимо всесторонне изучить необходимостьтакого действия.

 

Источник:Информационное агентство Узбекистана

Поделиться:

Дата: