ЦГИ «Берлек-Единство»: Правительство Кыргызстана: новый формат
Дата:
В Кыргызской Республике полным ходом идет процесс формирования правительства страны. На данном этапе, проводится отбор депутатов из партийных списков. Далее будет сформирована правящая коалиция и назначены премьер-министр, руководители министерств и т.д. Примечательно, что экспертное сообщество ожидает видимые изменения в самом процессе формирования правительства, так как предыдущий формат не принес весомых результатов.
Под изменением процесса имеется в виду то, что депутатский корпус будет определять лишь премьер-министра. Далее уже премьер-министр будет назначать министров и других высокопоставленных чиновников. Такой способ построения правительства предполагает более работоспособный состав руководства, ведь одной из очевидных проблем предыдущих составов эксперты указывают то, что те же министры, избранные из числа депутатов, просто не соответствовали занимаемым должностям.
Например, экономист Ж. Акенеев в интервью С. Аскарову (Регион.kg) сказал следующее: «… В прошлом созыве пришли на работу такие члены правительства, которые иногда не разбирались в темах, за которые отвечали. Был случай, когда министр культуры путал сказителя с композитором. Это связано с тем, что кабмин выбирали из депутатов…». Действительно, подобный образец нерационально сформированного высшего менеджмента страны несколько пагубно влияет на ее развитие. В особенности это ощутимо в нынешних условиях глобального экономического кризиса.
Более того, Кыргызстан вот уже несколько месяцев является полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Участие в этом объединении сулит стране немало выгод, но их необходимо добиваться путем грамотного управления потенциалом центрально-азиатского государства. В какой-то степени нехватка выверенных действий кыргызстанского руководства в тех или иных аспектах государственного управления и стала причиной отсутствия видимых успехов страны в качестве члена ЕАЭС.
Кроме того, по некоторым данным, свою лепту в формирование отрицательного имиджа именно ЕАЭС для Кыргызстана внес человеческий фактор. «… кыргызские товары на рынки ЕАЭС практически не попадают. Официально препятствий для выхода наших товаров на рынок Казахстана нет. За исключением продукции, которая должна проходить ветеринарный контроль. Но неформальные сборы и запреты стали непреодолимым препятствием для отечественных товаров» - пишет в своей статье Т. Кудрявцева (ИА «24.kg»).
Действительно, в информационном пространстве имеются сообщения, согласно которым, некоторые представители пограничных структур Казахстана не совсем добросовестно ведут работу, что никак не вяжется с официальной позицией Астаны – одного из основных интеграторов ЕАЭС. В любом случае, есть основания полагать, что заведомо проигрышные позиции кыргызстанских производителей на общем рынке – это временное явление.
К слову, столь острые вопросы были подняты Президентом КР А. Атамбаевым в ходе Высшего евразийского экономического совета, прошедшего в Казахстане. Сообщается, что отклик партнеров по объединению не заставит себя ждать. В частности, по итогам заседания Президент Белоруссии А. Лукашенко заявил следующее: «… Мы договорились по предложению президента России, его поддержал и президент Казахстана, что страны серьезным образом проработают вопросы, связанные с проблемами на границе КР и РК» – цитирует белорусского лидера Т. Кудрявцева.
Впрочем, стоит отметить, что во многом малая конкурентоспособность кыргызстанских производителей обусловлена и внутренними причинами. Та же реэкспортная модель экономики сыграла злую шутку с Кыргызстаном. Страна на данный момент недостаточно активно работает на экспорт. Причем, немалую долю бюджета центрально-азиатского государства последнее время формировали кредиты, гранты и денежные переводы трудовых мигрантов, которые впоследствии тратились на импортируемые товары. То есть получаемые деньги уходили вовне.
В конечном счете, новый, еще не сформированный состав правительства уже имеет ряд крайне важных задач, которые решать необходимо в первую очередь: развитие производств и, как следствие, увеличение экспорта; адаптация экономики под нормы ЕАЭС; решение старых проблем (рудники Кумтор и Джеруй); антитеррористическая работа.
Отрадно, что есть объективные причины считать, что перечисленные вопросы решаемы. Да и итоги выборов показали если не отсутствие лидера, то лишь его незначительное преимущество. Конкурентные партии, как говорится, идут «ноздря в ноздрю», и доверие электората без реальной работы уже не получить – народ стал более политически грамотным, а значит и следить за работой правительства будет еще пристальней.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»
Под изменением процесса имеется в виду то, что депутатский корпус будет определять лишь премьер-министра. Далее уже премьер-министр будет назначать министров и других высокопоставленных чиновников. Такой способ построения правительства предполагает более работоспособный состав руководства, ведь одной из очевидных проблем предыдущих составов эксперты указывают то, что те же министры, избранные из числа депутатов, просто не соответствовали занимаемым должностям.
Например, экономист Ж. Акенеев в интервью С. Аскарову (Регион.kg) сказал следующее: «… В прошлом созыве пришли на работу такие члены правительства, которые иногда не разбирались в темах, за которые отвечали. Был случай, когда министр культуры путал сказителя с композитором. Это связано с тем, что кабмин выбирали из депутатов…». Действительно, подобный образец нерационально сформированного высшего менеджмента страны несколько пагубно влияет на ее развитие. В особенности это ощутимо в нынешних условиях глобального экономического кризиса.
Более того, Кыргызстан вот уже несколько месяцев является полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Участие в этом объединении сулит стране немало выгод, но их необходимо добиваться путем грамотного управления потенциалом центрально-азиатского государства. В какой-то степени нехватка выверенных действий кыргызстанского руководства в тех или иных аспектах государственного управления и стала причиной отсутствия видимых успехов страны в качестве члена ЕАЭС.
Кроме того, по некоторым данным, свою лепту в формирование отрицательного имиджа именно ЕАЭС для Кыргызстана внес человеческий фактор. «… кыргызские товары на рынки ЕАЭС практически не попадают. Официально препятствий для выхода наших товаров на рынок Казахстана нет. За исключением продукции, которая должна проходить ветеринарный контроль. Но неформальные сборы и запреты стали непреодолимым препятствием для отечественных товаров» - пишет в своей статье Т. Кудрявцева (ИА «24.kg»).
Действительно, в информационном пространстве имеются сообщения, согласно которым, некоторые представители пограничных структур Казахстана не совсем добросовестно ведут работу, что никак не вяжется с официальной позицией Астаны – одного из основных интеграторов ЕАЭС. В любом случае, есть основания полагать, что заведомо проигрышные позиции кыргызстанских производителей на общем рынке – это временное явление.
К слову, столь острые вопросы были подняты Президентом КР А. Атамбаевым в ходе Высшего евразийского экономического совета, прошедшего в Казахстане. Сообщается, что отклик партнеров по объединению не заставит себя ждать. В частности, по итогам заседания Президент Белоруссии А. Лукашенко заявил следующее: «… Мы договорились по предложению президента России, его поддержал и президент Казахстана, что страны серьезным образом проработают вопросы, связанные с проблемами на границе КР и РК» – цитирует белорусского лидера Т. Кудрявцева.
Впрочем, стоит отметить, что во многом малая конкурентоспособность кыргызстанских производителей обусловлена и внутренними причинами. Та же реэкспортная модель экономики сыграла злую шутку с Кыргызстаном. Страна на данный момент недостаточно активно работает на экспорт. Причем, немалую долю бюджета центрально-азиатского государства последнее время формировали кредиты, гранты и денежные переводы трудовых мигрантов, которые впоследствии тратились на импортируемые товары. То есть получаемые деньги уходили вовне.
В конечном счете, новый, еще не сформированный состав правительства уже имеет ряд крайне важных задач, которые решать необходимо в первую очередь: развитие производств и, как следствие, увеличение экспорта; адаптация экономики под нормы ЕАЭС; решение старых проблем (рудники Кумтор и Джеруй); антитеррористическая работа.
Отрадно, что есть объективные причины считать, что перечисленные вопросы решаемы. Да и итоги выборов показали если не отсутствие лидера, то лишь его незначительное преимущество. Конкурентные партии, как говорится, идут «ноздря в ноздрю», и доверие электората без реальной работы уже не получить – народ стал более политически грамотным, а значит и следить за работой правительства будет еще пристальней.
Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»
Поделиться:
Дата: