Ташкент искореняет детский труд.
ПРЕСС-РЕЛИЗ
о «круглом столе», посвященном обсуждению проекта Национального плана действий по реализации Конвенций МОТ №138 «О минимальном возрасте для приема на работу» и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда»
10 июля 2008 года в г.Ташкенте состоялся круглый стол по принятию проекта Национального плана действий по реализации Конвенций МОТ №138 «О минимальном возрасте для приема на работу» и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» на котором приняли участие представители Олий Мажлиса, образовательных и правоохранительных министерств и ведомств Республики Узбекистана и неправительственных организаций (Торгово-промышленная палата, Общественное Движение Молодежи «Камолот», Комитет женщин Узбекистана, Совет федерации профсоюзов), а также Глава представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане М.Шариф, международный советник ЮНИСЕФ по программе защиты прав ребенка Ш.Буркин-Кузьмин и международный советник ПРООН Л.Риу.
В ходе круглого стола министр труда и социальной защиты населения Республики Узбекистан А.Хаитов представил Национальный план действий по реализации Конвенций МОТ №138 и №182.
Данный проект Национального плана действий был разработан в целях полноценной и неукоснительной реализации положений Конвенций МОТ, обеспечения мер по недопущению принудительного детского труда в любых его формах и проявлениях, а также предусматривает активную работу по:
- совершенствованию законодательного и нормативно-правового обеспечения мер по недопущению детского труда в его наихудших формах;
- усилению контроля и мониторинга за недопущением наихудших форм детского труда, осуществляемого государственными органами и общественными институтами;
- проведению широкой информационно-разъяснительной работы среди населения и работодателей по вопросам детского труда и недопущению его наихудших форм;
- повышению потенциала государственных органов и общественных институтов в вопросах реализации мер по недопущению детского труда;
- развитию международного сотрудничества в вопросах реализации Конвенций МОТ.
Предварительно проект Национальной программы прошел апробацию и широкое обсуждение на уровне государственных институтов и национальных общественных организаций, получил принципиальную поддержку авторитетных международных организаций, таких как ЮНИСЕФ, ПРООН и МОТ.
Глава представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане М.Шариф в своем выступлении отметил, что настоящий план действий демонстрирует серьезную приверженность Узбекистана к решению вопросов, связанных с недопущением использования детского труда, а также обеспечит дальнейшую защиту детей, которые составляют более 40% всего населения Узбекистана.
Глава ЮНИСЕФ в Узбекистане констатировал, что ратификация вышеуказанных конвенций МОТ представляет собой важные меры, предпринятые Узбекистаном в направлении создания правовой среды, обеспечивающей полную защиту прав своих детей.
ЮНИСЕФ была дана положительная оценка разработанному проекту Национального плана действий и была выражена готовность оказать Правительству поддержку в подготовке акций по повышению осведомленности в области законных прав детей и обмена информации о последствиях наихудших форм детского труда на здоровое развитие и в будущем на их формирование, а также предоставить техническое содействие со стороны ЮНИСЕФ и партнерство в реализации Национального плана действий с целью обеспечения защиты прав всех детей, согласно двум принятым Конвенциям МОТ, принципам Конвенции по правам детей и существующему законодательству.
В обсуждении Национального плана действий приняли участие первый заместитель министра народного образования Р.Ахлиддинов, заместитель генерального прокурора Н.Юлдашев, заместитель министра юстиции Е.Каньязов, а также руководители общественных организаций заместитель председателя Комитета женщин Узбекистана Г.Маруфова, заместитель председателя Совета федерации профсоюзов Н.Аллаяров, председателя ОДМ «Камолот» А.Алимов, начальник отдела Ассоциации фермерских хозяйств Ш.Бабаев и заместитель председателя комитета по демократическим институтам, неправительственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Республики Узбекистан И.Толибов.
В ходе обсуждения было отмечено, что обеспечение благополучия детей является одной и наиболее приоритетных национальных задач, от реализации которых зависит создание здорового, основанного на знаниях, конкурентоспособного общества.
Благодаря последовательно проводимым рыночным реформам, реализации масштабных государственных социальных программ, таких как «Здоровое поколение», «Мать и ребенок», «Год семьи», «Год здоровья», «Год социальной защиты», «Год молодежи» и других, в стране созданы все условия для всемерной защиты социальных и экономических прав детей, обеспечения их всестороннего гармоничного развития.
За годы независимости в стране создана сильная система законодательства, обеспечивающая надежную защиту прав ребенка. В Законе Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребенка», принятом в 2007 году, в концентрированном виде отражены основные механизмы защиты детей, установлены права и обязанности органов государственной власти, общественных институтов и граждан по обеспечению незыблемых прав каждого ребенка.
Ратификация Узбекистаном в марте 2008 года Конвенций МОТ №138 «О минимальном возрасте для приема на работу» и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших формах детского труда» является важным шагом, подтверждающем приверженность страны общечеловеческим ценностям защиты прав ребенка.
Присоединение Республики Узбекистан к вышеназванным Конвенциям МОТ, является фактом юридического признания данных международных правовых норм, так как, де-факто, еще за долго до присоединения к данным Конвенциям, Узбекистан уже реализовал на практике и законодательно закрепил надежные механизмы защиты прав ребенка, в том числе и в сфере труда.
Прежде всего:
- одной из Конституционных норм Узбекистана является прямой запрет на любое принуждение к труду и гарантии государства по защите прав и интересов детей;
- Законом «О гарантиях прав ребенка» даны соответствующие определения, в частности, определено, что ребенком является лицо в возрасте до 18 лет, что полностью соответствует международным нормам, а также определены основные гарантии в сфере труда;
- трудовым законодательством страны установлен минимальный возраст приема на работу с 16 лет и в строго определенных исключительных случаях - с 14 лет, а также определены условия труда и льготы, предоставляемые лицам, не достигшим 18 летнего возраста;
- Законом «О противодействии торговле людьми» определены механизмы противодействия любым формам эксплуатации человека, включая принуждение детей к труду и занятиям противоправной деятельностью;
- уголовным законодательством - определена повышенная ответственность за вовлечение детей в противоправные действия.
Это только основные нормы, отраженные непосредственно в Законах Республики Узбекистан, которые реализуются в постановлениях правительства и в многочисленных ведомственных нормативных актах. В частности, с 2001 года действует официально утвержденный Перечень видов трудовой деятельности (занятий), к которым не допускаются лица младше 18 лет.
В республике созданы и развиваются государственные институты, защиты прав ребенка в сфере труда:
- в структуре правительства функционирует Комплекс по защите семьи, материнства и детства, возглавляемый заместителем Премьер-министра Республики Узбекистан, координирующий деятельность органов государственной власти и управления в вопросах реализации гарантированных Конституцией прав детей;
- при Кабинете Министров Республики Узбекистан создана специальная Комиссия по делам несовершеннолетних, возглавляемая Генеральным прокурором Республики Узбекистан, в компетенцию которой входит решение практически всех вопросов, касающихся положения детей в обществе, в том числе контроль за недопущением наихудших форм детского труда;
- в системе Министерства труда и социальной защиты населения эффективно действуют Государственные правовые инспекции труда и инспекции по охране труда, созданные в каждом районе республике и осуществляющие государственный контроль за недопущением нарушений прав молодежи в области труда.
В области защиты прав ребенка, недопущения вовлечения детей в наихудшие формы детского труда, в стране активно работают институты гражданского общества - неправительственные организации, общественные фонды и международные организации, такие как фонд «Соглом авлод учун» (Здоровое поколение), Центр «Ойла» (Семья), кризисные центры и другие неправительственные организации, охватывающие своей деятельностью практически все вопросы реализации прав ребенка на благополучное физическое, духовное и интеллектуальной развитие.
Мощнейшим механизмом противодействия детскому труду, признанным международным сообществом, является реализованная в стране реформа системы образования, предусматривающая 12-летнее обязательное образование всех детей страны. Расходы страны на образование имеют беспрецедентные в мировой практике масштабы: в последние годы Узбекистан ежегодно инвестирует в сферу образования около 10 % от ВВП. Сегодня Узбекистан является одной из немногих стран мира, где средняя продолжительность обучения вплотную приблизилась к 12 годам, а возраст завершения обязательного образования превышает 18 лет.
Экономические реформы, проводимые в Узбекистане, обеспечившие стабильно высокий экономический рост, повышение уровня занятости населения и семейных доходов, является важнейшей предпосылкой снижения масштабов детского труда в Узбекистане. Так в последние годы экономика страны показывает темпы роста на уровне более 9 %, что обеспечивает создание эффективных новых рабочих мест для взрослого населения, требующих высокой квалификации, и создает экономические условия для снижения масштабов неквалифицированного труда и искоренения детского труда.
Масштабная система социальной защиты населения, включающая развитую инфраструктуру органов социальной защиты населения, систему материальной помощи семьям, систему опеки и попечительства, также является важнейшим фактором противодействия наихудшим формам детского труда. Сегодня в стране практически изжито такое социальное явление как «детская безнадзорность», являющаяся во многих странах основным фактором, генерирующим наихудшие формы детского труда.
По итогам круглого стола были выработаны предложения и дополнения к проекту Национального плана действий и рекомендовано внести на утверждение в Кабинет Министров Республики Узбекистан проект Постановления о мерах по реализации ратифицированных Республикой Узбекистан Конвенций МОТ №138 «О минимальном возрасте для приема на работу» и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда».
Поделиться: