Старый конь борозды не испортит

Дата:
В 2008 году глава государства будет постепенно менять баланс сил в своем окружении, делая ставку на старую гвардию




 
Прошлый год оказался не самым удачным для Казахстана, но похоже, чтонынешний високосный будет еще хуже. Ситуация в экономике не вызываетоптимизма - растут цены и тарифы, а судорожные попытки правительствасдержать их административными мерами малоэффективны. Строительныйсектор в обеих столицах скорее мертв, чем жив. Банки же демонстрируют,что все плохое уже позади, но в это мало кто верит - неизвестно, какиееще бури могут прийти к нам с мирового рынка.

В политической же сфере перспективы еще более печальны. В 2007 годуНурсултан Назарбаев провел политические реформы, которые не устроилиникого, за исключением узкой группы лиц из его окружения, а властисовершили самую большую ошибку, которую только могли сделать, -несколько раз публично продемонстрировали свое бессилие инераспорядительность. Например, в отношении ОПГ Рахата Алиева иучастников массовых беспорядков, когда на скамью подсудимых попалиотнюдь не организаторы и зачинщики. Или в вопросе незаконной застройкиприродоохранных зон в Алматы и области.

Шанс для оппозиции
Учитывая, что рост стоимости жизни вызвал недовольство широких слоевнаселения, причем не только пенсионеров, в этом году можно ожидатьнарастания протестных настроений в обществе и, соответственно,оживления социальной и политической активности в Казахстане. Посколькувыборов в ближайшее время не предвидится, а органы представительнойвласти закупорены правящей партией "Нур Отан", которая стремительнопревращается во вторую КПСС, госаппарат же традиционно настроен наулавливание воли президента, но не народа, у оппозиционных партий идвижений появляется шанс "поймать волну" и покончить со своимрастительным существованием.

Тем более что им подарили великолепный повод. В ходе Мадридской встречиминистров иностранных дел государств - участников ОБСЕ Марат Тажин отимени Республики Казахстан пообещал в 2008 году провести всенеобходимые законодательные и политические преобразования. К примеру,либерализовать законодательство о СМИ, политических партиях и выборах,что дает возможность при поддержке БДИПЧ ОБСЕ сделать что-то реальное.

Понятно, что президент и его администрация постараются выхолоститьобещанное и сделать минимум уступок, но поскольку вопрос вышел за рамкивнутреннего законотворческого процесса и попал под пристальное вниманиемеждународной общественности, появился шанс остановить сползаниеКазахстана в авторитаризм. Более того, если поправки в выборноезаконодательство будут принципиальными и значимыми, появятся основаниятребовать досрочных выборов в Мажилис парламента и маслихаты не позднееосени 2009 года.

Похоже, глава государства попал в ловушку. Обострение межэлитныхпротиворечий и невозможность поддерживать баланс сил старыми методамизаставили его провести в 2007 году политические реформы,непосредственным результатом которых стало расширение его полномочий иусиление его единоличной власти. Но сделать это было можно только засчет отсекания от власти других, в первую очередь региональных, элит.Расплатой стало сокращение политической поддержки Назарбаева, чтохорошо прослеживается по явке избирателей и результатам голосования наминувших парламентских выборах в "дворянских гнездах" Алматы, Астаны иобластных центров.

Кадровые перемещения последнего времени свидетельствуют, что помимолюдей Рахата Алиева и Дариги Назарбаевой с руководящих постов вгосударственных ведомствах, институтах развития и национальныхкомпаниях начинают вытесняться и креатуры Тимура Кулибаева. Видимо,глава государства решил отказаться от опоры на родственников, которыенастолько окрепли материально, политически, кадрово и морально, чтостали претендовать на верховную власть. Кто явно, как это сделал РахатАлиев, кто потенциально.

В связи с этим Нурсултан Назарбаев просто обречен на тесноесотрудничество со старой гвардией вроде Булата Утемуратова, НуртаяАбыкаева, Владимира Ни, Ахметжана Есимова и прочих, кто в силу возрастаили привычки подчиняться не имеет президентских амбиций или настолькохорошо их скрывает, что не вызывает подозрений у "ноль первого" или"Папы", как казахстанского президента иногда за глаза называют.

Ставка на "старую гвардию"
Можно предположить, что в 2008 году Нуреке будет постепенно менятьбаланс сил в своем окружении, приближая к себе людей своего возраста ичуть помладше, противопоставляя их более молодымсорока-пятидесятилетним, одновременно пытаясь найти кадры из числатридцатилетних, не аффилированных с существующими элитнымигруппировками. Понятно, что все это не будет способствоватьстабильности государственного аппарата.

Однако кадровым и организационным экспериментам президента могутвоспрепятствовать экономическая нестабильность, риск сорваться в кризисв результате непродуманных или неуклюжих действий госструктур, резкихизменений в настроении субъектов рынка и короткая скамейка запасных.Так, слабость кабинета Карима Масимова, умноженная на слабость первыхруководителей Нацбанка и АФН, давно подталкивают Назарбаева к сменекараула. Но хотя главе государства очень нужно переложить на кого-тоответственность за скачки инфляции, все более частые и острыесоциальные конфликты и очевидную безрезультативность государственноймахины, он тянет. То ли дожидаясь подходящего момента, например передобнародованием ежегодного послания президента РК народу, то ли опасаясьотставкой правительства еще более ухудшить и без того сложную ситуациюв экономике страны.

Кадровый резерв Назарбаева, как никогда, мал. По некоторым данным,задержка с обновлением правительства не в последнюю очередь связана струдностями формирования нового и желательно дееспособного кабинета. Ихотя желающих хоть завтра возглавить министерства пруд пруди,квалифицированные и проверенные в деле менеджеры всячески отказываютсяот этой чести.

И не только потому, что одни не хотят класть голову на плаху, а другиедавно в оппозиции. Просто за последние несколько лет созданы десяткиквазигосударственных структур, включая институты развития исоциально-предпринимательские корпорации, руководство которыми даеткуда больше возможностей для удовлетворения личных материальныхзапросов. Причем при меньшей на порядок ответственности, уровнеобщественного и государственного надзора.

Плюс появился институт ответственных секретарей, практически ставших"серыми кардиналами" при живых министрах. В результате при практическитом же корпусе высших менеджеров президенту приходится закрыватьприблизительно в три раза больше вакансий.

Заложник ситуации
Сколько еще будет работать правительство Масимова, зависит отпрезидента. А он зависит от ситуации в экономике. Если возникнет угрозасрыва в глубокий и неуправляемый кризис, Назарбаеву придется менятькабинет независимо от прочих привходящих обстоятельств. Однако,решившись на смену караула, президент столкнется с проблемой выборапремьер-министра - будет востребован волевой, сильный, самостоятельныйменеджер, в то же время задача сохранения единоличной авторитарнойвласти запрещает Нурсултану Назарбаеву делиться правами и полномочиями.

Более того, необходимость объединения усилий государства, бизнеса иобщества, консолидации элиты для выхода из кризиса поставят перед новымглавой правительства сложную проблему - он может рассчитывать наподдержку президента, парламента и правящей партии "Нур Отан". Нопоскольку последние два института являются фактически подразделениямиадминистрации главы государства, то на деле - только на Назарбаева.

Но из опыта прошлого года уже понятно, что одно государство не способносправиться не то что с полномасштабным кризисом, но даже со среднейпаникой. Если вдруг что, поверят ли вкладчики (и сколько их будет?)обещаниям Нурсултана Абишевича и не станут забирать свои срочныедепозиты и вклады до востребования из банков второго уровня? Или небросятся скупать СКВ по любой цене? Сколько бизнесменов при нынешнихусловиях будут развивать производство, а не сокращать его?

Оценивая сложившуюся ситуацию, можно предположить, что с начала февраля2008 года правительство Карима Масимова и руководство Национальногобанка и Агентства финансового надзора попадают в полосунеопределенности и могут уйти в отставку в любой момент. Факторами,которые повлияют на дату смены караула, персоналии премьер-министра,членов правительства и руководства финансового сектора, станут ситуацияв экономике, тенденции ее развития, скорость процессов, взаимоотношенияНазарбаева с отдельными элитными кланами, настроение президента иубедительность доводов тех нескольких теневых советников, к чьемумнению он прислушивается.

Если ситуация будет улучшаться, то к руководству могут быть призванытехнические, но политически преданные до последнего вздоха главыгосударства фигуры вроде министра сельского хозяйства Ахметжана Есимоваили государственного секретаря Каната Саудабаева. Если ухудшаться, ноне катастрофично - то настанет время менеджеров типа НурланаБалгимбаева или Даниала Ахметова. В самом худшем варианте будетвостребован Имангали Тасмагамбетов.

Называя этих людей, мы имеем в виду не только их конкретно, но идругих, схожих по личным, политическим и деловым параметрам. Тем неменее уже понятно, что если задача найти подходящего главуправительства архисложна, но реальна, то создать правительство каккоманду менеджеров невозможно в принципе. Обострение внутриэлитныхпротиворечий, вылившееся в многочисленные клановые войны, привело ктому, что даже самая плохая ситуация в экономике и социальной сфере неприведет к примирению - потому что на кону возможность стать вторымпосле Назарбаева. И первым после того, как он уйдет в политическоенебытие.

В перманентном кризисе
Таким образом, Казахстан и все мы обречены на постоянныеправительственный и политический кризисы - элитные группировки иверхушка государственного аппарата будут бороться за власть. Ипрезидент с этим ничего не сможет поделать. В отличие от диктаторовдвадцатого века он не властен уничтожить физически те группы, которыеего перестали устраивать, и не может найти новых людей вместо тех, ктоперестал быть ему нужным, - их просто некуда привести, так как всекресла заняты.

Попытки отделить функции управления экономикой от функций управлениясобственно государством, обеспечить улучшение работы за счетсовершенствования контроля и тому подобное обречены на провал,поскольку проблемы носят системный характер. Их же решают, не меняясаму систему. В результате установки "сначала экономика, потомполитика" Казахстан может потерять первое и не получить второе.

При этом благоприятная конъюнктура мировых цен на основные продуктыказахстанского экспорта может сыграть такую же негативную роль, какрост цен на углеводороды и резкое увеличение их добычи в 70-80-х годахдвадцатого века в СССР, потому что даст возможность законсервироватьполитический режим и отложить реформы на неопределенный срок. Если,конечно, оппозиция не опомнится и не сможет стать реальной силой встране.

2008 год наверняка станет годом большего количества социальных иполитических конфликтов в силу разных, но однонаправленных причин,часть из которых мы уже упоминали. Это ослабление и одряхлениегосударственного аппарата, который на глазах теряет свои качества и какинструмента принуждения, и как инструмента разрешения проблем. Этозакрытие обычных каналов, по которым сбрасывается напряжение в обществе- через выборы, свободную прессу, митинги и собрания, свободуобъединений. Это провал карательной политики государства и очевиднаяего неспособность справиться с неединичными вызовами, особенно вдали отстолиц и областных центров.

Это полное и окончательное разочарование населения в способности ижелании государства решать проблемы граждан. Это коррумпированность исвоекорыстие чиновников. Это провалы в экономической и социальнойполитике. Это скачки инфляции, которые хотя и стали слабее, нопродолжаются, несмотря на заклинания правительства.

Это обострение ситуации с землей, которая концентрируется в рукахбогатых и властных. Это сохранение массовой безработицы,замаскированной под самозанятость, особенно на селе. Это неуправляемаямиграция из села в город. Это обострение конкуренции в экономике залучшие условия. Это тенденция видеть в социально-экономическомнеравенстве национальный фактор. И многое другое.

Так что дай всем нам бог мира, спокойствия и удачи. Будущее - то,которое видится в результате анализа ситуации, - ничего похожего нам необещает

 

Мухамеджан АДИЛОВ, 11.01.2008

 

Республика 

Поделиться:

Дата: