Интервью Руководителя ЦГИ «Берлек-Единство» Радика Мурзагалеева

Дата:
Прежде всего, это углубление интеграции в рамках ЕАЭС. Можно только приветствовать последовательность курса Алмазбека Атамбаева, которые за последние четыре года последовательно проводил курс на продвижение Кыргызстана от более простых форм кооперации в рамках ТС к полноценному участию в Евразийском Союзе.Для Кыргызстана президентская стратегия, ориентированная на евразийскую интеграцию это расширение рынка, дополнительные инвестиции. Это возможность создания новых экономических зон, в которые он может вступать в качестве равноправного партнера, члена ЕАЭС. Иными словами, КР становится частью единого экономического организма.
Интервью Руководителя ЦГИ «Берлек-Единство» Радика Мурзагалеева

Интервью Руководителя ЦГИ «Берлек-Единство» Радика МурзагалееваКак Вы оцениваете характер отношений между Россией и Кыргызстаном?

Отношения между Российской Федерацией и Кыргызстаном являются одинаково важными как для Москвы, так и для Бишкека. Это тесное, равноправное стратегическое союзничества, залогом которого является полное взаимопонимание между нашими президентами Владимиром Владимировичем Путиным и Алмазбеком Шершеновичем Атамбаевым.

Фундамент наших отношений исключительно прочен, поскольку он базируется на тесной, неразрывной взаимосвязи народов России и Кыргызстана, которая прошла проверку на прочность в самые трудные моменты нашей общей истории.

Каковы политические и экономические приоритеты в диалоге между КР и РФ?

Прежде всего, это углубление интеграции в рамках ЕАЭС. Можно только приветствовать последовательность курса Алмазбека Атамбаева, которые за последние четыре года последовательно проводил курс на продвижение Кыргызстана от более простых форм кооперации в рамках ТС к полноценному участию в Евразийском Союзе.

Для Кыргызстана президентская стратегия, ориентированная на евразийскую интеграцию это расширение рынка, дополнительные инвестиции. Это возможность создания новых экономических зон, в которые он может вступать в качестве равноправного партнера, члена ЕАЭС. Иными словами, КР становится частью единого экономического организма.

Рынок ЕАЭС очень большой, поэтому, размещая в Кыргызстане предприятия, особенно связанные с местным сырьем, есть возможность с успехом этот товар экспортировать на рынки Евразийского союза и получать существенную прибыль. После того как таможенные препятствия для кыргызских товаров будут устранены, Кыргызстан может получить выгоды и в аграрном секторе, и в швейной промышленности, и во многих других областях, что даст толчок экономическому развитию страны.

Какую роль играют политические элиты в укреплении отношений между Россией и Кыргызстаном?

Стоит понимать, что отношения между постсоветскими государствами выстраиваются не только народами, но и правящими элитами. Мы имеем дело с государствами, в которых политическая элита проходит сложные процессы трансформации. Одним политическим элитам удаётся найти общий язык между собой. И их взаимопонимание, дружба и общественное одобрение перерастают в нечто большее, например, в глобальный интеграционный проект – Евразийский экономический Союз. Если понимания нет, то такие отношения деградируют, становятся губительными для самого существования государства. Ярким примером этого является современная Украина. Здесь Киргизия могла бы дать фору многим. И научить строить прочный фундамент дружественности и братства.

При том, что в Кыргызстане были, действительно, сложные политические времена. Киргизия благополучно пережила «арабскую весну», которая обещала быть горячей. Оппозиция, активно поддерживаемая и направляемая отдельными политическими силами зарубежья, хоть и провела свой немногочисленный, оплаченный «марш несогласных», но поставленной цели – смены власти, не достигла. Также провалились планы по сдерживанию Киргизии от вступления в Евразийский экономический Союз. Потому что киргизскую волю трудно сломить механически, способами из вне, чужеродными и не типичными для неё «цветными технологиями».

Президенту Киргизии Алмазбеку Атамбаеву удалось переиграть оппонентов и блокировать серьезные попытки политической дестабилизации обстановки. И в этом его огромная заслуга, подкреплённая общественным уважением и признанием кыргызстанцев.

Сохраняются ли реальные угрозы политическому курсу Алмазбека Атамбаева?

Конечно, угрозы пока сохраняются, но Алмазбека Атамбаева сегодня есть все шансы продолжить начатый курс эффективных реформ, и такой вариант, по нашему мнению, был бы только на пользу Киргизии и в ближайший период и в последующем. Для того, чтобы провести модернизацию, страна и народ нуждаются в покое и политической стабильности после четверти века политических потрясений. Тем более что республика вступает в очередной этап парламентских выборов, которые состоятся 4 октября текущего 2015 года.

Алмазбеку Атамбаеву, за время своего президентства с ноября 2011 года, удалось заручится поддержкой большинства населения своей страны и вернуть доверие стратегического партнера номер один – России. При этом Киргизия и Россия ведут сотрудничество на взаимовыгодных условиях и никто никем не управляет. Это многого стоит сегодня.

Высокий уровень доверия между руководителями наших стран, тесное политическое взаимодействие на международной арене, готовность к совместному противостоянию новым вызовам и угрозам, нацеленность на взаимодополняющее сотрудничество в решении задач экономического развития России и Киргизии - все это позволяет характеризовать отношения между нашими странами как стратегическое партнерство и союзничество. И это не просто красивые слова, а реальная характеристика того, что составляет сущностное наполнение нашего двустороннего взаимодействия. Уверен, что его положительная динамика в будущем не только сохранится, но и будет возрастать.

Вы уже об этом говорили. В Кыргызстане через несколько дней пройдут парламентские выборы, как Вы оцениваете их значение и ход?

Хотел бы сразу отметить важный аспект, связанный с проходящей в Кыргызстане предвыборной кампании в Жогорку Кенеш. Не важно, сколько мандатов получит, и какое место займет по итогам выборов та или иная партия. Главное чтобы в парламент прошли грамотные, позитивно настроенные политики, ориентированные на интересы общества, нацеленные решать вопросы качественного улучшения жизни кыргызстанцев во взаимодействии с Российской Федерацией и другими странами ЕАЭС.

Кроме того, предстоящие выборы в Жогорку Кенеш станут проверкой на зрелость политических партий Кыргызстана. Насколько готовы политики поступиться личными амбициями ради сохранения стабильности и поступательного развития страны?

Что касается предвыборных раскладов, то, вероятнее всего, поддержку получать те силы, которые выступают в русле стратегического курса Президента Атамбаева, за укрепление интеграционных связей.

Сильное впечатление производит избирательная кампания СДПК. Заметно, что программа этой политической структуры наиболее продумана и ориентирована не на сиюминутный популизм, а на глубокие, необходимые стране реформы.

Влияет ли парламентаризм на развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества Киргизии с другими государствами, в том числе с Россией?

Неотъемлемой слагаемой отношений стратегического партнерства и союзничества между Российской Федерацией и Кыргызстаном является углубление диалога между Федеральным Собранием Российской Федерации и Жогорку Кенешем Киргизской Республики. Особое значение оно приобрело в последние годы, когда народ Киргизской Республики выбрал для себя де факто парламентскую модель государственного устройства. Несомненно, дальнейшее становление парламентаризма в Киргизии имеет прямую проекцию не только на ее внутренние дела, но и на развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с другими государствами, в том числе с Российской Федерацией. Не случайно лидеры двух государств, подчёркивая активизацию межпарламентских контактов, выражают твёрдое намерение содействовать их дальнейшему развитию на основе сотрудничества и дружбы.

Можно с уверенностью отметить, что в развитие имеющихся договоренностей депутаты высших законодательных органов Российской Федерации и Киргизии ведут интенсивный диалог и в формате специально созданной двусторонней Межпарламентской комиссии по сотрудничеству, и путем организации взаимных визитов, участия в различных научно-практических конференциях и форумах.

И в заключении. Каковы реальные шансы оппозиции на этих парламентских выборах, тех кто выступает против тесных связей Киргизии с Россией?

Естественно, противники тесных контактов с Россией дают негативную оценкам этим отношениям: их беспокоит возможность, как они говорят, оказаться в «политической зависимости» от России вследствие выбора президентом и правительством российского вектора внешнеполитических отношений в качестве приоритетного. Однако здравый смысл преобладает, а противников сближения двух стран в многократно раз меньше, чем сторонников.

Поделиться:

Дата: