Межрегиональное сотрудничество России и Кыргызстана (пример Оренбуржья)

Дата:


Калинин Александр Евгеньевич – заместитель министра – начальник управления внешних связей и приграничного взаимодействия министерства культуры и внешних связей Оренбургской области, кандидат философских наук (г. Оренбург, Российская Федерация)

Тема заявленной встречи экспертов нашего уважаемого собрания актуальна и своевременна. 2015 год – год принятия важнейших решений по формированию Евразийского Экономического Союза. С 1 января вступил в действие Договор о создании ЕАЭС России, Белоруссии и Казахстана. 2 января к Договору присоединилась Армения, 12 августа – Кыргызстан.
Государства – члены ЕАЭС обладают значительным экономическим потенциалом, занимая первое место в мире по добыче нефти и газа, второе – по выпуску минеральных удобрений, третье – по электроэнергии, четвертое – по пшенице, углю и стали.
Создание Евразийского Экономического Союза открыло для своих предпринимателей общий рынок объемом более 2,2 трлн. долларов США.
Отмена таможенного, фитосанитарного, ветеринарного и иных видов контроля (кроме пограничного) на внутренних границах Союза позволило отечественному бизнесу экономить время и значительно снизить издержки.
Создан единый рынок государственных закупок, что повысило уровень конкуренции, увеличило экономию госсредств, привело к росту качества предоставляемых услуг.
Интеграция создала условия для наращивания выпуска товаров и услуг, формирования различных кооперационных схем совместной работы.
Положительные изменения коснулись и простых граждан. Граждане стран Союза. в том числе и кыргызстанцы, получили возможность работать в любом из государств Союза без получения разрешений на осуществление трудовой деятельности. Социальное и медицинское обеспечение осуществляется на тех условиях и в том же порядке, что и для граждан государств трудоустройства. Предусмотрены единые условия налогообложения доходов физических лиц с первых дней работы по найму. Граждане стран ЕАЭС не заполняют миграционные карты при пересечении внутренних границ Союза, если срок их пребывания не превышает 30 суток с даты въезда. Кроме того, трудящиеся и члены их семьи освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в органах внутренних дел также на срок пребывания до 30 суток.
Автоматически признаются дипломы, выданные государствами – членами Союза.
Эти несомненные плюсы и преимущества союзной интеграции в отношении 3-х стран.
Почему актуальна и важна тема развития двустороннего и межрегионального сотрудничества России и Кыргызстана?
Кыргызстан является одним из ближайших стратегических партнеров Российской Федерации, как в рамках двустороннего диалога, так и в многосторонних проектах – ЕАЭС, ШОС, ОДКБ.
На территории Киргизии разворачивается мощная российская военная база (состоявшая из 4-х военных объектов с центром в г.Канте), обеспечивающая военно-политическую стабильность в Центральной Азии.
Немаловажно, что Кыргызстан является своеобразным буфером на пути массового наркотрафика, проникновения мусульманского экстремизма и терроризма, контрафактной продукции из Афганистана, государств Центральной и Юго-Восточной Азии.
Интересы российских регионов лежат в плоскости продвижения экспорта товаров и услуг региональных производителей, закупок качественного и сравнительно недорогого сырья, полуфабрикатов, создание совместных производств с учетом дешевизны и избытка рабочей силы, либерального налогового законодательства на территории Кыргызстана.
Как мы оцениваем состояние двусторонних российско-кыргызских отношений и межрегионального сотрудничества на современном этапе?
Дипломатические отношения между Российской Федерацией и Киргизской Республикой установлены 20 марта 1992 года. Договорно-правовую базу составляют порядка 150 двусторонних межгосударственных и межправительственных договоров, соглашений. 10 июня 1992 г. подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Киргизской Республикой, 27 июля 2000 г. – Российско-Киргизская Декларация о вечной дружбе, союзничестве и партнерстве.
Значимым событием в двусторонних отношениях последних лет стал официальный визит Президента Российской Федерации В.В.Путина в Бишкек 19-20 сентября 2012 года.
Контакты на высшем и высоком уровнях, а также по линии внешнеполитических и иных ведомств носят регулярный характер.
Россия – ведущий торговый партнер Киргизской Республики. Объем внешнеторгового оборота в 2014 году составил 1,82 млрд. долларов, при этом российский экспорт – 1,74 млрд. долларов, импорт из Киргизии в Россию – 73,8 млн. долларов США. По итогам 6 месяцев 2015 года показатели соответственно – 738,6, 705,4 и 33,2 млн. долларов США соответственно.
Основными товарными группами российского экспорта являются: минеральные продукты (57,4%), продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (12,5%), продукция химической промышленности (7,8%), древесина и целлюлозно-бумажные изделия (6,4%).
Основу импортных закупок составляют текстильные изделия и обувь (27,4%), продовольственные товары (23,8%), машины и оборудование, транспортные средства (21,9%) металлы и изделия из них (16,3%).
Действует Межправительственная Российско-Киргизская комиссия по торгово-экономическому, научно-техническому и гуманитарному сотрудничеству (сопредседатель с российской стороны – руководитель Федеральной таможенной службы России, с киргизской – Премьер-министр). 2 декабря 2014 года в Москве состоялось 17 заседание межправительственной комиссии, в ходе которого подписана Программа экономического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики на 2014 – 2017 годы.
В целях обеспечения энергетической безопасности Республики разработаны крупные российско-киргизские гидроэнергетические проекты: Верхне-Нарынский каскад ГЭС и Камбаратинская ГЭС-1. Работы реализуются на основе соответствующих межправительственных соглашений. Их осуществляют с российской стороны – ОАО «РусГидро», ОАО «Интер РАО ЕЭС». 10 апреля 2014 года ОАО «Газпром» подписан договор о приобретении полного пакета акций киргизского газового оператора «Кыргызгаз». В Киргизии работает целый ряд крупных предприятий со стопроцентным или частичным российским капиталом, в том числе ОАО «Газпромнефть-Азия», ОАО «Карабалтинский Горнорудный Комбинат» (занимающийся добычей и переработкой урансодержащих руд, молибдена, серебра и золота), ОАО «Орловский химико-металлургический завод», ООО «Тянь-Шань – Олово», ОАО ВО «Технопромэкспорт» и др.
Приоритетные направления сотрудничества в гуманитарной сфере образование и культура, укрепление в Киргизии позиций русского языка. Важнейшую роль на этом направлении играет Киргизско-Российский славянский университет, который открыт в Бишкеке с 1993 года и где было обучено более 11 тыс. студентов. В ВУЗах России учится ежегодно около 3 тысяч студентов из Киргизии. За весь период высшее образование в России получили более 13 тыс. молодых киргизстанцев, в том числе более 10 тысяч человек за счет российского бюджета.
В Республике действуют российские загранучреждения: Посольство, Торговое представительство, отделение Россотрудничества, Российский Центр науки и культуры.
Создан Российско-Киргизский Фонд развития, в который российская сторона вложила более 1 млрд. долларов.
По различным оценкам на территории России находятся около 500 тыс. киргизских граждан с различными целями пребывания (учеба, работа, туризм и др.). Банковские переводы трудовых мигрантов формируют до 15,5% ВВП Киргизской Республики.
Что касается перспектив деятельности российского бизнеса на рынке Кыргызстана, то среди отраслей экономики привлекательных для инвестирования можно назвать недропользование, в т.ч. золотодобычу; гидроэнергетику; текстильную; легкую и пищевую промышленность; сельское хозяйство; связь; транспортные перевозки (транзит); туризм.
Остановлюсь на опыте межрегионального сотрудничества России и Кыргызстана, опираясь, в основном, на материалы Оренбургской области.
В торговле с Киргизской Республикой Оренбуржье занимает одно из лидирующих мест среди субъектов Российской Федерации.
Доля Оренбургской области в объеме взаимной торговли России с Киргизской Республикой имеет тенденцию к увеличению. В 2005 году она составляла 4,7%, в 2009 – 6,22%, по итогам 2014 года – 19,1%, в I полугодии 2015 года – 19,27%.
В 2014 году объем взаимного внешнеторгового оборота составил 347,7 млн. долларов США, что превышает уровень 2009 года в 2,3 раза. При этом экспорт оренбургских товаров киргизским партнерам увеличился в 2,2 раза и составил 341,3 млн. долларов США.
По итогам 1 полугодия 2015 года региональный внешнеторговый оборот с Кыргызстаном превысил 142 млн. долларов США с некоторым количественным снижением по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Основу регионального экспорта в Киргизскую Республику составляют поставки нефтепродуктов производства ОАО «Орскнефтеоргсинтез» и ОАО «Нефтемаслозавод» (г.Оренбург). В 2014 году киргизским партнерам поставлено 464,2 тыс. тонн нефтепродуктов на сумму 338,2 млн. долларов США, в I полугодии текущего года – 214,3 тыс. тонн на 136,6 млн. долларов США.
В структуре экспорта присутствуют в небольших объемах поставки средств наземного транспорта, оборудования, удобрений, проката черных и цветных металлов, продукция сельскохозяйственного производства.
Импорт из Кыргызстана незначителен и не превышает 8,0 млн. долларов США в год. Это, в основном, различные виды машиностроительной продукции.
Сальдо торгового баланса резко положительное.
На территории Оренбургской области зарегистрированы 2 предприятия с участием киргизских инвестиций: ООО «Аттента-20» (г.Оренбург), ООО Совместное предприятие Торговый дом «Шелковый путь» (г.Оренбург), специализирующиеся на оптовой торговле различной продукцией.
Осуществляется регулярный обмен делегациями. Так в октябре 2014 года состоялся визит делегации министерства сельского хозяйства пищевой и перерабатывающей промышленности Оренбургской области в г. Бишкек. Подписан протокол о взаимном сотрудничестве в сфере агропромышленного комплекса.
Оренбуржье принимает участие в ежегодных межрегиональных конференциях «Российско-Киргизский диалог». 22 сентября т.г. состоится визит Губернатора Оренбургской области в командой в г.Бишкек для участия в Киргизско-Российском форуме межрегионального сотрудничества. Планируются встречи и переговоры на высоком уровне, что будет способствовать усилению динамики развития межрегиональных связей.
Возможные точки роста взаимной торговли товарами и услугами Оренбургской области с Киргизской Республикой:
 увеличение объемов поставок продукции топливно-энергетического комплекса, химпереработки и строительных материалов (нефтепродуктов, газомоторного топлива, гелия, серы, асбеста, хромовых соединений, изделий из гипса и др.);
 увеличение объемов и расширение номенклатуры поставок продукции машиностроительного комплекса (бурового оборудования, радиаторов охлаждения, отопительных котлов, сварочных и посевных агрегатов и пр.);
 увеличение объемов и расширение номенклатуры поставок продукции агропромышленного комплекса (муки, круп, растительного масла и др.);
 оказание услуг в различных сферах (Образовательные, медицинские, транспортно-логистические, туристические).
Мы приглашаем кыргызских партнеров к совместной работе по дальнейшему развитию транспортно-логистической и инженерной инфраструктуры Оренбуржья как «сухого» порта Евразии. Это дальнейшее развитие проекта региональной авиации с последующей реконструкцией взлетно-посадочной полосы, международных пассажирского и грузового терминалов аэропорта им. Ю.А. Гагарина. Существует реальная потребность создания зональных транспортно-логистических распредели-тельных центров хранения, фасовки, распределения и доставки грузов, в т.ч. аграрного профиля, в Оренбурге, Соль-Илецке, Орске и Бузулуке. Под Оренбургом строительство такого центра уже начато. Нам необходим региональный бизнес-центр и гостинично-выставочный комплекс для проведения крупных евразийских мероприятий. Предстоит большая работа по дальнейшему развитию пограничной инфраструктуры с целью увеличения пропускной способности многосторонних автомобильных и железнодорожных пунктов пропуска «Сагарчин», «Орск», «Илек», «Маштаково», «Илецк-1». Предстоит активная фаза строительства международной автомобильной трассы «Европа – Западный Китай» и ее обустройство в инженерном отношении. Это в целом позволит нам более активно осваивать рынки центрально-азиатских государств, привлекать ресурсы в регион, формировать благоприятный и привлекательный инвестклимат в Оренбуржье.

Поделиться:

Дата: