ЦГИ «Берлек-Единство»: О евразийском Кыргызстане

Дата:


ЦГИ «Берлек-Единство»: О евразийском КыргызстанеИнтеграция Кыргызской Республики в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) – это уже свершенный процесс, а юридические формальности, представляется, являются лишь делом времени. В этой связи, весьма интересным видится краткий анализ того, чего уже добилось или добьется центрально-азиатское государство в рамках ЕАЭС, и какие из вливаемых в сознание общественности страхов (а такие, если вспомнить масс-медиа до 8 мая сего года, имели место) не потеряли своей актуальности. Впрочем, забегая вперед, отмечу, что таковых нет.

В данном контексте, в первую очередь, вспоминаются следующие цитаты: «имперский проект Путина», «потеря суверенитета (в пользу России, конечно же)», «экономическая зависимость», «ЕАЭС помешает членству в ВТО» и т.д. Что имеется в итоге? Россия является участником ЕАЭС, имеющим абсолютно равные права со всеми другими членами организации. ЕАЭС – это экономический проект, который, как задумывал Президент Казахстана Н. Назарбаев, не имеет отношения к политике, но по понятным причинам на нее влияет – единство крупных постсоветских государств в деле экономического развития не может не оставить свой позитивный отпечаток на их общем положении в мировой конфигурации сил.

Касаемо «экономической зависимости» стоит привести некоторые статистические данные, озвученные начальником отдела Международного взаимодействия департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии, ответственным секретарем рабочей группы по присоединению КР к ЕАЭС Ф. Черницыным в ходе общения с представителями СМИ: «… в 2009 году он (торговый оборот в рамках ЕАЭС – прим. авт.) составил 36,4 млрд. долларов, в 2014 году – 57,4 млрд. долларов, несмотря на спад, а в 2013 году его уровень составлял 64,5 млрд. долларов. Перспективные связи между странами активизировались».

Ф. Черницын также отметил, что объем товарооборота Кыргызстана со странами ЕАЭС в 2014 году составил 3 млрд. долларов, где экспорт составляет 2,5 млрд. долларов, а импорт – 500 млн. долларов. Авторитетные эксперты-экономисты считают, что столь существенный дисбаланс в состоянии нивелировать представители малого и среднего бизнеса.

К примеру, заведующая отделом экономики Института стран СНГ А. Мигранян на этот счет говорить следующие: «… У Кыргызстана потенциал малого и среднего бизнеса больше, чем в других странах Евразийского экономического союза. Если мы дадим предпринимателям самим определять правила ведения бизнеса, то это позволит повысить и рентабельность бизнеса, и многое другое». С практической же точки зрения, вопрос увеличения поставок сельскохозяйственной продукции – это один из очевидных способов, как поднятия экономики Кыргызстана, так и повышения значимости страны в объединении в целом. К слову, таких вариантов развития малого и среднего бизнеса много.

К тому же, говоря об «экономической зависимости» Кыргызстана от более крупных партнеров по ЕАЭС следует помнить, что до начала интегрирования в организацию экономика КР была реэкспортной – чем сохранение такого статуса лучше, нежели развитие в рамках ЕАЭС? Перепродавая китайские товары, центрально-азиатское государство, к сожалению, упустило развитие собственной промышленности, что привело к стагнации экономики. Теперь же, руководство республики и ее бизнес получили возможность сделать качественный рывок, опираясь на поддержку постсоветских партнеров, в том числе и в деле создания новых производств. «…Повышение эффективности управляемости, ускоренное инновационное управление, дифференцированное отраслевое развитие – то, над чем нужно работать. Если эти параметры будут учтены, и государство, бизнес, общество быстро среагируют, то эффект от вступления КР в ЕАЭС будет больше, чем ожидается» – считает А. Мигранян.

В заключение о ВТО. Учитывая то, что сама структура ЕАЭС, его нормативно-правовая база создавались в строгом соответствии с правилами ВТО, неясным представляется, что именно пытались сказать скептики евразийской ориентированности Бишкека. Более того, многие страны-участницы ЕАЭС вхожи в ВТО, а Казахстан находится на завершающем этапе процесса вхождения. То есть, подобный сценария развития событий, при котором реэкспортный Кыргызстан-член ВТО потерял бы что-либо от членства в ЕАЭС, был невозможен. Скорее, наоборот, в 1998 году республика объективно была не готова участвовать в столь глобальной организации, и необходимых преференций, за которые сейчас успешно борется Казахстан, не добилась. Евразийский же Кыргызстан имеет все шансы поднять экономику, статус трудовых мигрантов, приносящих существенный доход в бюджет страны, и свой авторитет, как в рамках ВТО, так и в центрально-азиатском регионе и за его пределами.

Булат Мурзагалеев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Поделиться:

Дата: