Итоги выборов: в Рийгикогу усилились сторонники «Эстонии для эстонцев»

Дата:

Итоги выборов: в Рийгикогу усилились сторонники «Эстонии для эстонцев»

Автор: Ирина Громова

Итоги выборов: в Рийгикогу усилились сторонники «Эстонии для эстонцев»

03.03.2015

Воскресенье оказалось богатым на выборы в Балтийском регионе. Пока эстонский электорат выбирал новый парламент, литовцы ломали голову над тем, кого же они желают видеть в местных городских советах и в креслах мэров своих городов. Решения приняты, голоса подсчитаны, а итоги подведены порталом RuBaltic.Ru в беседе с политологом, профессором факультета международных отношений СПбГУ Николаем МЕЖЕВИЧЕМ:

 

- Николай Маратович, вчера в Эстонии прошли парламентские выборы. Как Вы можете прокомментировать их итоги?

- Начнем с того, что в парламент прошли две новые партии. Учитывая, что было 4, а стало 6, изменение довольно существенное. Это не просто две новые партии. Это две правые партии.

Таким образом в парламенте эстонской республики на сегодняшний день мы видим как минимум 4 правых партии, 2 из которых уже тяготеют к названию ультра-правых или близких к этому. То есть та политическая группа в Рийгикогу, которая позиционирует себя как «Эстония для эстонцев», стала сильнее.

 

- Что касается двух новых партий – Партии свободы и Народной консервативной партии – чего можно ожидать от «новичков»? Это свидетельство усталости от старых лиц или, действительно, партии предложили что-то дельное, на Ваш взгляд?

- В Эстонии динамика изменения политического спектра набора партий не очень быстрая. Она уступает и литовской, и польской. Поэтому вы правы - некая усталость от старых партий и старых лиц есть. Однако с иной стороны, центристы представлены своим лидером Эдгаром Саависаром, патриархом эстонской политики, которому страна в значительной степени обязана независимостью. И он ведь остался прежним. Так что дело не только в усталости от старых партий и даже лидеров. Думаю, что это желание избирателей увидеть у новых партий новую политику. По крайней мере, новую внутреннюю политику.

Что касается внешней, здесь шансов на изменение – ноль. Российско-эстонские отношения, которые мы считали просто плохими, могут остаться такими же или стать еще хуже. Третьего не дано.

А центристы, которые на самом деле, скорее, левая партия, увеличили число депутатских мест на одно. Учитывая, что парламентариев всего 101, это совсем неплохой результат. То есть - не проигрыш.

Кроме того, вся политическая элита Эстонии была мобилизована на борьбу с этой партией. Сависаара обвиняли фактически в государственной измене. Не в юридической формулировке, ибо тогда сразу - прямая дорога в суд, но - близко к этому: «рука Москвы», «пророссийская позиция» и т.д. Абсолютно понятно, что все это ерунда и он патриот своей страны. Но патриот, считающий , что не следует доводить до абсурда градус противостояния с великим восточным соседом и надо развивать торгово-экономические связи. К сожалению, голос центристов, хотя и достаточно внушительный, но - один.

А то, что в Эстонии называется социал-демократами, представляет из себя удивительную смесь социальной демагогии и откровенного милитаризма.

 

- Вы упомянули, что избиратели ждут от новых партий новых решений. Могут ли они что-то привнести, и изменится ли внутренняя политика Эстонии?

- Понимаете, четыре партии правого радикального характера фактически топчутся на одном избирательном поле. Чтобы оказаться впереди, каждой из них понадобятся какие-то реформы, предложения по решению экономического кризиса. И только снижения налога на предприятия, чем в Эстонии занимались в последнее время, будет недостаточно. Это действие не дает автоматически эффекта роста жизни населения – а это уже само по себе - проблема. Эстония, давно и прочно прописавшись в Европейском Союзе, ждет, когда уровень жизни будет достигать сопоставимых величин. А пока этого нет. Ведь Эстония, которая была первой республикой по уровню жизни в СССР, сегодня все еще занимает позиции лидера на постсоветском пространстве.

Иными словами, она никого не обогнала. Вряд ли это можно считать огромным достижением за 24 года независимости.

 

- Эксперты называют результаты крайне предсказуемыми: победа - за реформистами, центристы, скорее всего, останутся в оппозиции. Помимо этого, реформисты уже обмолвились, что не жаждут звать в коалицию новые лица - Свободную партию и Народную консервативную партию. Что это - желание сохранить стабильность в стране?

- Центристов в коалиции не ждут. Они никому там не нужны, поскольку у этой партии принципиально иная точка зрения, нежели у остальных.

А вот новые партии – да! Возможны примерно 7 вариантов коалиции, исключающие центристов. Однако это не принципиально ни для нас, ни для эстонского электората. Поскольку курс во внешней политике останется прежним, во внутренней могут быть небольшие тактические изменения. И кто предложит на поствыборных дискуссиях какие-либо изменения, тот, вероятно, заинтересует избирателей и будет иметь определенные шансы на вхождение в коалицию.

Что касается кандидатуры на пост премьер-министра, думаю, что, хотя общее количество голосов за реформистов оказалось меньше, чем на прошлых выборах, но глава кабинета министров останется прежним.

 

- Выборы в воскресенье прошли и в Литве, правда, муниципальные. Кроме того, страна впервые избирала мэра напрямую. Как Вы оцениваете итоги этих выборов? И почему, на Ваш взгляд, введению прямых выборов мэра власти очень долго сопротивлялись?

- Ситуация в Литве интересна тем, что градус антироссийской истерии достиг предела. И объяснять проблемы, скажем, в здравоохранении или в качестве дорожного покрытия «рукой Москвы» становится все сложнее.

Во-первых, время уходит, во-вторых, люди не просто утратили способность воспринимать эту пропаганду, но и все чаще думают: а все ли благополучно дома и всегда ли наши проблемы - московского происхождения? Вот это понимание, конечно же, беспокоит правящую коалицию.

И существовать она может только на поддержании этого градуса милитаризации и т.д. В этом смысле любые прямые выборы – проверка. А муниципильные выборы являются репетицией парламентских. Если на местных выборах люди не поддерживают ортодоксальную линию, я бы даже сказал, президента, то это - вызов для политического и экономического корпуса. Поскольку Эстония, Латвия и Литва – три страны ЕС, которые понесли серьезные потери от взаимного эмбарго. А помимо этого они еще и сами идут по пути свертывания экономических связей. Это сказывается на экономике. А избиратель, разумеется, учитывает состояние своего кошелька при принятии политических решений.

Поделиться:

Дата: