«Пишущие журналисты умнее телевизионных»

Дата:

«Пишущие журналисты умнее телевизионных»

Виталий Третьяков, интервью, журналистика, Думан ТанабасовВ рамках Школы журналистского мастерства стран СНГ и Балтии, организованной политологическим центром «Север-Юг» в Москве, нам удалось побеседовать с корифеем российской журналистики, деканом Высшей школы телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова Виталием Третьяковым.

 

– Наша журналистика – это великая журналистика, – начал разговор Виталий Товиевич. – В том числе не исключаю журналистику советского периода. В постсоветском пространстве по специфике своей она наследует разные традиции. Да, наша журналистика гораздо более беллетризирована по сравнению с англосаксонской. Но я считаю это нашей прелестью, нашим внешним видом. Этого не нужно стыдиться, от этого не нужно избавляться, так как она родилась одновременно с классической литературой. Другое дело, если пишешь на западную аудиторию, то, конечно, должен писать максимально по законам той журналистики, чтобы быстрее проникнуть в сознание западной аудитории. Но все же, на мой взгляд, в современной отечественной журналистике есть много изъянов.

В чем это выражается?

– В первую очередь это касается западной теории журналистики. На оте­чественных факультетах журналистики по непонятным причинам отбросили марксистско-ленинскую теорию преподавания (в которой, кстати, было много правильного и до сих пор актуального) и взяли на вооружение антимарксистско-антиленинскую, точнее говоря, западную медиаконцепцию. Выбросили старое без какого-либо сожаления. Может, в этом и есть вся «прелесть», но иногда она выглядит не совсем благопристойно. Ведь западная теория журналистики уже не работает ни на Западе, ни на Востоке, а уж в России тем более.

В чем тогда отличие американских журналистов?

– Во-первых, журналистика – это как полунаука. Есть закономерности, но назвать их законами нельзя. Тут всегда могут быть отклонения во всем, что касается общества и общественности. Во-вторых, американский журналист уверен, что он источник и светоч свободной печати. Что интересно, его российский коллега тоже уверен, что американский журналист – источник и светоч свободной печати. Это абсолютно ошибочное мнение. Я побывал во многих странах и редакциях, удалось поработать и в американских, и в английских редакциях. Знаком со многими западными журналистами. Но, как я уже сказал, у нас теперь вместо марксистско-ленинской теории печати преподают антимарксистскую и антиленинскую, в которой все лучшее на Западе, все худшее – у нас. В одних учебниках это отчетливо прочитывается, в других – завуалированно, однако практически всюду присутствует. Нам нужно еше тянуться и тянуться, чтобы иметь честь, например, в газете «Таймс» выступить… Американская журналистика – не самая свободная, равно как и западная в целом. Там есть свои степени свободы и табуированные темы.

Как стать знаменитым журналистом, что бы вы порекомендовали?

Виталий Третьяков, интервью, журналистика, Думан Танабасов– Я не модельное агентство (смеется). Вот вы пишущий журналист. Я вас порадую. Пишущие журналисты умнее, а телевизионные – влиятельнее. Проблема в том, что пишущие люди в большинстве своем ленивые. Пишущих журналистов, в которых преобладает писатель, как правило, много. И поэтому много текстов, чтение которых приятно, но не оставляет после себя ровным счетом ничего, так как до стиля Гоголя или Набокова они не поднимаются, а до нормальной (то есть информативной) журналистики не опускаются.

Сегодня невозможно стать знаменитым журналистом, если ты неизвестен на телевидении. Полное «отелевидение» нашей журналистики началось где-то 10 лет назад и продолжается до сих пор. Это не значит, что все телевизионные журналисты глупее, но в массе своей пишущие журналисты умнее. И еще. Чтобы стать знаменитым на телевидении, нужно быть гораздо умнее других, но если ты умнее других, тебе не место на телевидении. А что касается сегодняшней радиожурналистики, то она до такой степени болтливая, что я не могу относиться к ней серьезно. По сути своей, считаю, радиожурналистики как таковой сегодня не существует вообще.

Как, по-вашему, должен выглядеть идеальный алгоритм журналистской карьеры?

– Вы работаете там, где нужно писать. По-настоящему писать. Это дает вам известность. Таким образом, добиваетесь того, что вас приглашают на телевидение. Точнее говоря, надо писать о том, о чем не решаются сообщать другие. То есть если ты делаешь это довольно часто, то тебя, несомненно, замечают. Журналистика – это игра. Все, что связано с гуманитарными знаниями и гуманитарной практикой, тем более сегодня, все игра. А в игре вы должны быть занимательным, привлекательным и обыгрывать других.

Где проходит грань между блогером и журналистом или, скажем так, чем блоги отличаются от СМИ?

Виталий Третьяков, интервью, журналистика, Думан Танабасов– Если вы знаете, а может, и нет, в советский период, кроме других мест писали в стенгазетах и в туалетах, но те «писатели» не считали себя профессионалами. А сейчас аналогичные графоманы и пошляки пришли в интернет. Но вы же не воспринимаете написанное в туалете за истину! Отдельно взятый блогер старается выглядеть донкихотом, так сказать, смельчаком-одиночкой. Да, он обыгрывает традиционные СМИ за счет остроты и смелости. Но это возможно лишь в частном случае. В общем, журналист и блогер обитают в разных слоях атмосферы, и блогеру до настоящего, квалифицированного журналиста – семь верст до небес.

Какая журналистская специализация сегодня наиболее распространена: репортер, комментатор, аналитик?

– Аналитик. Да уж больно вид у него не спортивный, а, скорее всего, кабинетный. Журналист такой специализации довольствуется переработкой всего того, что поступает на его стол в редакции. В последнее время мы стали свидетелями в некотором роде расцвета такой кабинетной журналистики. Объективная основа этого – стремительное развитие интернета, откуда можно почерпнуть множество деталей, не присутствующих в основном потоке текстов по каналам профессиональных СМИ, и многообразие самих этих текстов, что позволяет, обладая определенными профессиональными навыками, сконструировать любой правдоподобный материал.

 

Афоризмы от Третьякова, или Максимы журналистики

Журналист – кто пишет не о том, что случилось с ним, и излагает в первую очередь не свои мысли, а идеи тех, от кого зависит жизнь общества.

Сто журналистов, собравшись вместе, никогда не сделают самолет, который взлетит. Сто авиаконструкторов легко сделают газету, и, возможно, хорошую.

Нет худшего журналиста, чем писатель.

Самой хорошей власти люди доверяют меньше, чем самой плохой прессе.

 

Думан ТАНАБАСОВ

 

Справка «Свободы Слова»

Виталий Третьяков – российский журналист, политолог, автор и ведущий телепрограммы «Что делать? Философские беседы» на телеканале «Культура», декан Высшей школы (факультета) телевидения МГУ им. М. В. Ломоносова, генеральный директор, главный редактор Независимой издательской группы (НИГ), главный редактор журнала «Политический класс», генеральный директор фонда содействия развитию образования в области журналистики «Медиалогия».

Поделиться:

Дата: