Состояние и динамика развития СМИ, издательств и полиграфических предприятий Узбекистана

Дата:

Состояние и динамика развития СМИ, издательств и полиграфических предприятий Узбекистана 
(01.01.2015г.)


I. Средства массовой информации

Сегодня в условиях глобальных перемен в современном мире, динамичного социально-экономического, демократического развития Узбекистана коренным образом меняется облик и мировоззрение граждан нашей страны, растет их политическая активность. Это является весомым результатом поэтапно и последовательно осуществляемых Руководством страны реформ в государственном строительстве, решении задач по укреплению места и роли в обществе средств массовой информации, ее активизации в системе институтов гражданского общества. 

Как отмечалось в докладе Президента Ислама Каримова на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране», актуальное значение имеет обеспечение информационной свободы, превращение средств массовой информации в трибуну свободного выражения гражданами своих мыслей и идей, позиции и отношения к происходящим событиям. В нашей стране уделяется особое внимание укреплению материально-технической базы средств массовой информации, их оснащению современными информационно-коммуникационными технологиями, созданию необходимых условий и возможностей для деятельности на уровне мировых стандартов. На сегодняшний день принято более 10 законов и законодательно-нормативных актов, регулирующих деятельность СМИ, среди которых – законы «О СМИ», «О защите профессиональной деятельности журналиста», «Об издательской деятельности», «О гарантиях и свободе доступа к информации», «О рекламе», «О связи» и другие.

Анализ сегодняшнего состояния и динамики развития национального информационно-медийного пространства Узбекистана показывает:

• для успешной и активной деятельности средств массовой информации в Узбекистане создано обширное правовое поле, которое продолжает совершенствоваться с учетом международного опыта и реалий современности;
• существующая законодательная база в сфере СМИ способствует последовательному повышению качества и эффективности национальной прессы, отвечающих требованиям и стандартам развитых мировых средств массовой информации, а также расширению сети негосударственных средств массовой информации и внедрению в информационную сферу рыночных механизмов. 
• печатные издания и электронные СМИ Узбекистана базируются на международных стандартах и передовом опыте демократических государств мира и в достаточной мере отражают национальные ценности и менталитет народа;
• поэтапная либерализация СМИ, активизация деятельности негосударственных средств печати, радио, телевидения, расширение их вхождения в глобальную сеть Интернет обеспечивают транспарентность проводимой в стране политики реформ. 
• существуют условия для активного освещения СМИ проводимой страной внешней и внутренней политики – с учетом плюрализма мнений, событий, происходящих в стране и за ее пределами.
• активно создаются новые негосударственные, частные СМИ.
• государственные и негосударственные СМИ Узбекистана активно участвуют в процессе формирования демократического гражданского общества.
• всемерно поддерживаются процессы формирования печатных СМИ - независимых, самообеспеченных, демократических и отвечающих современным мировым стандартам;
• так же, как и во всех демократических странах, в Узбекистане в данный момент свободные и независимые СМИ выступают как важный гражданский институт. Повышается самостоятельность редакций газет и журналов, их ответственность.
• важную роль в развитии и либерализации национальных СМИ играют общественные структуры. Это – такие, как Национальная ассоциация электронных СМИ (НАЭСМИ), Общественный фонд поддержки и развития негосударственных печатных СМИ и информационных агентств, Творческий союз журналистов Узбекистана и т.д.;
• развивается партийная пресса, способствующая формированию политической культуры населения. Все политические партии, ныне действующие в стране, имеют свои периодические издания;
• с учетом этнического разнообразия населения публикуются газеты более на 7 языках и готовятся теле- и радиопередачи на нескольких языках.

Если в 1991 году в Узбекистане действовали 395 средств массовой информации, то на сегодняшний день данный показатель составляет (по состоянию 01.01.2015 г.) 1392. Из них 689 газет, 283 журналов, 100 ТВ и радио. Наряду с печатными изданиями, теле- и радиоканалами в качестве СМИ также регистрируются веб-сайты. Сегодня 79 процентов теле- и радиоканалов и веб-сайтов считаются негосударственными средствами массовой информации. СМИ страны издаются и выходят в эфир на семи языках проживающих в нашей стране наций и народностей. 


Последние годы ряд СМИ находятся на стадии выхода из государственного ведения. В связи с активным внедрением и развитием ИКТ, особенно Интернета в стране по состоянию на 1 января 2015 года регистрированы 304 веб-сайтов как СМИ.


Идет интенсивная специализация как печатных, так и электронных СМИ. В настоящее время СМИ, кроме общественно-политических и экономических направлений, все больше специализируются по таким важным для современного общества аспектам – как духовно-просветительские, медицинские, детские, спортивные и информационно-технологические темы. 

12 ноября 2010 года в докладе Президента Ислама Каримова «Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране» на совместном заседании палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан особое внимание уделено дальнейшему укреплению свободы средств массовой информации, расширению внедрения рыночных механизмов в сферу информации, определены приоритетные задачи реформирование информационной сферы.

В Концепции по дальнейшему углублению демократических реформ и формированию гражданского общества в стране отмечено, что без обеспечения информационной свободы, без превращения СМИ в арену, где люди могут свободно выражать свои мысли и идеи, позиции и отношение к происходящим событиям, нельзя говорить об углублении демократии, политической активности населения, о его реальном участии в политической и общественной жизни страны.

В Концепции главы государства определены конкретные меры по внесению соответствующих изменений и дополнений в законы «О средствах массовой информации», «О принципах и гарантиях свободы информации» и ряд других актов законодательства.

В ней предложено также принятие законов «Об экономических основах деятельности СМИ», «О гарантиях государственной поддержки СМИ», направленных на повышение эффективности деятельности и защиту экономических интересов участников информационного рынка, Закона «О телерадиовещании», направленного на развитие этой важнейшей отрасли сферы информационных коммуникаций. 

Дальнейшее реформирование информационной сферы и обеспечение свободы слова и информации будет способствовать укреплению места и роли СМИ в системе институтов гражданского общества, более полной реализации конституционных прав граждан на свободу слова и свободу выбора.

 

II. Издательская деятельность

В Узбекистане книгоиздание, как самостоятельная область деятельности, включает в себя многие издательских, полиграфических и книготорговых организаций. Каждое из них, выполняя свою конкретную функцию, взаимодействует в то же время с другими субъектами книжного дела.

Деятельность издательств в Республике Узбекистан упорядочивается и координируется в соответствии с Законом Республики Узбекистан "Об издательской деятельности", Постановлением Кабинета Министров 275" Об утверждении положения о лицензировании издательской деятельности" от 11 июня 2004 года.

На основании решения Комиссии по лицензированию издательской деятельности по состоянию на 1 января 2015 года было выдано 108 лицензии и все они внесены в Государственный Реестр.

 

III. Полиграфические предприятия

Деятельность полиграфических предприятий в Узбекистане упорядочивается и координируется в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан № 454 «Об утверждении Положения о порядке регистрации и постановки на учет полиграфических предприятий» от 27 декабря 2002 года.


Во исполнение требований вышеуказанного постановления Агентством были приняты приказы № 18 от 13 декабря 2002 года «Об утверждении и изготовлении нового типа свидетельства о регистрации полиграфических предприятий» и № 19 от 20 декабря того же года «О создании экспертной комиссии по регистрации полиграфических предприятий на территории республики».


По состоянию на 1 января 2015 года в республике зарегистрированы 1819 полиграфических предприятий.


Информационная служба УзАПИ

Поделиться:

Дата: