У казахов колыбель младенца не принято продавать, отдавать незнакомым людям или выбрасывать. Ей специально и отдельно отводили священную роль в продолжении рода. Ее старались сохранить и передавали из поколения в поколение. При вхождении в семейство новоявленной невестки, считалось хорошей традицией брать у семей своих многодетных родственников колыбель, которую на некоторое время выставляли на почетное место (тор). Хранят колыбель непременно в завернутом виде, лишь время от времени проделывая «обряд огнем» («для изгнания из колыбели нечистой силы»), путем окуривания.
Колыбель для младенца принято накрывать семью вещами (чапаном; верхней одеждой, сшитой из шкуры животного; шубой; уздечкой: камчой (кнутом); специальным колыбельным одеялом и накидкой). Второе и пятое из данных вещей, по поверью, способствуют становлению характера ребенка, как храброго и самоотверженного защитника Отечества.
Считается дурной приметой качать пустую колыбель младенца. Раскачивая пустую колыбель, человек как бы говорит (дает окружающим знать), что у него нет потомства или, что он остался без продолжателей рода.
Следует активно бороться с токсикозом у беременной женщины, иначе, по поверью, родившийся у нее ребенок будет слюнявым.
А вот как раньше повивальные бабки принимали роды: родившемуся младенцу пуповину обрубали новым, еще не использованным топором (соответственно продезинфицированным), затем обвязывали пуповину чистой нитью и завершали хирургическую процедуру присыпкой из золы вокруг пуповины. Ритуальный топор в дальнейшем не разрешалось использовать в быту, его хранили в завернутом виде, в недоступном для детей месте. Оставшийся обрубленный кусочек пуповины мальчика, по поверью, забрасывали далеко от дома, девочки, наоборот, закапывали около домашнего очага. Это означало, что мальчик не вырастет домоседом, а девочка — ветреной (будет хорошей женой и домохозяйкой).
Только что родившегося младенца до того, как он коснется материнской груди, обычно прикладывали на короткое время к чистой, продезинфицированной шерсти убитого волка, который у казахов приравнивался к священным животным. Предполагалось, что в результате такого обряда ребенку передавались сила и выносливость волка.
По давнему поверью, рекомендуется сорок дней не выносить ночью из дома новорожденного — необходимо оберегать его от лунного света.
Перед отходом младенца ко сну, казахи «изгоняли нечистую силу из колыбели и помещения, где спит ребенок». При этом жгли лекарственную траву гармалу, заполняли дымом юрту, а потом проветривали помещение.
Укладывая ночью младенца спать, следует проследить, чтобы свет от луны не падал на его лицо — иначе он может захворать.
До определенного срока белье младенцев не рекомендуется развешивать на улице, чтобы злые люди не сглазили ребенка.
Пока у новорожденного не отпадет пупок, не принято выносить из дома золу (если топят печь), дабы не ухудшилось его здоровье.
У казахов принято справлять мальчикам исполнение сорока дней со дня их рождений (обычно в период: 37–39 дней), а девочкам чуть позже этого срока на 42-44-й день. По поверью считается, что в будущем, в период их вступления в брак, парню придется платить не совсем обременительный для него калым (выкуп) за свою невесту, а девушке выдадут богатое приданое.
Чтобы младенец как можно скорее стал прямо держать головку, проделывали следующий обряд: брали целиком шейную кость барана, которого забили на шильдехану (пиршество в честь новорожденного), отваривали ее, очищали от мяса, затем через хрящевые отверстия шейных позвонков этой кости пропускали палочку.
С целью ускорить становление младенца на ноги, проводят такой обряд: ребенку несильно обвязывают ножки, и кто-нибудь из взрослых разрезает ему своеобразные веревочные путы. Затем обычно устраивают той.
Если подрастающий младенец в положенный срок не начинает говорить, его родственники по материнской линии режут у себя дома овцу или барана, внутренностями которого (в частности, кишками) опоясывают ребенка. После подобной процедуры, через некоторые время, ребенок начинал говорить.
С давних времен у казахов бытует и такое поверье: если батыры, поэты, борцы поплюют в рот младенцу или дадут попробовать что-нибудь из своей трапезы, — в будущем такой ребенок воспримет присущие этим легендарным людям их лучшие качества и искусства. Об этом свидетельствует и обряд «Ауызына түкіру».
Первые остриженные волосы ребенка закапывают в землю там, где не ходят люди -иначе, по поверью, быть ребенку несчастным в жизни.
Если младенец во время кормления держится руками за грудь матери — он «вырастает жадным и скупным». Если же кушает и держится свободно, — будет «щедрым и благородным». Коль младенец спит на спине, — «станет знаменитым и известным человеком»; съежившись, — «вырастет беспокойным и нерешительным»; спит на животе — «быть ему мыслителем — философом». А если спит, свободно вытянув руки и ноги, — «ждет его гениальное или героическое будущее».
Спит младенец с приоткрытым глазами, — значит, суженая (-ый) «будет красивой (-ым)».
Чтобы предотвратить возможное увеличение родинки или родимого пятна, новорожденному, по поверью, желательно давать такие имена, как Калдыбай, Калдыгуль, Мендигуль, Анарбай, Анаргул («кал» «мен», «анар», что значит — «родинка», «родимое пятно»).
Если у мальчика на голове два темени — «не раз женится»; если у девочки — «быть ей замужем не единожды».
Наличие у ребенка небольшого углубления на затылке («ямочки» по поверью, свидетельствует, что он может вырасти упрямым или вредным. По этой же причине не рекомендуют часто целовать его в этом месте и тем самым «поощрять дурные черты характера».
Когда ребенок впервые в жизни отправляется в дальний путь или путешествие, принято устроить небольшое пиршество по поводу такого радостного для ребенка и его родителей события.
Чтобы предохранить младенца от сглаза, достаточно было развесить по колыбели и прикрепить к его одеждам обереги из кусочков шкуры змеи, совиных перьев, бус (неизменно в количестве 9 штук), серебряных монет. Если ребенка все-такикто-то сглазил, то, по поверью, необходимо было наведаться домой к этому человеку, взять у него какую-нибудь ненужную ему вещь и, возвратившись к себе в дом, сжечь ее.
Еще одно средство предотвратить сглаз: ребенка одевают в поношенные и старые вещи (однако не в лохмотья и обязательно в чистую одежду), а по лицу размазывают немного сажи.
Бытует и такое поверье: если дашь ребенку проползти между ногами трех бабушек — оградишь его от всех жизненных неурядиц и несчастий.
Сглаз с ребенка снимают так: ополаскивают дверные ручки и этой водой легонько окропляют и проводят по его лицу, ладоням и ступням.
Появившиеся глазные болячки у ребенка протирают жидкостью из глазниц забойного скота или птицы, считается — тогда все пройдет.
Если ребенок ест подгоревший осадок, оставшийся после кипячения молока, в будущем, по примете, в день его свадьбы будет идти дождь.
Если увидел, что ребенок сидит, высунув язык, — жди скорых новостей. Захлопал младенец в ладоши,- жди радостных вестей.
Если ребенок, входя в дом, споткнулся у порога — в этот дом, в скором будущем, придут достаток и счастье.
Если младенец бросает находящиеся у него в руках предметы и кричит: «шашу»-то, по поверью, в этом доме скоро будет пиршество
Чихнул ребенок или младенец во время чьего-либо рассказа — все сказанное принимается слушателями на веру.
Материал предоставлен Научно-экспертным советом Ассамблеи народа Казахстана, статья из книги д.п.н., профессора А. Калыбековой «Народная мудрость казахов о воспитании», Алматы, 2011 г.http://e-history.kz/ru/publications/view/900