Агашка по-туркменски. Назарбаев уедет из Ашхабада с новым титулом и дорогой

Дата:

Агашка по-туркменски. Назарбаев уедет из Ашхабада с новым титулом и дорогой

Агашка по-туркменски. Назарбаев уедет из Ашхабада с новым титулом и дорогой

Визит президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Туркменистан, в рамках которого будет открыт новый железнодорожный коридор, эксперты называют определяющим для будущего развития как казахстанско-туркменских отношений, так и центральноазиатской политики в целом. Отношение туркменского руководства к гостю из Астаны было особое: г-ну Назарбаеву вручили специальный нагрудный знак из чистого серебра и звания «Ел агасы» – почетный старейшина. 

Опрошенные Kursiv.kz эксперты, считают, что в отношениях Туркменистана и Казахстана помимо явных точек соприкосновения есть и немало спорных моментов: две страны в основном живут за счет экспорта углеводородов и со временем могут стать прямыми конкурентами на мировых рынках.

Главным событием визита президента РК в Туркменистан станет открытие железной дороги Казахстан-Туркменистан-Иран. «В связи с прокладкой железной дороги в направлении Персидского залива товарооборот за этот год вырос на 38%. Такого раньше не было. Резервов для развития сотрудничества много, и их следует использовать на благо наших народов», - сказал в ходе переговоров с Гурбангулы Берумыхамедовым президент Казахстана.

 

«Мы придаем большое значение вашему визиту и уверены, что он даст хороший импульс межгосударственному диалогу между Туркменистаном и Казахстаном, - в тон гостю ответил г-н Бердумыхамедов. «Железнодорожный путь «Узень – Берекет – Горган» позволит увеличить грузопотоки наших государств, как в северном, так и в южном направлении. Мы договорились и далее максимально эффективно использовать географическое положение наших стран в качестве транзитного моста между Европой и Азией. для Туркменистана широкие возможности транспортировки грузов открывают новые маршруты по территории Казахстана в направлении Китая и далее к Тихому океану. Наши страны будут оказывать взаимную поддержку, и развивать дальнейшее сотрудничество в международной сфере. Будем активно участвовать в реализации совместных инициатив, в том числе в рамках ООН, ОИС, СНГ, Тюркского совета и других международных организаций, - заверил Нурсултан Назарбаев.

Президент РК отметил, что товарооборот между двумя странами за 9 месяцев 2014 года вырос на 23%. И несмотря на то, что в мире наблюдаются кризисные явления и снижается экспорт, торговля между РК и Туркменистаном растет, приближаясь к $500 млн.

В ближайшее время планируется провести первое заседание совместной рабочей группы по увеличению товарооборота. Г-н Назарбаев заявил, что созданный Деловой совет между внешнеторговой палатой Казахстана и Союзом промышленников и предпринимателей Туркменистана будет способствовать налаживанию полезных экономических контактов между представителями бизнес-сообществ обеих стран.

По словам Гурбангулы Бердымухамедова сотрудничество между обеими странами является фактором стабильности и безопасности на всем пространстве Центральной Азии и Каспийского бассейна. Он рассказал, что особое внимание в ходе переговоров было уделено вопросам экономики и торговли, в том числе диверсификации товарооборота, активизации инвестиционной политики, реализации крупных проектов в промышленности, аграрном комплексе и транспорте.

«Республика Казахстан - давний и надежный экономический партнер Туркменистана. Однако потенциал взаимодействия еще полностью не раскрыт. Считаю необходимым провести тщательный анализ торгово-экономических отношений между нашими странами. И Туркменистан, и Казахстан в состоянии серьезно повысить товарооборот, диверсифицировать взаимные поставки. Туркменистан и Казахстан выступают с единых позиций по глобальной повестке дня. Это сохранение и поддержание всеобщего мира и стабильности, противодействие угрозам международного терроризма и экстремизма, политика разоружения, урегулирование ситуации в Афганистане, - заявил Гурбангулы Бердымухамедов.

Эксперт центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Дмитрий Михайличенко заявил Kursiv.kz, что проект «Север-Юг» направлен на формирование новой структуры мобильностей в Евразии, которая может принести мультипликационный эффект всем суверенным государствам материка. На примере этого проекта видны и преимущества евразийской интеграции. С формированием Таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии проблема «обхода» России частичности решилась, так как грузопоток все равно следует по единой таможенной территории. Незаинтересованных сил в реализации проекта на постсоветском пространстве нет, убежден эксперт. По его словам, несмотря на то, что динамика торговых и экономических отношений Казахстана и Туркменистана присутствует, их масштабы не столь значительны. Строительство железной дороги – это, скорее, технократический, инфраструктурный аспект сотрудничества, который вряд ли жестко взаимоувязан с особенностями политического режима в Туркменистане.

«Проект имеет стратегическую, долгосрочную перспективу. Конечно, нельзя исключать от Ашхабада определенных сюрпризов, какие случались неоднократно, например, на узбекско-таджикской границе, когда еще совсем недавно одна из сторон не пропускала товары другой. Однако Астана всегда умела договариваться со своими соседями, что выгодно отличает Нурсултана Назарбаева от других лидеров региона. Что касается Ирана, то Казахстану необходимо всячески поддерживать стремление Хасана Роухани преодолеть международную изоляцию, развивая взаимовыгодные транспортные коммуникации. Запад сейчас не в таком положении, чтобы высказывать недовольство или оказывать давление на Казахстан или Туркменистан из-за включения в проект Ирана, а у лидеров этих государств, в свою очередь, никаких признаков сателлитарного мышления также не наблюдается», - считает Дмитрий Михайличенко.

Директор аналитического Центра МГИМО Андрей Казанцев напомнил, что сейчас идет соединение не только транспортной инфраструктуры Казахстана, Туркменистана и Ирана. Параллельно реализуются проекты по интеграции транспортной инфраструктуры Казахстана и Китая. Китай сейчас особенно заинтересован в прокладке торговых маршрутов в Иран и далее в страны Персидского залива через постсоветскую Центральную Азию в обход Тихого и Индийского океанов. Он имеет один из таких «выходов» через Пакистан, по Каракорумскому шоссе, построенному в 60-80-е годы по маршруту древнего Великого шёлкового пути и далее в Иран, но нуждается и в других маршрутах. В частности, потому, что Каракорумское шоссе проходит очень высоко в горах и расширять его дело очень дорогое и опасное, сотни людей уже погибли при его строительстве. На морском же пути сложились достаточно высокие политические риски. В рамках «доктрины Обамы» по переносу основной тяжести усилий Вашингтона на Тихий океан усилилось военно-политическое противостояние между США вместе со всеми тихоокеанскими союзниками и Китаем, также активизируется аналогичное противостояние на Индийском океане между Китаем и Индией, там уже давно сложилась коалиция Пакистан-Китай против Индии. Между тем, основная масса торговли Китая с Персидским заливом идет через эти угрожаемые маршруты. Плюс к этому Китай заинтересован в прокладке сухопутных маршрутов для того, чтобы способствовать развитию глубинных материковых территорий, в частности, Синьцзяна, где недостаточное экономическое развитие усиливает риски уйгурского экстремизма. Но здесь замешаны не только стратегические транзитные интересы Китая. Россия тоже не в убытке от прокладки маршрута из Казахстана в Иран, через Туркмению, так как он соответствует планам Москвы по прокладке другого стратегического транспортного коридора Север-Юг из России в Иран, причем, желательно, по обе стороны Каспийского моря. Нынешний проект укладывается в эту логику.

«Обе страны богаты нефтью и газом, и в какой-то степени выступают конкурентами на рынках, как европейском, так и китайском. Так что взаимная торговля пока может иметь только местный, мелкий характер, речь может идти о каких-то нестратегических товарах», - заявил г-н Казанцев.

Заместитель гендиректора информационно-аналитического центра по изучению постсоветского пространства Юлия Якушева считает, что экономическая рентабельность транспортного коридора «Север-Юг» не вызывает сомнений. Это подтверждается большим количеством заявок от государств азиатского и каспийского региона, Персидского залива. «Это максимально выгодный и быстрый на сегодняшний день коридор, который свяжет Европу и Азию. Для Казахстана этот проект - способ эффективного использования транзитного положения реализации транспортно-логистического потенциала, а также путь поставок казахстанского зерна на рынок стран Персидского залива», – уверена эксперт.

 

Она напомнила о заявлении Нурсултана Назарбаева о том, что ввод казахстанско-туркменского участка международной железнодорожной магистрали «Казахстан-Туркменистан-Иран» уже в этом году позволил увеличить грузопоток почти на 40%. Что касается Ирана, то состоявшийся несколько месяцев назад визит г-на Роухани в Астану дал понять, что Казахстан намерен укреплять взаимовыгодное экономическое сотрудничество с Тегераном, прежде всего, как раз в транспортно-логистической сфере. Серьезных ограничителей для этого не существует. Тем более что Казахстан выступает одним из модераторов в переговорах по «иранской проблеме». И с этой позиции Казахстан имеет возможности выстраивать бесконфликтный и выгодный формат взаимодействия с игроками по разные стороны баррикад - и с Ираном, и с западными державами. «Визит Нурсултана Назарбаева в Туркменистан в целом вписан в актуальную центральноазиатскую повестку для Казахстана. За последние несколько недель это третья по счету встреча президента Казахстана с коллегами из государств Центральной Азии. Совокупным итогом состоявшихся визитов можно считать демонстрацию высокой роли Казахстана в решении региональных вопросов, подтверждение авторитета Нурсултана Назарбаева среди коллег-президентов. Об этом свидетельствуют и крайне комплиментарные высказывания Алмазбека Атамбаева о Нурсултане Назарбаеве, и результаты беседы двух «аксакалов» – казахстанского и узбекского лидеров, и торжественный прием, оказанный Нурсултану Назарбаеву в Ашхабаде. Для Казахстана построение диалога с соседями и установление контроля над ситуацией в регионе крайне важно с точки зрения современных вызовов, остро стоящих перед системой региональной безопасности. В этих условиях уровень взаимозависимости стран региона многократно возрастает. Думаю, это понимают во всех центральноазиатских столицах», - подытожила г-жа Якушева.

 http://www.kursiv.kz/news/details/vlast/agashka_po_turkmenski_nazarbaev_uedet_iz_ashkhabada_s_novym_titulom_i_dorogoy/

Поделиться:

Дата: