«Саммит глав правительств СНГ – поговорим об Украине?»

Дата:
2014

Саммит глав правительств СНГ – поговорим об Украине?

Фото:
e-cis.info

 

21 ноября 2014 года пройдет очередной саммит глав правительств СНГ. В повестке дня значится широкий спектр вопросов экономического, военно-технического и гуманитарного сотрудничества, создание зоны свободной торговли стран СНГ. Вопрос урегулирования украинского кризиса в повестке не значится, однако не исключено, что представители сторон будут обсуждать его в кулуарах. Как будет проходить саммит? Каковы основные вопросы повестки дня? Ситуацию комментируют доцент кафедры международных отношений и внешней политики России МГИМО (У) МИД России Олег Александров, заместитель генерального директора, руководитель аналитического отдела ИАЦ МГУ Юлия Якушева и к.и.н., н.с. Центра постсоветских исследований МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД Ирина Болгова.

Каковы приоритеты предстоящего саммита глав правительств СНГ?

Олег Александров

Олег Александров: На мой взгляд, приоритетной будет тема экономического взаимодействия в самом широком смысле слова, включая создания зоны свободной торговли в рамках СНГ, ее развития. Будут затронуты вопросы поставок энергоресурсов, их транзита, ценообразования на нефть и нефтепродукты. Также представители стран обсудят военно-техническое сотрудничество и гуманитарные вопросы. Кроме того, обычно представители сторон собираются на таком высоком уровне, чтобы принять принципиальные решения, возможно, отменить прежние договоренности.

Будут ли экономические вопросы связаны с реализацией Таможенного союза?

Олег Александров: Вполне возможно, потому что формирующийся Таможенный союз так или иначе охватывает все остальные постсоветские республики в качестве наблюдателей. Они следят за этим процессом и ведут переговоры. Нельзя точно сказать, какие вопросы будут обсуждаться на саммите, и будет ли достигнут прорыв в этих переговорах, но этот вопрос точно будет затронут. Процесс расширения состава членов Таможенного союза постепенно набирает обороты.

Будет ли обсуждаться вопрос украинского кризиса и пути его урегулирования?

Олег Александров: В официальной повестке дня украинский вопрос не обозначен, но можно предположить, что в кулуарах тема кризиса будет обсуждаться. Одна из главных целей России – выработка общей позиции стран СНГ в отношении украинского кризиса. Если в рамках кулуарных переговоров стороны сумеют выработать общий подход, то, возможно, это будет отражено в финальных документах саммита. По крайней мере, Россия и Белоруссия согласовали предварительные позиции по украинскому кризису.

Каковы приоритеты предстоящего заседания Совета глав правительств СНГ?

Юлия Якушева

Юлия Якушева: Традиционно в компетенцию Совета глав правительств государств СНГ входят вопросы многостороннего сотрудничества преимущественно в экономической социальной, гуманитарной сферах. В отличие от Совета глав государств, данный орган принципиальных решений по актуальным направлениям развития СНГ не принимает. Зато занимается координацией деятельности органов исполнительной власти в части претворения в жизнь решений Совета глав государств СНГ, утверждения нормативно-правовых документов, принятия решений по текущим вопросам экономического сотрудничества стран Содружества. Исходя из этих принципов и выстроена повестка дня предстоящего заседания.

В иерархии приоритетов главная роль отведена анализу функционирования Зоны свободной торговли СНГ.

Еще одна весьма актуальная тема в свете ситуации на мировом рынке энергоносителей и падения цены на нефть - состояние конкуренции и ценообразование в нефтяной отрасли.

Два вопроса повестки связаны с сотрудничеством в области атомной энергетики. Реализация Межгосударственной целевой программы «Рекультивация территорий государств, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств». Эта программа, рассчитанная на Кыргызстан и Таджикистан, изначально формировалась и утверждалась в рамках ЕврАзЭС. Однако после прекращения деятельности Евразийского сообщества в октябре 2014 года перешла в ведомство Исполкома СНГ, что может свидетельствовать о налаженной системе связи и механизме преемственности между интеграционными объединениями на постсоветском пространстве.

Второй вопрос в сфере атомной энергетики касается утверждения Концепции ядерной и радиационной безопасности государств СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях.

Среди вопросов гуманитарного характера в повестке дня заседания Совета можно отметить план приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества государств СНГ на 2015-2016 годы. Логическим завершением Года туризма в СНГ станет план мероприятий по развитию сотрудничества государств СНГ в области туризма до 2020 года.

В целом анонсировано рассмотрение Советом порядка 20 проектов документов. Поэтому, безусловно, СНГ давно нуждается в реформировании, что справедливо отметили и президенты стран Содружества на последнем саммите в Минске. Однако в содержательном наполнении работы органы СНГ дефицита явно не испытывают.

Какие задачи будут поставлены в экономическом плане и будут ли они связаны с реализацией Таможенного союза?

Юлия Якушева: Как я уже отметила, в фокусе внимания — анализ первых результатов реализации Договора о зоне свободной торговли, пописанного в 2011 году. Напомню, что договор вступил в силу для Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России и Украины. Таджикистан пока не завершил процедуру ратификации Договора. Принципиальная значимость Зоны свободной торговли заключается в том, что этот формат экономической интеграции объединяет 9 государств, включая Узбекистан, который ограничивает членство в любых интеграционных проектах. В составе Евразийского Экономического Союза, созданного на базе ТС, пока четыре государства. То есть, Зона свободной торговли на сегодняшний день — наиболее оптимальная и взаимовыгодная основа для развития сотрудничества с теми государствами, которые в ближайшее время не планируются вступать в ТС или ЕАЭС. В то же время, являясь более низкой ступенью экономической интеграции в сравнении с Таможенным союзом, выполнение обязательств, связанных с режимом свободной торговли, поможет странам более эффективно внедрить требования таможенного союза. В том случае, если то или иное государство примет решение присоединиться к евразийскому проекту.

Будет ли обсуждаться вопрос украинского кризиса и пути его урегулирования?

Юлия Якушева: Совет глав правительств не компетентен принимать решения политического характера, поэтому проблема урегулирования украинского кризиса не может обсуждаться в качестве отдельного пункта повестки заседания. Между тем Киев подписал Договор о Зоне свободной торговли СНГ, более того, для Украины этот документ уже вступил в силу. Поэтому вполне ожидаемо, что будет так или иначе обсуждаться вопрос о соотношении норм ЗСТ СНГ и зоны свободной торговли с Европейским союзом. Прорывом в решении этого вопроса была бы выработка консолидированного мнения стран СНГ. Однако такое решение могут принять исключительно Совет глав государств Содружества. Хорошо известно, что общего подхода к проблеме не удалось выработать даже «евразийской тройке».

Каковы приоритеты предстоящего саммита глав правительств СНГ?

Ирина Болгова

Ирина Болгова: Заявлена довольно широкая повестка вопросов экономического и гуманитарного сотрудничества, что отражает спектр вопросов многостороннего взаимодействия в рамках организации. Поскольку саммит глав правительств СНГ выполняет в первую очередь инструментальные задачи, то приоритеты встречи не противоречат контексту, определенному саммитом глав государств, последний из которых состоялся в октябре 2014 года.

Среди центральных сюжетов – оценка реализации Договора о многосторонней зоне свободной торговли СНГ, принятие Концепции ядерной и радиационной безопасности государств СНГ в области использования атомной энергии в мирных целях, также подписание среднесрочных планов приоритетных мероприятий в сфере гуманитарного сотрудничества и в области туризма.

Какие задачи будут поставлены в экономическом плане и будут ли они связаны с реализацией Таможенного союза?

Ирина Болгова: Главным вопросом экономического блока обсуждения, на мой взгляд, станет заявленный анализ реализации положений Договора о свободной торговле от 18 октября 2011 года. На сегодняшний день он ратифицирован и вступил в силу для Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России и Украины. Таджикистан пока не завершил процедуру ратификации Договора. Кроме того, 31 мая 2013 года к договору присоединился Узбекистан.

Многосторонняя зона свободной торговли - сейчас своеобразная «темная лошадка», потенциальным связующим звеном между конкурирующими ЕЭП/ЕАЭС и Соглашениями об ассоциации с ЕС. Именно зона свободной торговли - один из ключевых факторов, который удерживает Украину от подачи официальной заявки на выход из Содружества.

Видимо, саммит глав правительств будет использован белорусской стороной для продвижения своей новой роли посредника и «моста» между двумя интеграционными центрами на континенте. Эта риторика стала очень активно продвигаться белорусским лидером, особенно после августовского саммита в Минске, и в рамках нынешнего председательства Минска в СНГ, как заявляется, «белорусская сторона подготовила ряд инициатив, которые будут вынесены на обсуждение».

Будет ли обсуждаться вопрос украинского кризиса и пути его урегулирования?

Ирина Болгова: Украинский сюжет будет обсуждаться, но вряд ли в непосредственном контексте поиска путей урегулирования кризиса. Всё же это не совсем в сфере компетенций Содружества.

Однако 21 ноября – годовщина начала событий Майдана 2013 года, поэтому полностью абстрагироваться от вопросов внутриполитического кризиса лидерам, видимо, не удастся.

Кроме того, не проясненной остается позиция Киева по вопросу дальнейшего участия в СНГ. Весной было сделано заявление о желании выйти из Содружества, однако официальная заявка подана не была, и это в частности определяет официальную позицию Содружества в отношении самопровозглашенных ДНР /ЛНР.

Вместе с тем в последние недели украинское политическое руководство осуществило ряд мер в отношении Содружества: был отозван представитель в Исполнительном комитете СНГ и упразднена должность уполномоченного по взаимодействию с РФ, СНГ, ЕАЭС и другими региональными объединениями. Вряд ли стоит ожидать и представителя от Украины на саммите. Поэтому процессы, происходящие на Украине, будут рассматриваться в контексте возможного выхода Киева из СНГ и последствий такого решения для других государств – участников.

Материал подготовила Мария Гурова, программный ассистент РСМД http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4809#top

 

Поделиться:

Дата: