Философия мирового развития под угрозой
2014 год войдет в историю как точка отсчета нового времени, спрогнозирвал российский премьер Дмитрй Меведев, выступая на XIII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2014».
По его мнению, сейчас поставлены под угрозу базовые ценности, дальнейшая глобализация, а по сути — вся философия мирного развития, которая сформировалась после Второй мировой войны.
Философия всегда считалась уделом интеллигенции, но никто не умаляет ее роли в развитии общественной мысли, пресечении войны и насилия, религиозной и этнической ненависти.
Заместитель декана философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Алексей Козырев предлагает «связать русский мир, азербайджанский мир и германский мир через идею гуманизма. «Когда меня спрашивают, что такое русская идея, я пытаюсь абстрагироваться, отвлечься от всех геополитических, евразийских идей, потому что вообще мне не очень близко это противопоставление, когда говорят: «Есть западная рационалистическая гносеология, философия, а есть восточная метафизика сердца, интуиция, умозрение». Мы все от греков. На корни, наши истоки в греческой философии, в философии Платона и Аристотеля, которая потом, конечно, по-разному специфицировалась и в западной парадигме, в схоластике, и в философии нового времени, и в византийской философии, и в русском любомудрии. Но что лежит в основе этой парадигмы? Это идея соразмерности, воспитания человека в соответствии с определенными идеями, идеалами, идеальными образцами», - говорит Козырев.
По его мнению, «в этом отношении наша культура, культура греко-европейская имеет общие корни. Замечательный представитель русского гуманизма Вячеслав Иванович Иванов на протяжении трех лет был профессором Бакинского Университета. В Баку была великолепная школа античности. Профессор Маковельский тоже работал в Бакинском университете. Поэтому Азербайджан - часть ойкумены, которая принадлежит не только к Востоку, не только к Азии, но и к Средиземноморскому бассейну, к истоку греческой культуры. Мы можем говорить сегодня, что рассвет культуры в Азербайджане связан с обращением к этим ценностям греко-европейской культуры».
«Вячеслав Иванов говорил, что гуманизм – это этико-эстетическая норма, измеряющая человека в пределах его человечности. Сегодня все эти пределы человечности всячески стараются разрушить глобализирующиеся культуры. Человек может менять все, он может менять пол, лицо. Самое страшное – человек становится товаром. Продаются человеческие органы, продаются люди, которые становятся живым товаром. Страны с более слабым экономическим развитием поставляют своих девушек как живой товар в страны более богатые, более обеспеченные. Продается жизнь, продается совесть, продается человеческое достоинство. Поэтому сегодня мы должны встать на защиту человеческой природы. Есть общее, хотя есть и различия в протестантизме, в исламе, в православии. Однако человека мы понимаем как то, что сегодня должно быть защищено и спасено», - говорит Козырев.
Поделиться: