Как показали результаты исследования, подавляющее большинство опрошенных казахстанцев (90,5%) поддерживают интеграционную политику Главы государства. Они уверены, что Казахстан должен участвовать в межгосударственных объединениях. Причем активнее эти инициативы поддерживают горожане. В региональном разрезе наиболее высокая поддержка респондентами интеграционной политики Казахстана зафиксирована в Мангыстауской (81,6%), Южно-Казахстанской (83,7) и Жамбылской (84,5%) областях, а также в городе Алматы (85,9%).
Каждый второй респондент, согласный с интеграционной политикой государства, считает, что это обеспечит Казахстану доступ к механизмам взаимовыгодного сотрудничества. 41,1% уверены, что международные проекты придадут дополнительный импульс развитию государства; 38,2% указали на доступ к передовым технологиям; 40,5% исходили из обобщенного мнения, что в одиночку выжить трудно.
Всего негативную оценку интеграционным процессам дали 5,6% от числа опрошенных. При этом большинство свое мнение обосновали неверием в равноправие межгосударственных союзов, а также опасением, что это может грозить ослаблением суверенитета страны.
Опрос показал, что в целом респонденты знакомы с деятельностью межгосударственных структур, в которых участвует Казахстан. Но наиболее хорошо люди осведомлены о процессах в СНГ (53,9%) и Таможенном союзе (42,3%). При этом 41,6% респондентов предпочитают интеграцию, не затрагивающую национальных полномочий государств; 27,7%, то есть каждый четвертый, согласны на частичную передачу полномочий, но ни в коем случае не затрагивающих суверенитет государства.
Интересно, что значимость сохранения полной политической самостоятельности для горожан в 1,4 раза выше, чем для жителей сел. Если рассматривать предпочтения людей в разрезе их финансового благополучия, то за неприемлемость ограничений политической самостоятельности Казахстана выступают респонденты, оценивающие свой достаток как средний 72,6%. В возрастном разрезе это, как правило, лица от 30 до 39 лет (80,8%).
На вопрос о наиболее предпочтительных странах-союзницах большинство опрошенных указали Россию (64,2%) и Беларусь (35,8%) - партнеров Казахстана по Таможенному союзу. Из них 73,3% оценили работу ТС положительно. А вот оценки социально-экономических изменений от деятельности союза достаточно противоречивы: 38,5% видят позитивные трансформации в стране; 47,6% считают их не очень существенными. Среди положительной динамики 43,4% людей назвали открытие новых рынков для казахстанских товаров; 39,8% - усиление экономики Казахстана в связи с ликвидацией таможенных пошлин в рамках ТС; 29,2% - усиление конкурентоспособности стран ТС. Кроме того, каждый четвертый назвал повышение привлекательности Казахстана в глазах зарубежных инвесторов.
Важно обратить внимание, говорили ученые: большинство респондентов (60,8%) считают, что надо выходить из рамок заданных геополитических конструкций и сотрудничать с любым государством, если это будет выгодно Казахстану. В этом плане показательны оценки тех структур, в которые Казахстан не входит. Наиболее желательной из них, по мнению респондентов, является ВТО.
Вопросы, касающиеся вступления во Всемирную торговую организацию, показали, что каждый второй опрошенный (50,5%) считает желательным вступление Казахстана в нее. Причем сельчане в 1,8 раза чаще высказывались «за», чем горожане. Наибольшая доля поддержки вступления Казахстана в ВТО наблюдалась в возрастной группе от 40 до 49 лет (65,2% или в 1,3 раза больше, чем в среднем по массиву).
Анализируя полученные данные, ученые КИСИ фиксируют среди казахстанцев высокий уровень поддержки интеграционных процессов. При этом респонденты выстроили приоритетный список сфер сотрудничества, где главным является экономическая, затем следуют политическая и культурно-гуманитарная.
Говоря о Таможенном союзе, специалисты обратили внимание на стремление граждан сохранить за Казахстаном конкретное право определять собственную судьбу и путь развития. Иными словами, речь идет о непременном равенстве Казахстана с другими участниками интеграции.
Таким образом, исследование позволяет говорить, что наиболее сложные этапы формирования модели экономического сотрудничества уже пройдены, и население в целом позитивно воспринимает построенный руководством Казахстана формат взаимодействия с другими странами, в том числе в рамках Евразийского экономического союза.
Каждый второй респондент, согласный с интеграционной политикой государства, считает, что это обеспечит Казахстану доступ к механизмам взаимовыгодного сотрудничества. 41,1% уверены, что международные проекты придадут дополнительный импульс развитию государства; 38,2% указали на доступ к передовым технологиям; 40,5% исходили из обобщенного мнения, что в одиночку выжить трудно.
Всего негативную оценку интеграционным процессам дали 5,6% от числа опрошенных. При этом большинство свое мнение обосновали неверием в равноправие межгосударственных союзов, а также опасением, что это может грозить ослаблением суверенитета страны.
Опрос показал, что в целом респонденты знакомы с деятельностью межгосударственных структур, в которых участвует Казахстан. Но наиболее хорошо люди осведомлены о процессах в СНГ (53,9%) и Таможенном союзе (42,3%). При этом 41,6% респондентов предпочитают интеграцию, не затрагивающую национальных полномочий государств; 27,7%, то есть каждый четвертый, согласны на частичную передачу полномочий, но ни в коем случае не затрагивающих суверенитет государства.
Интересно, что значимость сохранения полной политической самостоятельности для горожан в 1,4 раза выше, чем для жителей сел. Если рассматривать предпочтения людей в разрезе их финансового благополучия, то за неприемлемость ограничений политической самостоятельности Казахстана выступают респонденты, оценивающие свой достаток как средний 72,6%. В возрастном разрезе это, как правило, лица от 30 до 39 лет (80,8%).
На вопрос о наиболее предпочтительных странах-союзницах большинство опрошенных указали Россию (64,2%) и Беларусь (35,8%) - партнеров Казахстана по Таможенному союзу. Из них 73,3% оценили работу ТС положительно. А вот оценки социально-экономических изменений от деятельности союза достаточно противоречивы: 38,5% видят позитивные трансформации в стране; 47,6% считают их не очень существенными. Среди положительной динамики 43,4% людей назвали открытие новых рынков для казахстанских товаров; 39,8% - усиление экономики Казахстана в связи с ликвидацией таможенных пошлин в рамках ТС; 29,2% - усиление конкурентоспособности стран ТС. Кроме того, каждый четвертый назвал повышение привлекательности Казахстана в глазах зарубежных инвесторов.
Важно обратить внимание, говорили ученые: большинство респондентов (60,8%) считают, что надо выходить из рамок заданных геополитических конструкций и сотрудничать с любым государством, если это будет выгодно Казахстану. В этом плане показательны оценки тех структур, в которые Казахстан не входит. Наиболее желательной из них, по мнению респондентов, является ВТО.
Вопросы, касающиеся вступления во Всемирную торговую организацию, показали, что каждый второй опрошенный (50,5%) считает желательным вступление Казахстана в нее. Причем сельчане в 1,8 раза чаще высказывались «за», чем горожане. Наибольшая доля поддержки вступления Казахстана в ВТО наблюдалась в возрастной группе от 40 до 49 лет (65,2% или в 1,3 раза больше, чем в среднем по массиву).
Анализируя полученные данные, ученые КИСИ фиксируют среди казахстанцев высокий уровень поддержки интеграционных процессов. При этом респонденты выстроили приоритетный список сфер сотрудничества, где главным является экономическая, затем следуют политическая и культурно-гуманитарная.
Говоря о Таможенном союзе, специалисты обратили внимание на стремление граждан сохранить за Казахстаном конкретное право определять собственную судьбу и путь развития. Иными словами, речь идет о непременном равенстве Казахстана с другими участниками интеграции.
Таким образом, исследование позволяет говорить, что наиболее сложные этапы формирования модели экономического сотрудничества уже пройдены, и население в целом позитивно воспринимает построенный руководством Казахстана формат взаимодействия с другими странами, в том числе в рамках Евразийского экономического союза.