Несмотря на вхождение Казахстана в Евразийский экономический союз и растущее впечатление об уходе США из Средней Азии, стратегические цели Казахстана и Соединенных Штатов сегодня взаимосовместимы, и даже взаимодополняют друг друга. К такому выводу пришли авторы отчета «Глядя вперед: Казахстан и Соединенные Штаты», изданного при Университете Джона Хопкинса в США.
«Отношения между Казахстаном и Соединенными Штатами с момента распада СССР прошли три стадии. Во время первой стадии, с 1992 по 2001 годы, внимание уделялось защите суверенитета и территориальной целостности Казахстана, приватизации государственного имущества и первым шагам в сторону рыночной экономики, закладыванию основ коллегиальной системы управления, интеграции Казахстана в ключевые международные организации. Все эти цели учитывались и на второй стадии, с 2001 года до недавнего времени, однако с американской стороны они были второстепенными на фоне поддерживающей роли Казахстана в Афганистане. Третья стадия, которая начинается сейчас, призывает к развитию многосторонних отношений, включая все элементы первых двух стадий, однако концентрируется, прежде всего, на экономическом и институциональном развитии и безопасности», - говорится в отчете.
Авторы отчета, среди которых директор Казахстанского института стратегических исследований при Президенте Республики Казахстан Булат Сулейменов, доктор Аскар Нурша из Института мировой экономики и политики и доктор Фатима Кукеева из Казахского национального университета им. Аль-Фараби, доктора Фредерик Старр и Свант Корнелл из Университета Джона Хопкинса, проанализировали двусторонние отношения Казахстана и США и выдвинули ряд рекомендаций для правительств обеих стран.
Подписать договор о стратегическом сотрудничестве между США и Казахстаном, и в рамках него учредить рабочие группы по таким направлениям, как сотрудничество в сфере безопасности, экономические и торговые вопросы, демократия и управление, сотрудничество в Афганистане и ядерная безопасность.
Усилить сотрудничество в сфере безопасности и обороны. Имеется в виду взаимодействие казахстанских военных сил и НАТО, в частности, достижение полной оперативной совместимости КАЗБРИГ, казахстанской миротворческой бригады, с НАТО, путем получения оценки НАТО Уровня 2, и путем расширения КАЗБРИГ с одного до трех батальонов.
Снять ограничения, препятствующие притоку инвестиций США в Казахстана, и запустить кампанию по стимулированию таких инвестиций.
Правительству Казахстана рекомендуется урегулировать законодательство, и учредить более прозрачный режим регулирования. «Бизнес-климату Казахстана пошел бы на пользу режим, при котором нормы совершенствуются посредством регулярных отзывов тех, на кого эти нормы влияют. Как известно американским предпринимателям из их опыта в США, отсутствие прозрачных и справедливо вводимых норм может создать впечатление, что правительство криминализирует то, что может быть законной предпринимательской деятельностью. Это, в свою очередь, ведет к теневому бизнесу. Правительству следует стимулировать внедрение механизмов и площадок по решению этих проблем», - говорится в исследовании. В качестве одного из каналов для обсуждения проблем частного сектора авторы отчета называют Национальную палату предпринимателей.
Правительству США - отвязать вступление Казахстана в ВТО от поправки Джексона-Вэника в Закон о торговле США.
Основной смысл поправки заключается в том, что она запрещает предоставлять странам с нерыночной экономикой, которые ограничивают права своих граждан на эмиграцию, безусловный режим наибольшего благоприятствования в торговле («нормальные торговые отношения» – в терминологии закона США). Эта поправка была принята Конгрессом США в 1974 году, и была направлена против советской политики предотвращения «утечки мозгов». С введением в СССР свободы эмиграции поправка Джексона-Вэника утратила свое первоначальное значение. Тем не менее, Казахстан все еще формально подпадает под ее действие. Правила ВТО требуют безусловного предоставления режима наибоьшего благоприятствования в торговле с членами ВТО. Учитывая это, президент и правительство США должны объявить конгрессу, что Казахстан соответствует нормам поправки Джексона-Вэника.
Скорейшее вступление Казахстана в ВТО. США должны сделать вступление в Казахстана в ВТО приоритетом, и провести работу со своими партнерами и союзниками (главным образом в Европе) по ускорению и облегчению этого процесса.
«В экономическом плане особых преимуществ членство в ВТО Казахстану не принесет. Однако 96% казахстанского внешнеторгового оборота составляет торговля с членами ВТО – в том числе 40% с ЕС, и по17% с Китаем и Россией. Членство в ВТО – это не только экономический вопрос, это вопрос казахстанского видения будущего. Учитывая, что все крупные международные партнеры страны – члены этой организации, логично для материковой страны стремиться к расширению своей структуры торговли», - считают авторы отчета.
Высказывалось мнение, что членство в ВТО не принесет Казахстану особых преимуществ. Это действительно так, полагают исследователи. Преимущества от тарифной реформы и улучшенного доступа к рынкам будут невелики, и будут составлять доли процентов. И, чтобы получить доступ к ВТО, Казахстану придется пойти на ряд уступок, особенно в переговорах с ЕС. Так, Казахстан стремится увеличить объем переработки продукции на своей территории, и практикует обложение пошлиной своего экспорта в ЕС, который в основном состоит из сырья. ЕС против этого. Во-вторых, многие члены ВТО – против решения Казахстана субсидировать транспортные затраты на экспорт зерна. Астана считает это необходимым, учитывая колоссальные затраты на перемещение товаров из материкового Казахстана, примерно $130 за тонну зерна. Более того, ЕС не устраивает требование Астаны, обязывающее недропользователей отдавать преимущество казахстанской продукции, а не импортированной.
Разногласия также вызывают казахстанские субсидии мясного производства. Вопросы сельского хозяйства обладают особой важностью, учитывая, что около половины населения Казахстана проживает в сельской местности, и зависит от конкурентоспособности своей продукции, которой, как опасается правительство, будет нанесен ущерб при резком сокращении субсидий.
Тем не менее, исследователи убеждены, что, в то время как прямые преимущества вступления в ВТО ограничены, существуют и косвенные, например, позитивное влияние ВТО на образ Казахстана в глазах американских и западных инвесторов. Это важно в долгосрочном плане. По мере того как Казахстан стремится к диверсификации своей экономики и уходу от нефте-газовой зависимости, страна сталкивается со значительными трудностями, которые связаны, в основном, с ее географией. Транспорт, торговля и инвестиции станут ключевыми факторами в любых усилиях по диверсификации. В этом контексте логично для Казахстана концентрироваться на построении экономики, базирующейся на секторе услуг, а не на производстве. Членство в ВТО оказало бы поддержку в этом направлении.
Многостороннее сотрудничество в Афганистане после 2014 года. США и Казахстан заинтересованы в том, чтобы нестабильность из Афганистана не проникла в Среднюю Азию. Им следует предпринять активные меры по фасилитации будущего развития Афганистана.
С этой целью авторы отчета предлагают создать «Американо-центрально-азиатское партнерство», площадку для будущего сотрудничества США с центрально-азиатскими государствами.
Расширить межправительственные и межобщественные контакты в таких сферах, как права человека, главенство закона и демократизация. «Прогресс Казахстана в сферах демократизации, прав человека и религиозной свободы обладает глобальным значением. Для того, чтобы добиться успеха в этом направлении, США должны работать С, а не НАД казахстанскими властями; Казахстан должен быть партнером в этом процессе», - говорится в отчете.
Увеличить количество визитов высокого уровня, включая визит президента США в Центральную Азию. «Ни один американский президент еще не посещал Центральную Азию, а казахстанский президент последний раз посещал США в 2010 году. Таким образом, США выделяется на фоне множества визитов высокого уровня между Казахстаном и европейскими и азиатскими государствами», - отмечается в исследовании. Как считают авторы отчета, на этом фоне непосещение Казахстана или его соседей американскими чиновниками высокого ранга – или неприглашение лидеров этих стран в Вашингтон - может быть интерпретировано только как пренебрежение, и указывает на недостаточную важность региона для США, и следовательно, идет вразрез с американскими интересами.
Визит Президента США в Астану, по мнению авторов отчета, станет признанием важности Центральной Азии в целом и Казахстана в частности в стратегическом планировании США. Кроме того, по мнению авторов отчета, такие визиты часто являются мощными стимулами для иностранных инвесторов и предпринимателей, так как служат знаком того, что США готовы поддерживать и защищать их инвестиции. И, наконец, для казахстанской стороны этот визит будет подтверждением политики дипломатического баланса страны, особенно в свете президентских визитов в Казахстан из других стран. В их числе были недавние визиты президентов Китая и России.