Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ЦГИ «Берлек-Единство»: Китайские кредиты странам Центральной Азии: риски очевидны

17 Сентября 2014

Автор:

Теги:


ЦГИ «Берлек-Единство»: Китайские кредиты странам Центральной Азии: риски очевидныНа прошедшем саммите ШОС в Душанбе глава Китайской Народной Республики обозначил готовность оказать странам Центральной Азии финансовую помощь. Речь идет о заявлении Пекина о предоставлении 5 млрд. долларов странам Центрально-Азиатского региона. Кроме того, Си Цзиньпин обозначил готовность привлечь в экономику Таджикистана 6 млрд. долларов в среднесрочной перспективе. Глава КНР выразил намерение проинвестировать и другие государства региона. Тем не менее, не все эксперты отнеслись к жесту Китая положительно.

Инвестиции Китая государствам Шанхайской организации сотрудничества представляют собой средства Фонда экономического сотрудничества «Китай-Евразия». Уставной капитал Фонда будет составлять 1 млрд. долларов, с последующей возможностью увеличения до 5 млрд. долларов. Стоит отметить, что Китай выступал за создание банка развития ШОС еще в 2012 году. Однако поскольку издержки финансирования организации ложились на Россию, и от идеи было решено отказаться.

ЦГИ «Берлек-Единство»: Китайские кредиты странам Центральной Азии: риски очевидныИнвестиции Китая, которые были обещаны на минувшей неделе странам Центральной Азии, представляют собой кредит. При этом кредитование необязательно далеко не всегда является льготным. Таким образом, финансовые средства, которые Китай готов вложить в экономику Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана представляют собой займ, который будет приносить Китайской экономике неплохой доход.

Эксперты стали относиться скептически к кредитам КНР еще пять лет назад. Однако в Казахстане в 2009 году назвали успехом решение Китая выделить Казахстану кредит в размере 10 млрд. долларов. Финансовые средства были выделены на строительство газопровода Казахстан-Китай. Экономисты тогда все как один говорили о нецелесообразности кредита в долгосрочной перспективе. Выделенные средства действительно решили ряд краткосрочных проблем, однако никто тогда не мог сказать, чем обернется кредит через несколько лет.

Сегодня Китай продолжает наращивать влияние в Центральной Азии, и главным инструментом китайской политики до сих пор являются займы. Кредиты, которые «раздаются» странам Центральной Азии, распределяются пропорционально товарообороту страны с Китаем. Например, если товарооборот Казахстана с КНР значительно выше, чем у остальных стран региона (ввиду большой протяженности границ с Китаем), то и инвестиции КНР (в виде кредита) имеют больший объем.

Теперь на очереди «китайской иглы» Кыргызстан и Таджикистан. Сценарий предоставления кредитов практически идентичен с казахстанским. Финансовые средства выделяются в виде кредита и предоставляются на строительство газопровода. Центрально-Азиатская сеть газопровода, направленная в КНР, будет обеспечивать практически всю восточную часть Китая сырьем и энергией. На строительство таджикистанского участка газопровода выделяется 6 млрд. долларов, что пропорционально его экономике. Таким образом, Китай выделяет странам ровно такой объем финансовых средств, которые экономика страны «потянет».

Структура реципиентов Китая кажется логичной. В основном это отрасли строительства и нефтегазовый сектор. Строительство в основном ведут китайские рабочие, а инфраструктура газопроводов направлена в сам Китай. При этом растет внешний долг стран Центральной Азии, и долг наращивается исключительно перед китайской стороной. Альтернативой могли бы выступить российские проекты, однако их стоимость превышает китайские в 2 раза. Это обусловлено тем, что строительство, которое ведут российские подрядчики, осуществляется практически без кредитных средств, а строители проходят весь путь технического регламента. Дополнительно, рабочими выступают россияне и граждане стран Центральной Азии, оплата труда которых выше китайских.

ЦГИ «Берлек-Единство»: Китайские кредиты странам Центральной Азии: риски очевидныКитайские кредиты странам Центральной Азии могут обернуться высоким соотношением внешнего долга к ВВП. Если внешний долг будет обслуживаться 10-12% процентами бюджета страны, показатель можно считать критическим. Это будет означать зависимость экономики страны от внешних игроков, и потребует новых кредитов (в основном в оплату старых). Конечно, не стоит отрицать, что страны Центральной Азии решают краткосрочные проблемы благодаря финансированию Китая. Строительство объектов инфраструктуры китайскими подрядчиками обходится дешевле. Однако через несколько лет, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан могут столкнуться с проблемой невозможности обслуживания кредитов. Иными словами, финансовые средства, которые выделяются на обслуживание внешнего долга, будут увеличиваться за счет государственного бюджета, что негативно скажется на обслуживании внутренних отраслей государств. Таким образом, кредитование отраслей экономики выгодно лишь в краткосрочной перспективе. В то же время, Таджикистан несколько халатно относится к увеличению внешнего долга. Возможно, было бы разумно установить внутренний ценз подобных займов. Например, не принимать кредиты, срок которых превышает 10 лет, и при этом, не наращивать внешний долг, пока старые займы не будут выплачены китайской стороне в полном объеме. Это позволит рациональнее использовать выделенные средства, не увеличивая при этом зависимость от Китая.

Алексей Чекрыжов – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение