В Астане прошло первое заседание Клуба молодых евразийских политологов, организованного российским Политологическим центром «Север-Юг» при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества (МФГС) СНГ. Молодые политологи и журналисты из Казахстана, России, Армении, Беларуси, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана обсуждали процесс евразийской интеграции, ее освещение, будущее Евразийского экономического союза (ЕАЭС), международные и региональные проблемы безопасности.
Особо интересно проходили на полях и в кулуарах мероприятия обсуждения влияния украинского кризиса на процесс евразийской интеграции, позиции Казахстана и Беларуси в украинском вопросе. Ведь Астана и Минск, несмотря на членство с Россией в общих экономических (Таможенный союз и ЕАЭС) и военно-политических союзах (ОДКБ), не поддержали Москву в ее борьбе с Киевом и Западом, в частности отказавшись вводить ограничения против украинской продукции, к чему их призывала Россия.
Да и мартовское голосование по Крыму в ООН показало, что хотя все страны ОДКБ видят в России главного союзника в вопросе обеспечения своей безопасности, но при этом не горят желанием ради нее вступать в конфликт с США и ЕС — лишь Армения и Беларусь проголосовали против антироссийской резолюции, а Казахстан, Киргизия и Таджикистан предпочли воздержаться.
Вообще следует заметить, что хотя казахстанские власти сохраняют взвешенный подход к вопросу сотрудничества с Россией, однако в экспертной среде, особенно в ее казахоязычной части, наблюдалась некоторая обеспокоенность действиями России в Украине, с учетом наличия в республике компактно проживающего крупного русскоговорящего меньшинства.
При этом большинство казахстанских экспертов все же уверенны, что до повторения в Казахстане «украинского сценария» дело не дойдет, с учетом участиях двух стран в общих союзах, а также взвешенной национальной политике президента Нурсултана НАЗАРБАЕВА, направленной на сохранение стабильности и межнационального мира в республике, и Казахстан не откажется от евразийской интеграции.
По мнению казахстанского политолога Эдуарда ПОЛЕТАЕВА, украинские события, конечно, повлияли в Казахстане на восприятии не евразийской интеграции, как процесса, а скорее России, как одного из основных партнеров.
«Но это восприятие не носит официальный характер — это, как правило, выражается в дискуссиях экспертного сообщества. В целом на желании Казахстана интегрироваться в экономическом союзе украинские события повлияли очень косвенно — ведь уже решение принято, подписано в Астане, и никто не говорил, что мы перестанем продолжать эту инициативу, тем более инициатива первоначально исходила из Казахстана 20 лет назад. Даже социологические опросы говорят о том, что за год усилилось восприятие интеграции, как перспективного процесса», — заявил он в интервью PolitRUS.
По словам ПОЛЕТАЕВА, действия России в Крыму, поддержка ополченцев вызывают определенные фобии, что может быть какое то воздействие и на Казахстан, а что касается позиции официальной Астаны, то она продиктована тем, что Казахстан придерживается принципа территориальной целостности, из-за чего не была поддержана в свое время независимость Абхазии, Южной Осетии и Косово.
В свою очередь директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований (Минск, Беларусь) Арсений СИВИЦКИЙ отметил, что Беларусь, как и Казахстан, считает, что в ЕАЭС речь должна идти только об экономической интеграции.
«В целом, позиция Беларуси по поводу евразийских интеграционных процессов достаточно прагматичная — до тех пор, пока Евразийский экономический союз способствует решению модернизационных задач белорусской экономики и росту благосостояния белорусских граждан, Беларусь будет углублять свое участие в этих процессах», — заявил он в интервью PolitRUS.
СИВИЦКИЙ добавил, что сейчас очевидно, что после событий, связанных с украинским кризисом, политическая интеграция, на которой постоянно настаивают российские партнеры, теперь под большим вопросом.
Эксперт также прокомментировал отказ Беларуси и Казахстана поддержать своего союзника и партнера по ЕАЭС в украинском вопросе: «И в отношении Крыма, и в отношении введения санкций против западных стран Москва не проводила предварительных консультаций ни с Минском, ни Астаной, хотя между ними существуют двухсторонние военно-политические консультационные механизмы».
С учетом подобных подходов своих партнеров, России все же придется отказаться (хотя бы на время) от планов политической интеграции в рамках ЕАЭС — ведь если на Беларусь еще можно как-то воздействовать, учитывая ее сильную зависимость от российских энергоресурсов и рынка, то рычаги давления на Казахстан у РФ сильно ограничены.
Ситуацию может немного улучшить вступление в ЕАЭС в ближайшее время Армении и Киргизии, влияние на которых у России более сильное, благодаря чему она сможет получить большинство при голосованиях (вряд ли президенты Казахстана и Беларуси станут по каждому поводу прибегать к своему праву вето).
По всей видимости, по окончании украинского кризиса будут переформатированы и военно-политические отношения, как в рамках ОДКБ, так и двусторонние, ведь вряд ли Россию устроит нынешняя ситуация, когда ее союзники лишь берут от нее, но ничего не дают взамен