Россия, Москва

info@ia-centr.ru

ЦГИ «Берлек-Единство»: Россия Кыргызстану не кормушка, а Друг

3 Сентября 2014

Автор:

Теги:


ЦГИ «Берлек-Единство»: Россия Кыргызстану не кормушка, а ДругНа минувшей неделе в Кыргызской Республике в офисе рекламно-информационной газеты «Вечерний Бишкек» прошел круглый стол «Кыргызстан и геополитика», где различные эксперты и аналитики высказывались о происходящих геополитических процессах на евразийском пространстве. Особое внимание было уделено участию в них Кыргызстана. Однако, даже учитывая тот факт, что республика уже ведет активную работу по интегрированию в Таможенный союз (ТС), а впоследствии и в Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в центрально-азиатском государстве осталось еще немало скептиков и противников евразийской модели развития КР. Например, Эльмира Ногойбаева, сомневающаяся в финансовых возможностях Российской Федерации.

Примечательно, что эксперт видит заинтересованность Кремля в «лояльности властных групп» Кыргызстана и других государств-участников и претендентов на участие в ТС и ЕАЭС. «… за лояльность приходится всегда платить» - заявила она в своем выступлении. Зачастую экспертное сообщество, которое стремится показать бесперспективность евразийских инициатив Астаны, Москвы и Минска, приводит несколько некорректные доводы. Причем убеждение в том, что именно Москва старается «купить» участников – одно из наиболее часто встречаемых заблуждений.

Говоря о евразийстве, как о геополитическом процессе важно учитывать три принципа его прохождения:

1. Интеграция обусловленна, в первую очередь, экономическими интересами. Исторически так сложилось, что распад СССР разделил целостный механизм на части, которые оказались в разных государствах. В этой связи руководства евразийской тройки стремятся воссоздать не сам Союз, а его преимущества в промышленной, сельскохозяйственной и других экономически важных секторах.

2. Участие в евразийских проектах дает дополнительный толчок развитию всех участников в равной степени. На примере Кыргызстана отчетливо видно, что российская сторона не пытается «купить» отдельно взятую группу элит. Финансовые вливания (уже сделанные, и те, что в перспективе) призваны улучшить качество жизни рядовых граждан путем нивелирования постадаптационных моментов. Не секрет, что Кыргызстану необходимо многое сделать для соответствия нормам ТС, а в одиночку это осуществить трудно. Поэтому сомнения в покупательной способности России изначально применены в неподходящем контексте.

ЦГИ «Берлек-Единство»: Россия Кыргызстану не кормушка, а Друг3. Экономическое сотрудничество обуславливает взаимодействие и в других межгосударственных аспектах, в частности в вопросах безопасности границ. Для Кыргызстана вопрос безопасности стоит крайне остро, так как через него проходят маршруты транспортировки наркотиков, бороться с которыми в одиночку сложно. ТС несет собой объединение таможенных границ, и, следовательно, республика будет получать помощь в вопросах их охраны. Более того, предстоящий вывод войск Международных сил содействия безопасности грозит и резким повышением активности экстремистских и террористических группировок в регионе, где для Кыргызстана важно грамотно реализовать потенциал его участия в Организации договора о коллективной безопасности, а участвуя в ТС это будет много легче.

Впрочем, Ногойбаева, при учете вышеозначенных моментов, все же «не видит в евразийстве содержательной идеи». Однако, скептическая оценка эксперта не сопровождается альтернативным предложением, но это и не удивительно, так как его банально нет. На данный момент прировнять по перспективности с евразийской идеей можно китайский экономический пояс Великого шелкового пути. Но, к сожалению, это на сегодняшний день не конкретный проект, в который можно начать интегрироваться, а идея или план, который Пекин вынашивает уже давно. Именно в данном случае можно применить термин «прикармливать», который Ногойбаева применила к РФ. Китай демонстрирует всем республикам Центральной Азии щедрость, вкладывая в зачастую бессмысленные и бесперспективные проекты, ведь финансов у него на это предостаточно.

В этой связи объективно перед Кыргызстаном не стоит выбор вступать или нет в ТС. Речь скорее идет о том, насколько качественно он готов сотрудничать со странами-участницами, чтобы получить максимально необходимую помощь, как в экономическом развитии, так и в вопросах безопасности, образования и многих других.

Арслан Буранбаев – эксперт ЦГИ «Берлек-Единство»

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение