"Города будущего" вдоль Каспийского побережья могут стать визитной карточкой Азербайджана - эксперт

Дата:



Гудрат Гулиев

 

БАКУ, 2 сен - Новости-Азербайджан.

 

Гудрат Гулиев, экс-глава министерства внешне-экономических связей

 

Азербайджан по темпам экономического развития занимает лидирующее место не только среди постсоветских республик, но и во всем мире.

 

Последние 10 лет  экономическое и социальное развитие в Азербайджанской Республике было характерно строительством сотни и тысяч новых промышленных и аграрных предприятий, школ, детских садов, дворцов спорта, других объектов образования, культуры, спорта и туризма.

 

Благодаря строительному буму, город Баку неузнаваемо изменил свой облик и превратился в жемчужину на берегу Каспия.

 

Строительство современных жилых массивов, новых автомобильных дорог, мостов и туннелей, протяженностью тысячи километров,  внесли большой вклад в экономическое развитие страны, распределение и эксплуатацию производительных сил, улучшение благосостояния народа, снижение уровня безработицы.

 

Стремительное экономическое развитие принесло с собой также ряд сопутствующих проблем социального и демографического характера. Некоторые упущения в  экономическом и социальном развитии регионов, неравномерное  распределение и эксплуатация земель, пригодных к сельскому хозяйству,  и  некоторые другие факторы привели к оттоку населения из сельской местности в столицу -  Баку, а также в Россию, Казахстан и другие страны за заработками. 

 

Возникли определенные демографические проблемы, связанные с опустошением сельской местности и перенасыщением столицы. Для традиционно аграрно-промышленной страны отток трудовых ресурсов из сельской местности стал сигналом тревоги не только в демографическом плане, но и в плане экономического и социального обустройства азербайджанских сел в будущем.

 

Возникла необходимость новой государственной программы экономического и социального развития регионов (НЭП), обеспечения сбалансированности в распределении и использовании производительных сил, равномерного развития сельских районов с перспективой качественного  изменения структуры ВВП и полного обеспечения продовольственной безопасности страны в недалеком будущем.

 

НЭП призван также сбалансировать неравномерный уровень благосостояния населения, который сегодня можно наблюдать в отдельных регионах.

 

В НЭП очень важное значение продолжат иметь  два неразделимых друг от друга фактора: строительство новых транспортных коммуникаций и строительство новых городов.

Города будущего, с высокой экологической обстановкой, использующие альтернативные источники энергии, бесшумный  и бездымный общественный транспорт, с соответствующими предприятиями и учреждениями, могли бы стать визитной карточкой Азербайджана не только в регионе, но и во всем мире.

 

Можно рассматривать строительство городов будущего в нескольких плоскостях. Эти города могут быть расположены вдоль Каспийского побережья в качестве курортных и туристических поселений. Со своими отелями, мотелями, ресторанами, и множеством других объектов развлечения и общественного питания. С самыми конкурентоспособными ценами и высококачественной сферой услуг для местного населения, а также массового привлечения туристов из-за рубежа.

 

Во второй плоскости можно было бы учесть подобные экологически чистые города будущего с определенно широкой инфраструктурой, обеспечивающей жизнедеятельность, работу, учебу, культурную и спортивную жизнь населения на большую перспективу.

 

Новые (даже сказочные)города будущего из стекла и бетона наряду со своей красотой, величием и всесторонним обустройством, могли бы оказать весомое положительное воздействие на распределение производительных сил, демографическую ситуацию страны, заметно разгрузив бремя столицы - города Баку. 

 

На строительство одного современного города с населением 50 тысяч человек  требуются инвестиции в объеме в пределах 5 миллиардов дол. США. При достаточно обдуманной  либеральной градостроительной программе, обеспечивающей широкие возможности для инвесторов, свободу от бюрократических проволочек, можно было бы начать и завершить строительство новых городов в максимально короткие сроки и без нагрузки на госбюджет.

 

Насколько бы ни были заметны успехи  Азербайджана в экономическом строительстве, в строительстве и развитии автомобильных дорог, настолько республика пока отстает в развитии железнодорожных магистралей.

 

Наши железные дороги не в силах оказать высокие услуги в перевозках пассажиров и грузов.     

Уже сегодня они устарели как физически, так и морально.

 

31 августа 2014 «Казахстанская Правда» распространила выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, в котором он особо подчеркнул значимость строительства новых железных дорог в экономическом и социальном развитии регионов страны.

 

Казахстан выделил 500 миллиардов Тенге (2.8 млрд. долларов США) на строительство новой железнодорожной ветки протяженностью 1200 км.

 

Стратегическим является  также госпрограмма России по развитию железнодорожной системы страны. Предусмотрено строительство 20,7 тыс. км новых железнодорожных линий, обновление более 23 тыс. локомотивов, около 1 млн. грузовых вагонов, более 23 тыс. пассажирских вагонов и 24,5 тыс. ед. вагонного  подвижного состава. Российская программа рассчитана на 15 лет.  

Уже вошла в строй скоростная  ж. д. линия Москва – Санкт Петербург, на что русские потратили 16 миллиардов долларов США. 

 

Азербайджану также необходима стратегическая программа развития железнодорожной системы страны. 

 

С учетом складывающейся геополитической обстановки в мире, последними событиями вокруг России, большую актуальность приобретает стратегия создания альтернативного  ж. д. и автомобильного коридора Север – Юг вдоль Каспийского побережья Азербайджана.

 

Новая скоростная ж. д. (и параллельная автомобильная) линия стала бы генератором  развития экономической, социальной и демографической инфраструктуры страны. Она могла бы превратиться в надежный  альтернативный транспортный коридор страны к уже существующему транснациональному Восток-Запад, или «Шелковый Путь» как его именуют. Стала бы весомой транспортной артерией страны в национальных и международных пассажирских и грузовых перевозках. Положительно отразилась  бы в структуре ВВП как единица не нефтяного сектора.

 

Во времена СССР на долю Азербайджанской железной дороги приходилось около 60% всех грузов, отправляемых в южном направлении, в Иран и страны Ближнего Востока. Это означало десятки миллионов тон грузов.

 

Азербайджан может восстановить былую мощность своих железных дорог. В кооперации с соседними государствами Россией, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном можно создать Каспийскую транснациональную железнодорожную компанию. Подобная транспортная структура означала бы воссоединение огромных  транспортных артерий мира  от Персидского Залива до Балтийского Моря, от Каспийского Моря до Китайского морей.

 

Эту транспортную структуру можно было бы удачно и с большой экономической выгодой /пользой связать с транспортным коридором «Шелковый Путь».

 

Одновременно, войдя в строй,  ж. д. линия Север – Юг смогла бы заметно уменьшить морские перевозки по Каспийскому морю, снизив загрязнение моря, увеличив шансы экологической чистоты Каспийского бассейна, развития его фауны и флоры.  

 

Не стоит приводить примеры значимости будущих транзитных перевозок по новой железнодорожной линии Север-Юг в плане валютных поступлений в госбюджет страны. Это - очень большие деньги!

 

В народе азербайджанцы часто используют такое древнее выражение «Клянусь этой дорогой!», ибо дорога для народа всегда была святым понятием в полном смысле этого слова.

В текущей обстановке новое железнодорожное полотно, а также новый международный транспортный коридор Север – Юг, это святое дело не только для развития экономики страны, для строительства новых городов, для улучшения демографического положения, но и для развития международных отношений Азербайджана в широких масштабах. 

Поделиться:

Дата: