Специфика преподавания истории Казахстана в условиях полиэтнического общества

Дата:
Мировой опыт показывает, что практически все страны в период модернизации переживают сложный процесс социальной трансформации, сопровождающийся ломкой традиционного сознания, потерей привычных идеалов, ориентиров и ценностей, и, как правило, возникновением идеологического вакуума. Подобное явление наблюдается сейчас на всем постсоветском пространстве. Мировой опыт показывает, что практически все страны в периодмодернизации переживают сложный процесс социальной трансформации,сопровождающийся ломкой традиционного сознания, потерей привычныхидеалов, ориентиров и ценностей, и, как правило, возникновением идеологического вакуума. Подобное явление наблюдается сейчас на всемпостсоветском пространстве. Крайне важно в это время значениеобразования, ибо казалось бы банальная истина "наше будущее - нашидети" сейчас верна как никогда. Говоря иначе, завтрашнее общество будетжить сообразно тем образам, представлениям и идеям, которыесформируются в умах современной молодежи. Хотелось бы верить, чтообразование выполнит в этом деле свою благородную миссию. Особую рольпризвано сыграть именно обучение истории, прямо влияющее на складываниемировоззрения подрастающего поколения.    

     Известно, что в условиях полиэтнического и мультикультурногообщества период идеологического транзита протекает особенно сложно и многопланово, что обусловлено формированием национальныхидентичностей, и, как следствие, ревизией национальных историй. Ноименно пересмотр истории с этноцентристских позиций способен запуститьмеханизмы, ведущие  не только к научному или мировоззренческомупротивостоянию, но и к реальному общественному расколу. В силу подобныхобстоятельств историкам-профессионалам, а тем более тем, кто работает смолодежной аудиторией,  всегда приходится помнить об огромной моральнойответственности, выраженной в известной фразе - "войну начинаютисторики". Как продолжение этой мысли от противного можно сказать, чтои стабильность, состояние мира зависят от историков. От результатов ихнаучной деятельности во многом зависит формирование общественногосознания, а именно воспитание толерантности как универсальной ценностисовременного общества.

     Подчеркивая значение толерантности, "Всеобщая декларация правчеловека" провозглашает, что именно образование "должно содействоватьвзаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расами ирелигиозными группами" (ст.26). Генеральная конференция  ЮНЕСКО в 1995г. приняла специальную "Декларацию принципов толерантности", гдепризывает сделать все необходимое для утверждения идеаловтолерантности, "поскольку толерантность является не только важнейшимпринципом, но и необходимым условием мира и социально-экономическогоразвития всех народов". Специальный раздел этого основополагающегодокумента посвящен воспитанию (ст. 4). Прямо сказано, что "воспитание вдухе толерантности следует рассматривать в духе толерантности следуетрассматривать в качестве безотлагательного императива+ политика ипрограммы в области образования должны способствовать улучшениювзаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, какмежду отдельными людьми, так и между этническими, социальными,культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями". [1]

       В этом отношении Казахстан и казахстанское общество в отраженииофициальной идеологии предстают как образец межэтнического имежконфессионального мира и согласия, причем, толерантностьпреподносится как имманентное свойство казахстанцев. Бесспорно,исторически сложилось так, что на территории Казахстана различныеэтносы в результате совместного проживания сумели достигнутьтерпимости, понимания и взаимоуважения по отношению друг к другу,преодолевая многочисленные сложности и трения.  

     Уже в архивных документах 80-90-х гг. XIX в.  можно найти сведения большого морального значения о взаимопомощи и взаимовыручке вобыденной жизни соседствующих народов и, прежде всего, русских иказахов. Но наряду с этим описываются и случаи неприязни, вражды,взаимной конфронтации и даже кровавой резни. События ХХ в., в том числеи советского времени, в общем, отражают эту же  тенденцию. В результатеанализ совокупности  фактов приводит  к  выводу о том, что принципыдобрососедства и терпимости вырабатывались годами в ходе сложнойсоциальной практики различных этносов. Не вдаваясь в более глубокоеисследование проблемы, отметим  некоторую автономность этого процессаот политики государства (имеется в виду и Российская империя, иСоветский Союз).  Соединение прагматичного  житейского опыта и идеологических  постулатов государства в итоге сформировали вреспублике особый микроклимат дружбы и добрососедства. В советскоевремя Казахстан образно называли "лабораторией национальных отношений",где в мире и согласии проживали 130 национальностей.  Таким образом,история Казахстана содержит богатейший материал, который можноиспользовать для воспитания как толерантности вообще, так и этническойтолерантности в особенности.  

      В Казахстане о толерантности общества говорят очень часто.Президент РК Н. Назарбаев неоднократно отмечал "толерантность итерпение казахстанцев, их радушие и приветливость", ставил задачусохранения и развития  межэтнического согласия и межконфессиональногодиалога в обществе. Более того, эти условия признаны необходимыми длядостижения страной главной стратегической цели - вхождения в число50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира.  

        Но совершенно ясно, что толерантность не является некойданностью социума, а должна взращиваться постоянно и неуклонно,особенно в условиях сложного переходного периода.  В этом отношенииважно проанализировать роль школьных учебников истории Казахстана,которые как раз и должны передать молодежи опосредованный опытпредыдущих поколений.  

     Необходимо отметить, что в руководящих документах Министерстваобразования и науки РК подчеркнуто, что история как школьная учебнаядисциплина "составляет стержень всех гуманитарных и обществоведческихкурсов", формирует "национальное самосознание, нравственно-этическиенормы, +служит мировоззренческой основой" для всех других предметов.Одной из целевых установок обучения истории обозначено формированиетолерантности как "уважение и понимание традиций и культуры другихнаций, коммуникабельность в межличностном отношении".  [2]  

     Заметно, что различные аспекты этой проблемы действительно волнуют школьных преподавателей [3] и даже самих учеников. [4]

     Что же могут получить в этом плане школьники из своих учебников поистории Казахстана? Отметим, что, в целом, в республике с учебниками поистории сложилась удивительная ситуация: уже который год их критикуютучителя, родители, дети и даже сам Президент, но, похоже, лучше они нестановятся. Во всяком случае, в учебниках по истории Казахстана для 10класса последнего выпуска опять обнаружены грубые ошибки, противоречия,анекдотические ляпы, неграмотный перевод с казахского на русский. [5]Но это одна сторона дела. Наша цель - рассмотреть, насколько школьныеучебники по истории Казахстана способствуют воспитанию толерантности, ис этих позиций  их, кажется, никто не анализировал.  

      Возьмем, например, учебники самого начального школьного курсаистории Казахстана, который изучается в 5 классе. Необходимо пояснить,что в нынешнем учебном году произошел переход на так называемые"учебники нового поколения". Вначале подвергнем анализу учебникпредыдущего года обучения.[6] Во вступлении  заявлено, что "+историяКазахстана рассказывает историю казахского народа, народов, населяющихКазахстан, всей страны - Республика Казахстан". (с.7) Они обещаютучащимся, что из учебника "вы узнаете историю таких слов и понятий как"родной край", "наши предки", "Родина". (с.7) Но даже при самомповерхностном чтении учебника становится ясно, что это учебникказахской истории для казахских детей. Нигде в книге ничего нерассказывается об обычаях, культуре каких-либо других народов, которыепроживают в Казахстане. Примеры, рассказы, иллюстрации - все  только изжизни казахов. Даже домашнее задание -"составить список своих предковдо седьмого колена" в силу социокультурных особенностей возможно восновном для казахских детей. Вопреки обещаниям авторов вряд лиучащиеся 5 класса нетитульной национальности поймут, что же такое дляних родной край и Родина, хотя на с. 34 еще раз прямо утверждается"Казахстан - это твоя Родина, твоя земля".  Затем, правда,  отмечается, что "Казахстан является страной, в которой свободно и счастливо, вмире и согласии живут представители более 130 национальностей. В нашейстране люди не делятся по национальному признаку, вере и ли цветукожи". (с. 40)   Вот здесь бы и рассказать ребенку о его предках, егокорнях на казахской земле, но нет, далее идет рассмотрение общихпроблем и "Всеобщей декларации прав человека".  Где же здесь основа длявоспитания толерантности как "гармонии в многообразии", как это сказанов "Декларации принципов толерантности" ?    

      Новый учебник для 5 класса  введен в образовательный процесс только с сентября 2007 г. [7] По идее авторов он должен охватить весьпериод истории Казахстана с древности до наших дней. В отличие отпредыдущего издания учебник имеет более привлекательный вид, хорошоиллюстрирован, концептуально связан с всемирной историей, написан нарусском языке (а не переведен с казахского, как ранее). Но уже навторой строчке в качестве главной определяющей всей истории Казахстанаотмечено "длившееся столетиями колониальное прошлое", которое, какследует из текста, окончилось только в XXI в., т.е. с наступлениемнезависимости. Говоря о сложном процессе принятия частью казахскихродов российского подданства, авторы рисуют образ  России как коварногогосударства: "Россия решила воспользоваться положением казахов в своихполитико-экономических целях".  (с. 112) Необходимо отметить, чтоисториками многократно изучен и всесторонне раскрыт весь комплексвнутренних и внешних причин, подтолкнувших казахских правителей кпринятию российского подданства и подобный  одномерный подходхарактеризует тенденциозное отношение к событиям.  Далее говориться,что "используя присягу казахских правителей на верность, Россия подпредлогом защиты казахов от внешней угрозы начала захватывать земли длястроительства крепостей и поселения на них русских казаков. +Земли дляперекочевок стали уменьшаться день за днем" (с. 112. Выделено нами -Т.В.). Стоит сказать, что, как обозначают сами авторы, речь идет осередине XVIII в., когда проникновение России в казахскую степь былоеще минимальным.

     Образ России-колонизатора, похоже, полностью экстраполируетсяавторами и на Советский Союз.  И уж Советский Союз предстает со страницучебника перед бедными пятиклашками в виде этакого монстра. Так, говоряо политике оседания казахского народа и коллективизации, авторы рисуютследующую картину: "Советское правительство конфисковало весь скотказахов, таким образом, намеренно подвергнув народ голоду, и допоследнего наблюдало, как гибнут люди. С помощью оно не торопилось.Советскому Союзу не нужен был казахский народ со своей землей и скотом,сюда хотели переселить другие народы и разбить здесь лагеря". (с. 153) Стоит ли говорить, что при чтении текста такого содержания наряду ссопереживанием трагедии своего народа возникает образ врага, что можетстать плодотворной почвой для различных фобий, в том числе иксенофобии.  

     Образ врага удобен еще и тем, что на его действия можно списатьвсе, что угодно. Так, такие преступления тоталитарного режима вКазахстане как насильственное оседание и голод 30-х гг.,   фактическисвалены на одного человека -  Федора Голощекина.  В учебнике "Новейшаяистория Казахстана" для 9 кл. под общей редакцией проф. Б.Г. Аягана [8]прямо написано, что "укрепление тоталитарной системы в Казахстанесвязано с именем Ф. Голощекина" и тут же подчеркнуто, что его настоящееимя - Шая Ицкович, чем четко определена его национальнаяпринадлежность.  Именно ему приписывается уничтожение практически всейказахской интеллигенции (с. 117-118). В учебнике Б. Аяганаутверждается, что "Голощекин с согласия Сталина выбрал те методыколлективизации, которые не могли не вызвать полный развал казахскогохозяйства и фактическое вымирание целого народа. Так был взят курс наширокомасштабный геноцид". На освободившиеся земли, по мнению Б.Аягана, должны были быть переселены рабочие из Центральной России иУкраины (с. 120).  Совершенно непонятно, откуда взято такое утверждениеи, тем более, зачем нужно было приводить его в школьном учебнике.  

     Никоим образом не желая обелить деяния Ф.И.Голощекина,объективности ради надо отметить, что в репрессиях 30-х гг. былизамешаны и представители всей советской элиты, невзирая нанациональности. Эта суть тоталитарного режима отмечена и в обобщающихтрудах [9]. Об этом также сказано в выпущенном ранее учебнике для 10класса, где в качестве сподвижника Ф.Голощекина назван И. Курамысов -одна из высших должностных фигур Казахстана. [10]   Поэтому стремлениепридать виновникам  репрессий 30-х гг. национальное лицо, чреватоформированием скоропалительных и опасных выводов в незрелых умахмолодежи, да, впрочем, и не только молодежи.  

     Изображение исторического прошлого в черном цвете стало одним израспространенных приемов отдельных авторов школьных учебников. Понятно,что такие методы никак не способствуют формированию толерантности, темболее, у детей с еще не развитым критическим мышлением. В этомотношении особенно показательным является учебник "История Казахстана"для 11 классов общественно-гуманитарного направления.[11]Здесьпредставлен период истории Казахстана с XVIII в. по настоящие дни.Согласно концепции авторов учебника основное содержание этого периодавплоть до 1991 г. составляет "национально-освободительная борьбаказахского народа на пути к независимости". Эта формулировка, кстати,является названием первого же раздела учебника и подразумевает вначалеборьбу против власти России, а затем и СССР. С самого началаподчеркивается именно этническая составляющая российской власти.  Прямозаявлено, что "национально-освободительная борьба казахского народарождалась при столкновении двух цивилизаций, двух этнических систем"(с. 5. Выделено нами. - Т.В.). (Не очень ясно, что такое этническаясистема, но раз речь идет о России, то, очевидно, имеются в видурусские и казахи.)  В целом, определены три периода развитиянационально-освободительного движения в Казахстане: 1. к. XVIII - сер.XIX вв.; 2. н. ХХ в., восстание 1916 г.; 3. наконец, "третий периоднационально-освободительного движения протекал в условиях советскойвласти". (с. 7-9) Надо сказать, что не приводится никаких фактов, но,тем не менее, сделан весьма категорическое заявление: "+приведенныефактические материалы и выводы свидетельствуют о сложном путинационально-освободительного движения казахского народа и о том, чтодаже тоталитарный режим не смог подавить стремление его к свободе".(с.9)

     Специально следует сказать о выделенном авторами третьем периоде.Сюда без разбора сведены самые разнородные проявления социальногопротеста советского периода. Это и крестьянские выступления периодаколлективизации, и события 1959 г. в Темиртау,  и  выступления 1979 г.в Целинограде против образования немецкой автономии.  Надо отметить,что каждое из этих событий протекало в конкретной историческойобстановке, имело собственные причины, различалось по  этническомусоставу, но по вольной трактовке авторов все они представлены какзвенья единой цепи, представляющую  борьбу казахского народа. И, вконечном счете, "декабрьское восстание 1986 г. в Алматы завершилодлительный путь национально-освободительной борьбы казахского народа занезависимость".  Таким образом, подчеркнуто, что "движения казахов засвою независимость происходили беспрерывно" (с. 74), все выступленияшли против колониального господства России и поставлены в один ряд с"борьбой индийского народа против английских колонизаторов, борьбойалжирского народа + против французского колониального господства,войной вьетнамского народа против американского колониализма".    

     Как положительный момент надо отметить, что в этом учебникепомещены разделы, специально посвященные полиэтничности современногоказахстанского общества. Здесь приведены цифры национального составанаселения республики, заявлено о необходимости культуры вмежнациональных отношениях, рассказано о Ассамблее народов Казахстана.(с. 156-161).  

Особо следует сказать о хрестоматиях. Странное впечатление оставляет, вчастности, "Хрестоматия по истории Казахстана" для 10 классаестественно-математических общеобразовательных школ, выпущенная в 2006г. издательством "Мектеп". [12] Составитель С. Жолдасбаев включил виздание, прежде всего не документы, а отрывки из различных статей икниг современных авторов. Он поместил здесь и отрывок из собственногопроизведения, где заявляет, что в советское время "+история не былаисследована. Когда этому вопросу придали особое значение, историювосстанавливали заново". (с. 88) Зачем это понадобилось, становитсяясно, когда читаешь "хрестоматийные" истины, принадлежащие Т.Абдразакову. Он прямо утверждает, что  "политика заселения русскихкрестьян разгромила земледелие казахов". (с. 130) Вопреки всемисторическим источникам заявлено, что "казахи Семипалатинска допереселения русских занимались земледелием, были обеспеченные семьи,занимавшие до 100-200 десятин, они нанимали рабочих". (с. 130) Когданачинаешь разбираться, оказывается, что речь идет о 1893 г., и, такимобразом, этот подъем казахского земледелия как раз таки связан спереселением русских крестьян. Но Т.Абдразаков идет дальше и заявляет:"абсолютно ложно утверждение, часто встречающееся в экономической иисторической литературе, что "вследствие переселения русских крестьянускорилось развитие производительных сил, казахи научились сеять,косить траву". (с. 130) Конечно, можно по-разному оценивать степеньвлияния переселенческого крестьянства на хозяйство казахов, но подобнаякатегоричность не подходит для учебной литературы. Кстати, надоотметить, что этнографами совершенно не оспаривается факт развитиясенокошения у казахов именно под влиянием русского крестьянства. [13]  

      В заключение хотелось бы привести результаты небольшого опросастудентов 1 курса, которым был предложен один вопрос: способствуют лишкольные учебники по истории Казахстана формированию толерантности?Практически все ответили в том смысле, что, по их мнению, текстыучебников не соответствуют этому требованию. Анализ анкет: из 18опрошенных 9 ответили категорически "нет", только 1 однозначно "да",остальные 8 отнесли заслугу формирования толерантности исключительно засчет работы педагогов, но никак не учебника. Стоит привести один изответов: "учебники по истории Казахстана не воспитывают толерантность,а преподносят материал так, что все народы на протяжении многих летпытались завоевать Казахстан, а казахский народ был вынужденподчиняться. Все народы влияли плохо, а именно из-за России казахипотеряли свою культуру и традиции". Другой ответ: "я думаю, чтотолерантность воспитывает не учебник, а преподаватель".

     Таким образом, несомненно, что в полиэтническом общественеобходимо развивать отношения терпимости, уважения,доброжелательности. Но приходится констатировать, что современныешкольные учебники по истории Казахстана не содержат достаточногоматериала для воспитания толерантности у учащихся и выполнение этойзадачи зависит от компетентности и желания педагога.

___________________________

 Примечания

1.        Шабаев Ю.П., Садохин А.П. Этнополитология. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - С. 182 - 186.  

2.        Инструктивно-методическое письмо "Об особенностяхпреподавания основ наук в средних образовательных учебных заведенияхРеспублики Казахстан в 2007-2008 учебном году" // История вказахстанской школе. - 2007. -   4. - С. 42-43.    

3.        Манзул Г.Ж. Воспитание казахстанского патриотизма: опыт,проблемы, достижения // История Казахстана: преподавание в школах иВУЗах. - 2007. -   6. - С. 3-7; Христолюбов А. Некоторые аспектыформирования мировоззрения учащихся в процессе преподавания историиКазахстана в средней школе  // История Казахстана: преподавание вшколе. - 2007. -   9-10. - С. 26-29.    

4.        Исмурзина А. Толерантность как основа межэтнического диалога// История Казахстана: преподавание в школах и ВУЗах. - 2007. -   2. -С. 70-76. Автор - ученица 9 кл. СОШ   20 г. Уральска, руководительБ.К.Сапарова.  

5.        Турмашева Б.К. Учебники по профильному обучению истории:реальность и перспективы // История Казахстана: преподавание в школах иВУЗах. - 2007. -   9. - С. 20-24.          

6.        Туртыгул Т., Таймагамбетов Ж., Адырбек Б. История древнегоКазахстана: учеб. для 5 кл. общеобраз. шк. - Алматы: Атамура, 2005 /пер. с каз. яз. С.Бакенова.  

7.        Артыкбаев Ж.О., Сабданбеков А.А., Абиль Е.А. Рассказы поистории Казахстана: учеб. для 5 кл. общеобраз. шк. - Алматы: Атамура,2006.

8.        Аяган Б.Г., Шаймерденова М.Д. Новейшая история Казахстана:учеб. для 9 кл. общеобраз. шк / под общ. ред. Аягана Б.Г. - Алматы:Атамура, 2005.  

9.        Абусеитова М.Х., Абылхожин Ж.Б., Кляшторный С.Г., МасановН.Э., Султанов Т.И., Хазанов А.М. История Казахстана и ЦентральнойАзии. - Алматы: Дайкпресс, 2001. - С. 532.

10.     Козыбаев М.К.,  Козыбаев И.М. История Казахстана: учеб. для 10 кл. - Алматы: Атамура,  1997. - С. 113.  

11.     Койгельдиев М.К., Толеубаев А.Т., Касымбаев Ж.К., Далаева Т.Т.,Калиева Е.Т. История Казахстана: Важнейшие периоды и научные проблемы.Учеб. для 11 кл. обществ.- гуманит. напр. общеобразоват. шк. - Алматы:Мектеп, 2007 / пер. с каз. яз. Бакенова С., Токтабаевой К.

12.     История Казахстана: Хрестоматия: учебн. пособие для 10 кл.Естеств.-матем. напр-я общеобр. шк. / сост. Жолдасбаев С. - Алматы:Мектеп, 2006. (пер. с каз. яз. Садыкова Т., Токтобаевой К.)  

13.     Казахи: историко-этнографическое исследование. - Алматы: Казахстан, 1995. - С. 31.


Волкова Т.П.
к.и.н., профессор,декан факультета Социальных наукКазахстанско-Немецкого университета
г. Алматы, Казахстан

Поделиться:

Дата: