Анализ интересов Китая в Казахстане, - South Asia Monitor

Дата:
""
В июне этого года 200 студентов и профессоров Назарбаев Университета встретились с президентом Китая Си Цзиньпином в Пекине. Президент приветствовал казахстанских студентов и профессоров в Доме народных собраний, политическом центре Пекина и месте собраний Всекитайского собрания народных представителей, то есть китайского парламента, - пишет д-р Анураг Трипати из Института урегулирования конфликтов в Нью-Дели для South Asia Monitor.
Китайский лидер в своей речи подчеркнул, что Китай и Казахстан – хорошие соседи, и народы обеих стран испытывают взаимное чувство близости друг к другу. Две страны, сказал он, связаны 2,000-летней историей Великого шелкового пути.
«Я надеюсь, что этот визит поможет вам открыть для себя настоящий Китай, и у вас о нем останутся приятные воспоминания. Я верю в то, что вы стане строителями китайско-казахстанской дружбы и сотрудничества в будущем», - сказал он.
В прошлом году в рамках государственного визита в Казахстан президент Си, выступая с речью в Назарбаев Университете, пригласил 200 студентов и профессоров посетить летние лагеря в Китае. Он также предложил создать Экономический пояс Шелкового пути для развития сотрудничества между Китаем и среднеазиатскими странами. Он предположил, что Китай и среднеазиатские страны могли бы совместно работать над процветанием и развитием региона. По его мнению, международный обмен станет ключевым фактором, способствующим глубокому и прочному сотрудничеству между странами.
Среди китайских законодателей существуют опасения относительно «открытия» своего северо-западного рубежа для мусульманских республик Средней Азии, так как это может принести с собой риск исламского фундаментализма и трансграничного этнического сепаратизма, которые являются серьезными угрозами для государственной безопасности Китая. Согласно сообщениям в СМИ, начиная с 2008 года в китайской провинции Синьцзян в происшествиях, связанных с терроризмом, было зафиксировано 702 жертвы (510 гражданских, 158 боевиков и 34 сотрудника органов правопорядка). В одном из таких происшествий в Синьцзяне 2 августа 2014 года боевики в масках атаковали гражданских, полицию и чиновников. По данным из государственных источников, число жертв составило почти 100 человек.
Больше всего Китай беспокоит безопасность приграничного региона в Синьцзяне. Многие уйгуры проживают в Казахстане, а казахская диаспора проживает в Синьцзяне. И у тех, и других есть родственники по обе стороны границы. Эта ситуация стала причиной тревоги для Китая, особенно в 90-х. Китай придерживается политики поддержания мира и спокойствия вдоль границы в Синьцзяне. Страна опасается, что диаспора уйгуров-мусульман подвергнется сепаратистскому влиянию. Таким образом, позиция Китая в Синьцзяне зависит в равной степени от способности Пекина влиять на события за границей, и контроля за тем, что происходит внутри страны.
Наладив хорошие отношения с соседними среднеазиатскими республиками и основав Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС), Китай, кроме продвижения двусторонней торговли и экономических отношений, обеспечил свою безопасность в Синьцзяне. Таким образом, политика Китая в отношении Казахстана диктуется как стратегическими, таки экономическими соображениями, которые тесно связаны с геополитикой Синьцзяня.
В политической сфере Китай традиционно проявлял активный интерес к Средней Азии. Китай поддерживал контакт с регионом посредством Шелкового пути. В этом отношении, Китай хочет, чтобы Индия игралаключевую роль в плане «Шелкового пути». Советник департамента международных экономических дел китайского МИДа Гао Жентинь 10 августа 2014 года отметил, что, план комплексного развития, предусматривающий обновление старых звеньев Шелкового пути, связывающих Китай с Южной, Центральной Азией и Европой, будет представлен через два или три месяца.
Ожидается, что акцент в плане будет сделан на инфраструктурные проекты, нацеленные на региональное взаимодействие, а также диапазон таких инициатив, как морское сообщение и сотрудничество в сфере экологии. «После того, как будет готов план «одного пояса» и «одного пути», правительство Китая дополнительно свяжется с правительством Индии для поиска путей продвижения нашего сотрудничества в этой области», - добавил советник китайского МИДа. Президент Цзиньпин впервые объявтл об экономическом поясе в ходе визита в Казахстан в сентябре 2013 года, и раскрыл детали плана морского Шелкового пути, посещая Юго-Восточную Азию в октябре прошлого года.
Интерес Китая к Казахстану основывается на четырех базовых факторах:
Во-первых, Пекин хочет обеспечить себе доступ к богатым энергетическим ресурсам Казахстана, что очень важно для растущей потребности Китая в энергии (особенно в нефти и газе) в будущем. 
По одним оценкам, внутренний спрос Китая на нефть будет расти на 4% ежегодно.
Во-вторых, Китай хочет подавить этно-религиозный национализм в своей Синьцзянской провинции.
В-третьих, Китай заинтересован в защите своих политических и экономических интересов в Казахстане от других внешних игроков.
И в-четвертых, Китай хочет использовать казахстанский рынок для реализации своих потребительских товаров.
Следует отметить, что в период с 1992 по 2014 год между Китаем и Казахстаном был зафиксирован наивысший уровень торговли, он составляет от 80 до 86 процентов всей китайско-среднеазиатской торговли. Это растущее экономическое сотрудничество повлияло на развитие бизнеса среднеазиатской диаспоры в Синьцзяне. Китай также продемонстрировал свою способность использовать коррупцию и внутренние слабости Казахстана в своих интересах. С первых лет независимости контрабанда в Китай, особенно экспорт металлов и импорт потребительских товаров, были очень прибыльным бизнесом для казахстанских чиновников.
Пекину важно играть выдающуюся роль в делах региона, и получить наибольшую выгоду от своих политических, экономических и военных способностей. Появление независимого Казахстана предоставило Китаю возможность вновь заявить о своих интересах в регионе. Китай активно принимает участие в регионе с помощью ШОС и двусторонних соглашений. ШОС играет ключевую роль не только в решении региональных, политических, экономических и экологических вопросов, но и в обеспечении сильной региональной площадки для борьбы с терроризмом, наркоторговлей и сепаратизмом.
Следовательно, учитывая центральность этого вопроса для национальной стабильности Китая, глобальной внешней политики, и регионального развития внутри и вокруг Средней Азии, будущий китайский спрос на евразийскую энергию будет оказывать огромное влияние на энергетические рынки, а также на внутреннюю стабильность Китая и международные дела в целом.
22 августа 2014 года,
"Курсив", РК

Поделиться:

Дата: