Российский политолог: Урегулирование карабахского конфликта - один из внешнеполитических приоритетов РФ
На вопросы отвечает исполнительный директор Политологического центра "Север-Юг" Юлия Якушева
-Какие Ваши ожидания от саммита Азербайджан-Россия-Армения в Сочи в плане снижения напряженности в зоне карабахского конфликта?
Ожидания реалистичные. Конечно, ожидать окончательного решения карабахского конфликта в результате этих переговоров довольно наивно. А вот резкого снижения уровня напряженности и взаимных угроз в зоне конфликта необходимо добиться уже сейчас. Причем не только в формате ближайшего времени, а в стратегическом плане. Встреча продемонстрировала, что от балансирования на грани войны стороны готовы перейти к конструктивному диалогу. Думаю, это максимум из возможных результатов трехсторонних переговоров.
-Насколько уместно мнение о том, что речь на данном этапе идет о недопущении новой войны, чем об окончательном решении конфликта?
Собственно говоря, об этом я и говорила в начале интервью. Надо быть реалистами - решение конфликта в формате "здесь и сейчас" едва ли возможно, но если президент России берет на себя функции прямого посредника, значит ему есть что сказать Ильхаму Алиеву и Сержу Саргсяну. Не будем гадать на кофейной гуще, но полагаю, что последовательные усилия как сторон конфликта, так и посредников способны в результате привести к взаимоприемлемому формату разрешения этого конфликта. Однако, подчеркну, это вряд ли вопрос ближайшей перспективы.
-Во встрече в Сочи не участвовали сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Это дало повод некоторым предполагать, что Россия вновь перехватила инициативу в решении конфликта. Каковы возможности единолично справиться с ролью миротворца в этом конфликте (с учетом связей Москвы с Баку и Ереваном), тем более при нынешней напряженности России с Западом?
Не стоит рассуждать в стиле игры "с нулевой суммой возможностей", каждая из стран-посредниц может внести свой вклад в процесс урегулирования. Но, конечно, роль России огромна, учитывая, что урегулирование карабахского конфликта - один из внешнеполитических приоритетов нашей страны. Россия объективно заинтересована в обеспечении стабильности в закавказском регионе. Вы правильно отметили - Москва имеет очень тесные контакты с Баку и Ереваном, поэтому и ее влияние в регионе велико. В свою очередь, Азербайджан и Армения доверяют посредническим усилиям российского президента, неслучайно встреча прошла в Сочи, а не в Париже или Нью-Йорке. Ну, а что касается напряженных отношений с Западом, то я не думаю, что ЕС или США станут препятствовать решению карабахского конфликта, если оно будет найдено при прямом посредничестве Москвы.
-Кстати говоря, как Вы можете прокомментировать мнение о том, что события в Украине могут отвернуть другие страны бывшего СССР от России или, как минимум, от инспирированных Москвой интеграционных объединений?
Или, наоборот, заставить национальные элиты еще раз задуматься - как легко можно свергать легитимную власть, в том случае, если вопросы идеологии и работы с молодежью и СМИ будут отданы на откуп прозападным фондам. Нельзя отрицать влияние украинского кризиса на политические процессы в постсоветских странах. Однако результат может быть прямо противоположным приведенному Вами мнению. Введенные Россией санкции против западных производителей открывают новые возможности для доступа производителей из стран ближнего зарубежья на российский рынок. Кстати, Азербайджану и Армении уже было предложено увеличить поставки плодоовощной продукции в Россию. Экономические интересы никто не отменял, и Грузия, подписавшая недавно Договор об ассоциации с ЕС, не спешит обострять отношения с Москвой, а наоборот наращивает экономическое сотрудничество. Узбекистан, традиционно избегающий участия в любых интеграционных форматах, не так давно вошел в Зону свободной торговли СНГ. Евразийский интеграционный проект развивается намеченными темпами и готовится к присоединению новых членов. Что касается Молдовы, то ее внешнеполитический вектор был определен задолго до украинских событий. Действия Кишинева привели к мощному удару по социально-экономической ситуации в республике. Так что на данном этапе говорить об ослаблении позиций России на постсоветском пространстве необоснованно. Тенденции как раз обратные.
-Верите ли Вы в возможность присоединения Азербайджана к Евразийскому союзу (несмотря на неприемлемость для Баку любых форм сотрудничества с Ереваном до решения карабахского конфликта)? И какие преференции это объединение может дать республике?
Уверена, что присоединение Азербайджана к ЕАЭС - это вопрос, который необходимо рассматривать исключительно в практическом ключе. Преимущества и возможности, которые получит азербайджанский бизнес и граждане от развития различных форматов сотрудничества АР с ЕАЭС, были уже неоднократно представлены в экономических обзорах. Никто никогда не давил и не давит на Баку в вопросе присоединения к Таможенному или Евразийскому союзу. Азербайджан обладает достаточным политическим и экономическим потенциалом, чтобы самостоятельно принимать решения. Если в практическом плане присоединение к евразийскому проекту окажется целесообразным, то в этом и только в этом случае соответствующий шаг будет сделан.
Беседовал Фуад Гусейн-заде
Поделиться: