Модест Колеров: «Украина России вся не нужна. Нужна только та Украина, которая хочет жить с нами»

Дата:
Интервью изданию «Собеседник»

Ополченцы отпустили четверых наблюдателей ОБСЕ, которых целый месяц держали в плену. «Мы их освободили без условий», — сказал премьер-министр Донецкой народной республики Александр Бородай. По его словам, граждане Дании, Турции, Швейцарии и Эстонии оказались на свободе благодаря обращению патриарха Кирилла и «доброй воле людей». Между тем Пётр Порошенко заявил, что ему «ненавистна идея использования санкций в качестве наказания для России». Историк, политолог, издатель и общественный деятель Модест Колеров объяснил нам, зачем ополченцы в очередной раз проявили милосердие к наблюдателям ОБСЕ и почему протест Петра Порошенко против санкций — это пустой звук.

Почему ополченцы отпустили наблюдателей?

Они не первый раз это делают. Первый раз они отпустили таких же деятелей ОБСЕ при посредничестве представителя президента России Владимира Лукина... Почему они это делают? Потому что они хотят поддерживать существующий всё-таки, несмотря на всю пропаганду, имидж доверия к ним как к стороне договороспособной, цивилизованной, действующей по некоторым стандартам. То, что они отпустили наблюдателей — это знак цивилизованности и знак готовности строить цивилизованные отношения с Украиной как со стороной конфликта как минимум, а в идеале — как с соседним государством.

Почему тогда они постоянно этих наблюдателей задерживают?

Потому что наблюдатели в значительной своей части являются агентами Киева. Это тоже факт, и никто особенно это не опровергает.

Случаи задержания, вероятно, повторятся?

Они будут повторяться постоянно, потому что как минимум значительная часть наблюдателей — это, во-первых, профессиональные военные, во-вторых, профессиональные военные из стран НАТО. Профессиональные военные из стран НАТО, действующие в интересах киевской власти.

26 июня патриарх Кирилл призвал освободить наблюдателей. Порошенко, в свою очередь, призвал представителей церкви помочь с мирным планом. Церковь сыграла какую-то роль в этой ситуации?

При всём моём уважении к нашей церкви, я думаю, что решение было принято до обращения патриарха Кирилла. Потому что, во-первых, содержать их под охраной — это отвлекать силы на своей территории, а во-вторых, долго держать наблюдателей ОБСЕ у себя — это долго иметь у себя ненужный вопрос в повестке отношений с ОБСЕ. ОБСЕ должно заниматься урегулированием, а не вытаскиванием своих двойных агентов — в идеале. И чем меньше будет таких двойных агентов, тем больше ОБСЕ будет заниматься своим прямым делом.

Вы сказали, что освобождение наблюдателей улучшает имидж ополченцев…

Да, конечно.

А как повлияет на имидж ополченцев создание Союза народных республик (Новороссии)?

Это делается не ради имиджа, а ради концентрации государственных сил, потому что всё-таки, несмотря на значительную территорию и большое население, которые контролирует обе республики, профессиональных государственных сил в их распоряжении не так много, они только учатся. Поэтому концентрация государственных усилий повысит эффективность их работы и позволит сделать больше. Но это к имиджу не имеет никакого отношения, это чистая прагматика.

А вас не удивила символика Новороссии: девиз «Воля и труд», а также изображение молота и якоря на флаге?

Ничего странного не вижу, потому что о значительном социалистическом оттенке и Луганской, и Донецкой республик говорят давно. Кто-то увлекается и говорит о возможности социалистического эксперимента и так далее. Поэтому слово «труд» столь же естественно среди лозунгов, как апелляция к серпу и молоту, например, в символике Австрии. Любое современное социальное государство выросло отчасти из социализма.

Порошенко в интервью CNN высказался против санкций в отношении России: «Мне ненавистна идея использования санкций в качестве наказания для России». Почему это он вдруг воспылал ненавистью к санкциям?

Его слова ничего не стоят вообще. Яркий пример цены его слов — это война в дни объявленного им перемирия. Если Порошенко ненавидит санкции, то это значит, что он за кадром, в кулуарах призывает к их ужесточению.

А может, он почувствовал, что ЕС и США не торопятся вводить санкции?

США хотят увеличивать санкции, Евросоюз хочет ограничить их политической сферой. Порошенко здесь исполнитель, он даже не партнёр. Он исполнитель, он протекторат, поэтому его мнение никакой роли не играет.

И всё же ещё одно его высказывание. Порошенко сказал, что в течение нескольких недель или, может быть, месяцев он договорится с ополченцами.

Надо убрать слово «договорится», поскольку в риторике ОБСЕ, в риторике вообще европейских стандартов, политический диалог, политические договорённости всегда присутствуют. Порошенко должен играть по этим нотам. С кем он в итоге хочет договариваться, неясно. Может быть, он хотел бы назначить представителем ополченцев своего замглавы администрации Валерия Чалого. С ним, конечно, он будет с удовольствием договариваться круглосуточно. А Валерий Чалый с удовольствием начал бы представлять жителей юго-востока и вспомнил бы русский язык, который он знает прекрасно, — он для него родной.

Каковы итоги перемирия?

Перемирие, объявленное Порошенко, было сразу торпедировано его формальным подчинённым Коломойским, который — без каких-либо лозунгов и, соответственно, без обвинений в сепаратизме и терроризме — уже по факту взял под свой контроль четверть Украины от Днепропетровска до Одессы. И отношения киевской власти с Коломойским можно назвать отношениями конфедерации, поскольку он ведёт самостоятельную внешнюю политику.

Коломойский торпедировал перемирие. Как обращают внимание сами украинские эксперты, в официальной статистике погибших со стороны киевской власти при подавлении ополченцев третью часть составляют уроженцы Днепропетровской области. Так что итог какой? Очередное доказательство известного афоризма Маргарет Тэтчер, что стабильный мир возможен только с позиции силы.

Жванецкий пошутил, что украинцы и грузины, как молодожёны, хотят жить отдельно от родителей, а россияне, как родители, хотят жить вместе.

Да нет, с Грузией никто не хочет жить вместе. Да и Украина России — вся — не нужна. России нужна только та Украина, которая хочет жить с нами.

 

http://www.iarex.ru/interviews/48848.html

Поделиться:

Дата: