Польские эксперты: Грибаускайте убьет социал-демократов
Автор: Александр Носович
10.05.2014 Фото: http://ic.pics.livejournal.com/
Литовская политика под влиянием президента Грибаускайте становится все более правой, несмотря на то, что население поддерживало левых и на парламентских выборах 2012 года, и на президентских выборах 2009-го, когда Даля Грибаускайте воспринималась как выходец из Социал-демократической партии и ученица Альгирдаса Бразаускаса. Теперь же польские эксперты прогнозируют, что после переизбрания Грибаускайте «добьет» Партию труда, сменит руководство СДПЛ и переформатирует коалицию и правительство, лишив социал-демократов какой-либо самостоятельности.
Постсоветская административная и политическая карьера Дали Грибаускайте связана с Социал-демократической партией Литвы. А сама г-жа Грибаускайте настаивает, что и советская тоже: она, мол, еще в декабре 1989 года вышла из литовской компартии на платформе КПСС и вступила в независимую Коммунистическую партию Литвы во главе с Альгирдасом Бразаускасом – будущую Демократическую партию труда Литвы, будущую СДПЛ. Правда, документов, подтверждающих это вступление, нет, но да бог с ним – во всяком случае, никто не усомнится, что после 1991 года движение Дали Грибаускайте вверх по служебной лестнице было связано с социал-демократами. В правительстве Зигмантаса Бальчитиса Грибаускайте была замминистра иностранных дел (2000-2001), в правительстве Альгирдаса Бразаускаса - министром финансов (2001-2004). Благодаря социал-демократам Даля Поликарповна попала в Брюссель и стала еврокомиссаром по финансам и бюджету.
Понятно, почему литовцы в 2009 году видели в Грибаускайте альтернативу правительству консерваторов во главе с Андрюсом Кубилюсом, которое резко потеряло популярность из-за накрывшего страну экономического кризиса. Однако новый президент быстро нашла общий язык с Кубилюсом и консерваторами, не вмешиваясь в их экономическую и поддерживая их внешнюю политику. Самостоятельность Грибаускайте проявилась для начала во внутренней политике: президент поставила своих людей во главе Генпрокуратуры (Дарюс Валис) и Департамента госбезопасности (Гедиминас Грина), а также сняла большинство судей. Последнее не только вызвало возмущение в Литве, но даже на Западе «подмочило» репутацию литовского президента. «Последние заявления высокопоставленных членов судебных органов о давлении со стороны Дали Грибаускайте наводят на мысль, что сама она не питает особого уважения к принципу разделения властей», - заявлял недавно экс-председатель Альянса либералов и демократов за Европу в Европейском парламенте, евродепутат от Великобритании Грэм Уотсон.
Но окончательно ясно, что разговоры о демократических принципах для Грибаускайте ничего не стоят, стало в 2012 году, когда она сперва попыталась оспорить итоги парламентских выборов, а затем вмешивалась в процесс формирования новой коалиции, добиваясь формирования нового правящего большинства путем союза социал-демократов с консерваторами.
В этот период главным внутриполитическим противником дворца на Дауканто стала Партия труда. Ее лидер Виктор Успасских удостоился звания личного врага президента. На выборах в Сейм 2012 года Партия труда получила почти 20% голосов – первое место по партийным спискам. Коалиция ПТ с социал-демократами и «Порядком и справедливостью» экс-президента Паксаса казалась делом решенным: естественно, что новое правительство сформируют партии, объединенные резкой критикой правительства консерваторов, причем, в первую очередь, с социальных позиций. Напротив, как совершенно неестественные воспринимались предложения консерваторов создать т.н. «радужную коалицию» из них и социал-демократов. Избиратели социал-демократов, голосовавшие за них, чтобы избавиться от правительства Кубилюса, просто не простили бы им такого союза.
И в этой ситуации самым активным лоббистом консерваторов выступила президент Грибаускайте, начавшая «крестовый поход» против Успасских. Пользуясь тянувшимся несколько лет делом о «черной бухгалтерии», Грибаускайте требовала не включать в коалицию и правительство Партию труда.
В краткосрочной перспективе бурный натиск президентуры оказался неудачным. Консерваторы все же вылетели из правительства. Грибаускайте явное превышение своих полномочий стоило существенного падения рейтинга.
Зато игра «в долгую» оказалась эффективней: под влиянием президента социал-демократы последовательно сдавали собственных союзников и ослабляли сами себя. Уже в феврале 2013 года социал-демократы проголосовали за лишение депутатской неприкосновенности Виктора Успасских и других влиятельных депутатов от Партии труда. «Наградой» им за это стала смена их министра экономики: когда Бируте Весайте стала неугодна президенту, снять ее удалось благодаря союзникам соцдемов по коалиции – Партии труда, которая поступила со старшим партнером в его же логике. Эта история «гуттаперчевую» правящую партию ничему не научила, и спустя полгода они отказались поддержать нового спикера Сейма, ближайшую сподвижницу Успасских Лорету Граужинене, когда та попыталась выступить против президента.
В результате сейчас эксперты прогнозируют, что после президентских выборов наступит кульминационный этап «плана Грибаускайте»: переформатирование коалиции и формирование нового правительства из социал-демократов и консерваторов. Партия труда будет из власти исключена, в правительство вернутся консерваторы, в Социал-демократической партии сменят руководство и лишат ее всякой самостоятельности в политическом процессе.
«В соответствии с Конституцией, после выборов нового президента, премьер-министр и правительство слагают полномочия. Несомненно, Грибаускайте будет использовать это время для достижения своих собственных целей. Первой такой целью может стать поручение нынешнему премьер-министру создание правительства без представителей Партии труда», - пишет главный специалист отдела Германии и Северной Европы Центра Восточных исследований (Варшава) Йоанна Хындле-Хуссейн в статье «Литва при Грибаускайте».
«Цель Грибаускайте, как и поддерживающих её правых - постепенное искоренение социальных, популистских партий – социал-демократов и Партии труда, чья популярность основана на харизме их лидеров. В этой области она близка к успеху за счет связей с системой правосудия. Первым стал процесс против Успасских», - считает польский эксперт.
Получается, что после президентских выборов премьер-министр Альгирдас Буткявичюс вновь окажется в ситуации выбора 2012 года: подчиниться президенту и консерваторам или снова попытаться сохранить самостоятельность и властные позиции Социал-демократической партии, настояв на коалиции с Паксасом и Успасских. Однако на этот раз решающего слова его могут и лишить: в СМИ уже пишут, что новым лидером СДПЛ может стать нынешний кандидат в президенты от социал-демократов, европарламентарий Зигмантас Бальчитис, который может заключить союз с Грибаускайте. Не потому ли избирательная кампания Бальчитиса ведется так тускло и незаметно, что можно сказать, что вообще не ведется?
Если эти подозрения после президентских выборов станут реальностью, то это будет закономерный итог политики уступок президентуре, проводившихся социал-демократами во главе с Буткявичюсом в 2012-2014 годах. «Между Грибаускайте и премьер-министром нет открытого конфликта, в основном потому, что в большинстве случаев он соглашается с решением президента. Однако Грибаускайте последовательно стремится подорвать позиции популярного политика и его партии, которая имеет значительное количество мест в парламенте (38 из 141)», - пишет Йоанна Хындле-Хуссейн.
Хотя осознание справедливости этого возмездия будет слабым утешением для литовцев, у которых в политике вовсе не останется левых и левоцентристских сил. И несмотря на все их голосования на выборах, общественно-политическую атмосферу в стране будет определять «коллективный ландсбергис».Окончательная утрата самостоятельности и полное подчинение социал-демократов Грибаускайте и консерваторов будет вполне справедливым воздаянием за их политику «умиротворения агрессора», когда они не выполнили большей части своих предвыборных обещаний, ничем себя не проявили в экономической и социальной политике, сдали все свои позиции в политике внешней.
Поделиться: