2004: «Беркут» наблюдает; 2013: «Беркут» атакует

Дата:
Спустя девять лет сотни тысяч недовольных украинцев вновь вышли на главную площадь страны. Однако между двумя протестными марафонами на Майдане отличий едва ли не больше,чем сходств.

1. 2004: Янукович vs Ющенко; 2013: Россия vs ЕС

В 2004 году бессрочный митинг на площади Независимости произошел из-за споров вокруг фальсификации результатов президентских выборов. Сторонники Виктора Ющенко обвинили ЦИК в подтасовке в пользу Виктора Януковича и потребовали проведения повторного голосования. Тогда на повестке дня стоял вопрос: «Кто станет президентом?» Сейчас самые горячие споры идут о том, какой путь развития выберет страна. По сравнению с ним схватка за президентское кресло выглядит чем-то более мелким и не таким глобальным, хотя в ситуации 2004 года выбор главы государства опосредованно и означал выбор вектора развития Украины. За прошедшую неделю у участников уличных событий разыгрался аппетит и теперь они требуют не только подписания документов с Брюсселем, но и отставки Януковича, однако, разумеется, демонстранты согласятся потерпеть его во власти до 2015 года, если президент возобновит диалог сЕврокомиссией о подписании соглашения об ассоциации с ЕС.

2. 2004: «Беркут» наблюдает; 2013: «Беркут» атакует

Во время Оранжевой революции покидающий свой пост президент Украины Леонид Кучма под давлением Запада отказался от силового разгона демонстрантов, фактически отказавшись от дальнейшей поддержки своего преемника, Януковича. В «революционный» Киев были стянуты дополнительныесилы милиции и «Беркута», на самом Майдане их также было предостаточно,но к участникам событий они не применяли дубинки и газ. Янукович образца 2013 года не смог устоять перед подобным искушением и распорядился зачистить центр Киева от протестующих. Эти действия очень сильно навредили президенту в глазах как европейцев, с которыми он мостов еще не сжигал, так и собственных граждан, а кроме того, послужиликатализатором уличных протестов. На следующий день после атак «Беркута»число митингующих выросло до полумиллиона. И это, похоже, не предел.

3. 2004: статичный протест; 2013: динамичный протест

Девять лет назад сторонники Ющенко и Тимошенко разбили палатки на майдане Незалежности и решили стоять там до победного, взяв власть измором. В наши дни протестные настроения киевлян и приехавших к ним на подмогу жителей других городов проявляются более активно. Уличный сериалпод названием «Евромайдан» получается куда как более динамичным. Людские массы постоянно перемещаются с места на место (во многом это заслуга силовиков, которые не дают протестующим мирно митинговать в одной точке пространства), забираются на памятники, городят баррикады, штурмуют администрацию президента, захватывают мэрию и Дом профсоюзов. «Революционеры» не только бывают биты «Беркутом», но и бьют сами, постоянно задирая служителей правопорядка. Пока что броуновское движениеуличных протестов-2013 ускоряется с каждым днем. Во что это в итоге выльется — сказать не рискнет никто.

4. 2004: незыблемость лагерей; 2013: высокий градус рефлексии

В эпоху первого Майдана Украина была четко разделена два лагеря: кто не с нами, тот против нас; если ты не оранжевый, то бело-голубой. Равнодушных и неопределившихся практически не было. При этом деление было в том числе и географическим. Сейчас такой монолитности нет и близко. Акции сторонников евроинтеграции собирают по несколько тысяч человек даже в восточных и южных городах. В самой партии власти творитсячерт знает что: депутаты-«регионалы» на волне киевских событий один за другим заявляют о выходе из фракции. При этом на подобное идут самые медийные и влиятельные персоны: Тигипко, Жвания, Богословская. У наделенных властью чиновников, которые, по привычной логике, должны сохранять лояльность верховному правителю, чтобы удержаться у кормушки, просыпаются вольнолюбивые настроения: то консул в Турции заявляет о поддержке «евромайданеров», за что тут же вылетает с работы; то начальник киевской милиции пишет заявление «по собственному», раскаявшись в приказе разогнать митингующих; а то и сам глава президентской администрации собирается покинуть пост в знак протеста против действий силовиков.

5. 2004: народное волеизъявление; 2013: действия властей

После президентских выборов 2004 года половина избирателей осталась недовольна их результатами. Весь пафос «оранжевого» Майдана строился на том, что у людей украли их право выбирать себе власть. В 2013 году возмущение масс вызывает необъяснимый демарш руководителей государства, которые полгода готовили страну к заключению соглашения с Евросоюзом, а за неделю до «часа X» вдруг дали задний ход. Иными словами, в 2004 году все дело было в выдаваемых прозападной оппозиции политических авансах (внадеждах на будущее), а в 2013-м — в запротоколированной неспособности властей эффективно исполнять свои обязанности (в разочаровании в прошлом).

6. 2004: персонифицированные лидеры; 2013: энергия толпы

Майдан-2004 — это Ющенко и Тимошенко. Без их харизмы, их драйва, их энергии ничего бы не получилось. Оранжевая революция — это сюжет о роли личности (личностей) в истории, которые научили инертную и разобщенную массу людей собираться вместе и заявлять о своих правах. В 2013 году всепроисходит по-другому. Лидеры оппозиционных сил вновь тут как тут, но они играют не то что не первые, но даже и не десятые роли. Не будь их, ничего бы не изменилось. Они не возглавили толпу, а влились в общий поток. Сотни тысяч сторонников евроинтеграции организовались самостоятельно, с помощью «фейсбука» и сарафанного радио. У протестующейтолпы нет единого органа управления, мозгового центра, который бы координировал всеобщие действия и направлял энергию манифестантов в нужное русло. В этом одновременно и слабость сторонников евроинтеграции иих сила.

Поделиться:

Дата: