Мало места для Индии
Индия связана с Центрально-азиатским регионом еще со времен античности. Достаточно вспомнить историю династии Тимуридов или посетить исторические достопримечательности Индии, для того чтобы понять, что эти отношения начались не сегодня и не вчера. Несмотря на свою географическую близость, экономический потенциал и стратегические амбиции, Индия серьезно отстает от других региональных игроков в Центральной Азии. В отличие от них, самое ценное, что у нее имеется в регионе, — это военная база в Таджикистане и несколько инвестиционно-торговых проектов в регионе.
Индия столкнулась со множеством проблем внутри страны еще в начале 90-х, что привело к замедлению темпов ее активного участия в делах Центральноазиатского региона. В то время Индия проводила политику экономических реформ и была не в состоянии в полной мере использовать свои торговые и инвестиционные возможности в сотрудничестве с центральноазиатскими республиками. Но даже несмотря на экономические трудности в конце 90-х и начале 2000-х, ее присутствие в ЦА было более заметным, чем после этого. В то время наблюдались частые визиты высокопоставленных индийских чиновников, была заметна активность в различных секторах экономики и открытость к стратегии Шелкового пути, которую сенатор Браунбэк в сотрудничестве с профессором Ф. Старром только начинали выдвигать. Рассматривалось участие Индии в масштабных инфраструктурных проектах в Афганистане в начале 2000-х. Все это, за исключением последнего пункта, пришло в упадок с приходом правительства Манмохана Сингха в 2004 году и сменой ориентиров во внешней политике. Индия практически не проявляла себя в регионе до 2012 года.
В последнее время Индия предпринимает попытки по наверстыванию упущенных возможностей в Центральной Азии, преимущественно из-за своего экономического роста. Совсем недавно, в июне 2012 года в Бишкеке Индией в целях развития сотрудничества с Центральной Азией была выдвинута политика под названием «Central Asia Connect Policy». Индия также предложила запустить несколько инфраструктурных проектов, для того чтобы приобрести стратегическое влияние в регионе.
Центральноазиатская стратегия Индии предполагает создание университетов, больниц, центров по продвижению информационных технологий, оснащение электронными сетями медицинских учреждений, обмен опытом. Данная стратегия также сфокусирована на создании совместных коммерческих предприятий, улучшении торговли и туризма, продвижении совместных научных исследований и стратегического партнерства в сфере обороны и безопасности. Авторы идеи верят, что если данная политика будет успешно реализована, то сможет дать толчок развитию индийского фактора в Центральноазиатском регионе.
Однако многие эксперты считают, что Индия поняла это слишком поздно, и ее позиции в регионе уже «выдавлены» такими региональными игроками, как Китай и Россия, которые смогли закрепиться в различных секторах экономики стран региона.
Если посмотреть реально, то большинство больниц уже построены государствами Центральной Азии или самостоятельно, или при содействии других иностранных инвесторов (корейских, немецких, китайских), а университеты были образованы еще в советское время и модифицированы аналогичным образом при содействии внешних инвесторов. Сфера ИКТ и телекоммуникационных услуг была также создана в сотрудничестве с западными либо преуспевающими азиатскими компаниями. В последние годы регион находится в центре повышенного внимания международных кредитных и донорских организаций, инвестиционных компаний и агентств. Они выделяют большие средства на развитие ряда проектов в различных сферах экономики. Существовавший вакуум уже заполнен, и в нем осталось очень мало места для Индии.
Соперничество
с Китаем
Китай, несмотря на быстрорастущий экономический рост Индии, несомненно, опережает ее в регионе в плане импорта энергоресурсов, строительства транспортной инфраструктуры и налаживания торговли. Но и потребности Индии в энергоресурсах становятся больше. Для нее чрезвычайно важно освоить новые источники энергии. Недавно министр иностранных дел Индии Салман Хуршид сказал, что потребности Индии растут с ужасающей скоростью. Это означает, что Индии придется убрать квоты на импорт нефти и газа из любой страны, включая Иран. И покупать энергию там, где она сможет найти лучшую цену. В этом контексте Каспийский бассейн рассматривается как важный источник углеводородов. Именно по этой причине индийская ONGC покупает 8,42% акций Conoco Phillips в Казахстане, а также акции на азербайджанском участке вокруг Каспия. Визит Манмохана Сингха в Астану в 2011 году помог Индии получить доступ к районам северного Каспия, где имеются запасы нефти, газа и урана. В 2012 году индийской ONGC было разрешено в перспективе завладеть 25% акций морского нефтяного блока «Сатпаев», принадлежащего «Казмунайгазу».
Недавно Индия начала переговоры с Казахстаном по поводу расширения трубопровода Туркменистан—Афганистан—Пакистан—Индия (ТАПИ) и приобретения блока в Казахстанском Кашагане приблизительно за 5–6 миллиардов долларов. Но проект ТАПИ все еще находится на очень ранней стадии. Исследования по эксплуатации еще даже не начались. Также Индия пытается расширить сотрудничество в области ядерной энергетики с Россией и Казахстаном и одновременно ведет переговоры с «Роснефтью» о покупке доли в блоках «Магадан-2» и «Магадан-3» на Охотском море. Делает попытки закрепления в арктических проектах, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке России.
При всем этом подобные крупные инвестиционные проекты не могут решить проблемы «энергетического голода» Индии. Она является 4-м крупнейшим потребителем нефти и 7-м крупнейшим потребителем газа в мире. Спрос на нефть в стране, как ожидается, возрастет до двухсот миллионов тонн к 2025 году.
Завладеть акциями в энергетических проектах — это одно дело, а добывать эти ресурсы и использовать их в производственных целях или продавать — совсем другое. В этом отношении основными препятствиями Индии являются ее географическое расположение, нестабильность в Афганистане и сложные отношения с Пакистаном. Другой проблемой индийских проектов в плане перевозки ресурсов являются ее отношения с Китаем, который, очевидно, не желает иметь конкурента в регионе. Китай может препятствовать расширению индийских интересов в Центральной Азии с помощью того же Пакистана, с которым Китай имеет очень хорошие отношения.
Сложно сравнивать успех Китая в Центральной Азии с какой-либо другой страной. Китай уже получает 40 миллиардов кубометров природного газа в год из Туркменистана, и эта цифра, по прогнозам, увеличится до 65 млрд. кубометров после присоединения узбекистанских и казахстанских трубопроводов. По словам индийского эксперта Раджа Мохана, Индия является второстепенной силой в Центральной Азии, которая не может конкурировать ни с Китаем, ни с Россией.
Недавно Таджикистан посетил вице-президент Индии Хамид Ансари, который подписал соглашения о расширении сотрудничества в области информационных технологий, энергетики, здравоохранения, образования, торговли, коммерции и сельского хозяйства. Формально оба правительства подчеркнули важность сотрудничества в борьбе с угрозами безопасности, исходящими из Афганистана. Индия будет сотрудничать с Таджикистаном по созданию центра информационных технологий и электронной сети Центральной Азии. Но уровень этого сотрудничества незначителен по сравнению с китайским. Китай уже долгое время инвестирует огромные деньги в инфраструктуру Таджикистана, сферу телекоммуникаций, добычу урана и других полезных ископаемых.
В Кыргызстане экономическое влияние Индии расширилось в основном благодаря «челночникам», импортирующим товары из Индии, и программам по студенческому обмену. Но экономическая экспансия Китая в Кыргызстане усиливается гораздо большими темпами. В первую очередь, в сферу интересов китайских фирм попадают энергетика и горно-рудная промышленность.
Китай в ЦА очень успешно конкурирует с Индией. В этом богатом природными ресурсами регионе Китай строит дороги, прокладывает железные дороги и трубопроводы. Казахстанская нефть, туркменистанский природный газ и афганская медь уже направляются непосредственно в Китай через недавно построенные в восточном направлении сети, способствующие быстрому развитию Китая. Нефтепроводы из Каспийского моря через Казахстан и запланированные автомобильные и железные дороги через всю территорию России до порта Гвадар в Пакистане являются частью усилий Китая по превращению Центральной Азии из буферного в транзитный регион между Востоком и Западом.
Лучше поздно,
чем никогда?
Индия стремится направить инвестиции в страны региона и установить торговые маршруты в обход территории Пакистана. Но реальность такова, что невозможно достичь этой цели при существующих геополитических условиях, в которых участвуют Китай, Пакистан и Россия.
По большому счету, государства Центральной Азии не зависят ни от Китая, ни от Индии, как в политическом, так и в экономическом планах. Центральная Азия открыта для бизнеса, сотрудничества, обмена опыта и т.д. И позиция Индии в этом отношении, в принципе, такая же, как и у Китая или России. Она имеет хорошую репутацию среди населения благодаря своей фармацевтической отрасли, успехам в медицине, а также «мягкой силе», с помощью которой она завоевала сердца и умы людей во всем мире, включая и Центральную Азию.
Индийские политики, возможно, и провозгласили Центральную Азию одним из ключевых приоритетов индийской внешней политики, но время играет против Индии. Новые возможности могут появиться, когда Соединенные Штаты активно начнут продвигать свою новую стратегию Шелкового пути, сделав Индию основным участником проекта. Но до того, как это произойдет, можно только гадать о последствиях вывода войск из Афганистана для Индии. И о том, каким образом у нее будут развиваться отношения с Пакистаном, как будет выглядеть экономика Индии, какие внешнеполитические ориентиры она поставит перед собой. Возможно, до того времени Китай уже завершит свою собственную версию Шелкового пути и бросит вызов Индии в других регионах.
Эксклюзив журнала "Экономическое обозрение" для портала Mezon.Uz, оформить электронную подписку можно здесь.
Роман Карбозин, "Экономическое обозрение" №8, 2013г.