Россия, Москва

info@ia-centr.ru

С.Строкань: Антиамериканский футбол. 2007 год стал годом новых сражений за сферы влияния на постсоветском пространстве

4 Января 2008

Автор: test

Теги:

 


2007 год стал годом новых сражений за сферы влияния на постсоветскомпространстве. Возросшая экономическая и геополитическая мощь Россиисделала эту борьбу самой упорной за весь период после распада СССР.

Оказав серьезное сопротивление проникновению США на постсоветскоепространство, Москва все же не смогла переиграть Вашингтон ни в однойиз республик. Старые элиты стран СНГ предпочитают лавировать междуМосквой и Западом, а политики новой волны и вовсе не считают российскуюмодель образцом для подражания.

"Для нас пространство СНГ не шахматная доска, на которой разыгрываютсягеополитические игры",- предупредил российский президент Владимир Путинна встрече с аккредитованными в Москве иностранными послами незадолгодо Нового года. Шахматная метафора, которую более десяти лет назад ввелв оборот известный американский советолог Збигнев Бжезинский,прозвучала из уст российского президента не случайно. Если в концепрошлого века рассуждения о борьбе великих держав за сферы влияния напостсоветском пространстве казались чем-то умозрительным, то сегодняэто уже повседневная реальность, определяющая погоду в отношенияхРоссии и Запада. При этом вчерашняя шахматная доска сегодня скореенапоминает футбольное поле, где не только забивают голы, но и бранятся,толкаются, а то и бьют противника по ногам.

Грузия
Рвущаяся на Запад Грузия в этом году предприняла новые энергическиеусилия, чтобы стать "закавказской Бушландией". Появившиеся в началегода после возвращения в Тбилиси отозванного Москвой посла РФ в ГрузииВячеслава Коваленко робкие надежды на оттепель в российско-грузинскихотношениях не оправдались. Уже в марте грузинский парламент единогласнопроголосовал за членство страны в НАТО. "Для грузинского народаприоритетом является НАТО. С этой организацией связаны надежды навосстановление территориальной целостности Грузии и защиту еесуверенитета. Эта организация является единственным гарантомстабильности и мира в регионе",- определила смысл принятойзаконодателями декларации и "Меморандума парламентских фракций иполитических партий о вступлении Грузии в НАТО" спикер парламента НиноБурджанадзе.

Хотя задачу вступления в НАТО Грузия декларировала давно, только в этомгоду эта цель была оформлена в виде официального документа,поддержанного грузинским политическим классом. При этом, несмотря насохраняющиеся серьезные препятствия для вступления в альянс (главное изних - неурегулированные внутренние конфликты в Абхазии и Южной Осетии),грузинское руководство рассчитывает уложиться в два-три года. Курс нафорсированное подключение Грузии к НАТО активно поддерживают США.Тбилиси тоже не остается в долгу. В Грузии положительно оценилиобнародованные в этом году планы США разместить элементы своей системыпротиворакетной обороны (ПРО) на Кавказе. Соединенные Штаты считают,что именно Грузия должна стать первым среди стран СНГ членом НАТО и поэкономическим причинам. Через территорию Грузии проходит открытый впрошлом году нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Западу, который сталглавным спонсором проекта, нужны твердые гарантии его безопасности, адать их может приход в регион НАТО.

Резкое обострение внутриполитической борьбы в Грузии в конце минувшегогода не только не дало Москве новых шансов изменить прежнийантироссийский курс президента Саакашвили, но даже усилило зависимостьТбилиси от США. На роль главных арбитров в споре властей и оппозициибыли приглашены американские дипломаты. Внешнеполитическую ориентациюГрузии при любом раскладе не изменят и намеченные на январь 2008 годановые президентские выборы. Не только Михаил Саакашвили, но и всеоппозиционные кандидаты в президенты стремятся максимальнодистанцироваться от Москвы и подтвердить евроатлантический выборГрузии. Таким образом, в игре на грузинском поле Москва проигралаВашингтону 1:0.

Азербайджан
В отличие от Грузии соседний Азербайджан дистанцируется от Москвы тихо,без скандалов. Президент Ильхам Алиев неоднократно заявлял, что недопустит превращения республики в арену столкновения мировых держав.Внешне все обстоит именно так. Предпринятая Москвой в этом году попыткадоговориться с Вашингтоном по ПРО опиралась на идею возможногосовместного использования Россией и США находящейся на территорииАзербайджана Габалинской радиолокационной станции. (Россия арендует ееу Азербайджана за символическую плату $7 млн в год по договору, срокдействия которого истекает в 2012 году.)

Однако равноудаленность Баку от Москвы и Вашингтона - кажущаяся. В июнепрошлого года в азербайджанской столице прошел саммит стран-членовОрганизации за демократию и экономическое развитие (ГУАМ), объединяющейГрузию, Украину, Азербайджан и Молдавию. Саммит ГУАМ в Баку стал самымпредставительным за всю историю этой организации. Помимо руководителейГУАМ в нем приняли участие президенты Польши, Румынии и Литвы.Единственной ложкой дегтя для организаторов стало неожиданноеотсутствие в Баку президента Молдавии Владимира Воронина, в минувшемгоду начавшего осторожное сближение с Москвой для устраненияпрозападного крена в политике Кишинева.

В присутствии заместителя помощника госсекретаря США Дэвида Крамера(США являются наблюдателем в ГУАМ) на форуме обсуждалось не толькосотрудничество в экономической, энергетической и транспортной сферах,но и военные связи. Речь шла о создании в будущем внутри ГУАМсобственных миротворческих сил, способных заменить российскихмиротворцев в таких регионах, как Приднестровье, Абхазия и Южная Осетия.

А в конце года первый вице-премьер Азербайджана Ягуб Эюбов сообщил, чтоАзербайджан "успешно интегрируется в североатлантические структуры истремится стать членом НАТО". "Мы намерены вступить в альянс, и у насесть программа в этом направлении - план действий индивидуальногопартнерства",- отметил Ягуб Эюбов. К этому следует добавить, что вследза Грузией, обвиняющей Москву в вооружении Абхазии, с аналогичнымипретензиями по поводу Нагорного Карабаха выступил Азербайджан.Минобороны страны заявило, что часть военного имущества РФ, вывезенногоиз Грузии в Армению, якобы осела на территории Нагорно-КарабахскойРеспублики. По словам азербайджанских представителей, с учетом того,что Азербайджан и Армения находятся в состоянии войны, подобныедействия России повышают риск начала военных действий и препятствуютурегулированию нагорно-карабахского конфликта.

Все это вынуждает сделать вывод о том, что и на азербайджанском поле Москва проиграла Вашингтону 1:0.

Украина
Игра Москвы и Вашингтона на украинском поле шла с переменным успехом ине стала игрой в одни ворота. К началу года российской стороне,казалось бы, удалось перехватить стратегическую инициативу в стране"оранжевой революции". Во многом это было связано с усилением позицийслывущего пророссийским премьера Виктора Януковича и формированием вверховной раде правящей коалиции во главе с Партией регионов,выступающей против членства Украины в НАТО. Знаковым событием сталаотставка активно не любимого Москвой главы украинского МИДа БорисаТарасюка, которого президенту Ющенко пришлось принести в жертву подмощным давлением премьера Януковича. После этого минобороны Украиныкатегорически опровергло факт ведения каких-либо переговоров с США осотрудничестве в области ПРО. После отставки Бориса Тарасюка в Киевезаговорили о том, что украинская внешняя политика начнет поворот всторону России, и, таким образом, хотя от сотрудничества с НАТО никтоне откажется, о вступлении Украины в ряды альянса больше упоминать небудут.

В этой ситуации находившаяся до внеочередных сентябрьских выборов воппозиции лидер БЮТ Юлия Тимошенко отправилась с конфиденциальнойпоездкой в Вашингтон, кульминацией которой стала встреча ее свице-президентом США Ричардом Чейни. Целью визита стала попытка внушитьамериканскому руководству, "что суверенитет Украины и ее надежды наулучшение отношений с США и Западом будут поставлены под угрозу, еслиправительство промосковского премьер-министра Януковича прослужит свойполный срок до 2011 года". При этом "оранжевая принцесса" заявила, чтовыходом из ситуации должно стать изменение конституции и досрочныепарламентские выборы. Призвав США поддержать демократию на Украине,Юлия Тимошенко пообещала добиваться интеграции страны в НАТО.

В итоге досрочные парламентские выборы состоялись, причем по их итогамбыла сформирована новая "оранжевая коалиция", а правительство ВиктораЯнуковича было вынуждено уйти в отставку. Однако, утратив к концу годаинициативу, Москва в то же время не может считать себя и проигравшей."Оранжевая коалиция" остается слишком шаткой, при этом в системесдержек и противовесов украинской власти установился примерный паритетусловно пророссийских и прозападных фигур. Это означает, что украинскаяигра Москвы и Вашингтона в минувшем году завершилась вничью - 1:1.

Киргизия
Помимо Грузии и Украины принципиальное значение также имел поединокРоссии и США еще в одной стране "бархатной революции" - Киргизии,имеющей стратегическое значение в Центральной Азии. Здесь, как и наукраинском поле, игра для каждой из сторон шла с переменным успехом.Ушедший в отставку и ставший лидером оппозиции экс-премьер Феликс Куловвыступил с инициативой создания межгосударственного союза КиргизскойРеспублики и Российской Федерации на принципах конфедерации. Нельзя незаметить, что статус оппозиционера не помешал Феликсу Кулову побывать вМоскве и встретиться с первым вице-премьером Сергеем Ивановым. Однакоинициатива господина Кулова не нашла у киргизской элиты и в обществеединодушной поддержки. Мнения относительно конфедерации с Россиейразделились. Противники конфедерации усмотрели в ней угрозу ограничениянезависимости Киргизии и высказались против "политических интригвнешних сил" и "попыток торговать суверенитетом".

На фоне неудачи идеи российско-киргизского единения окончились ничем ипредпринимавшиеся Москвой в рамках Шанхайской организациисотрудничества (ШОС) попытки убрать базу американских ВВС изкиргизского аэропорта Манас. Прибывший с визитом в Бишкек в июнеминистр обороны США Роберт Гейтс сумел погасить наступление противниковбазы (напомним, что сразу пять комитетов киргизского парламентавысказались за денонсацию соглашения о размещении в Манасе авиабазыантитеррористической коалиции во главе с США). Выступая по итогамвстречи с Робертом Гейтсом, киргизский президент Курманбек Бакиевподчеркнул, что Бишкек твердо придерживается принятых на себяобязательств.

Российская сторона так и не дождалась от киргизских властей выполнениядекларации глав государств-членов ШОС от 5 июля 2005 года, по которойКиргизия должна официально призвать власти США к скорейшему выводувоинского контингента со своей территории. На состоявшемся в Бишкеке вавгусте очередном саммите этой организации киргизские властивоздержались как от антиамериканской риторики, так и от решений,способных испортить отношения с Вашингтоном. Это означает, чтокиргизская игра Москвы и Вашингтона, как и украинская, в минувшем годузавершилась вничью - 1:1.

Туркмения

Смена власти в Туркмении вызвала мощный всплеск интереса к этойсреднеазиатской республике, по запасам газа занимающей третье местосреди государств бывшего СССР и 12-е в мире. Яблоком раздора междуМосквой и Вашингтоном стал вопрос о доступе к туркменскому газу имаршрутам его транспортировки. Несмотря на то что главным партнеромтуркменской стороны является российский "Газпром", администрация Бушапопыталась извлечь максимум дивидендов из прихода к власти в Ашхабаденового президента Гурбангулы Бердымухаммедова. После смерти СапармуратаНиязова США резко активизировали свою дипломатическую активность вТуркмении (до 2007 года власти США почти не имели контактов сруководством страны в связи с культом личности Туркменбаши). А всентябре президент Бердымухаммедов нанес визит в Вашингтон, которыйрасценили как новый поворот в американо-туркменских отношениях.

В течение всего года США лоббировали идею проекта Транскаспийскоготрубопровода, который бы позволил Туркмении экспортировать газ в Европув обход России, Узбекистана и Казахстана через Азербайджан, Грузию иТурцию. В свою очередь, Россия и Казахстан продвигали альтернативнуюконцепцию Прикаспийского трубопровода, идущего по их территории испособного расширить экспорт туркменского газа в Европу через структуры"Газпрома".

Поначалу казалось, что проект Прикаспийского трубопровода, которыйВладимир Путин и Нурсултан Назарбаев обсуждали с президентомБердымухаммедовым, уверенно побеждает. Однако в конце года вместообсуждения соглашения о строительстве Прикаспийского газопровода,который Россия, Туркмения и Казахстан собирались подписать еще 1сентября 2007 года, президент Бердымухаммедов неожиданно заявил"Газпрому" о резком повышении в 2008 году цен на закупаемый российскимиструктурами туркменский газ. Как пояснил глава "Газпрома" АлексейМиллер, туркменские коллеги проинформировали российскую сторону осостоявшихся в последние месяцы международных контактах, в ходе которыхпредставители администрации США убедили Ашхабад, что цена туркменскогогаза по действующим экспортным контрактам является очень низкой на фонеконъюнктуры цен на газ в Европе и может быть выше.

До конца года окончательной ясности в вопросе о судьбе Прикаспийскоготрубопровода и конкурирующего с ним Транскаспийского трубопровода так ине наступило. Президент Бердымухаммедов продолжал лавировать междуРоссией и Западом, в результате игра Москвы и Вашингтона на туркменскомполе завершилась вничью - 1:1.

ШОС и ОДКБ
Наибольших результатов в противостоянии растущему влиянию США напостсоветском пространстве Москве удалось добиться в рамках двухрегиональных организаций - Организации Договора коллективнойбезопасности (ОДКБ) и ШОС. В минувшем году на саммите в Душанбе былподписан протокол о взаимодействии двух этих организаций, которыйзакладывает основы крупного военно-политического блока. По замыслуинициаторов сближения ОДКБ и ШОС его целью должно стать созданиеаналога евразийского НАТО на пространстве от Белоруссии до Китая, но снеформальным центром в Москве, что в перспективе могло бы статьпротивовесом Североатлантическому альянсу. Символично, что состав этихдвух структур почти совпадает (в ОДКБ помимо России входят Армения,Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан, в то времякак в ШОС из вышеупомянутых республик не входят Армения и Белоруссия).

Таким образом, две военно-политические структуры, которые Москварассматривает как инструменты укрепления своего влияния напостсоветском пространстве, впервые установили официальные отношения.На Западе Москву и Пекин в связи с этим обвинили в попытках создать избывших советских республик своего рода "антиНАТО".

Впрочем, предпринятые Москвой в минувшем году попытки выстроить жесткуюструктуру постсоветского пространства, превратив его в своего родаПутистан, могут в итоге возыметь не тот эффект, на который рассчитываютв Кремле. Во-первых, каждая из входящих в ОДКБ и ШОС республик в тойили иной мере заинтересована в том, чтобы не испортить свои и без тогонепростые отношения с Западом и США. Во-вторых, Вашингтон сохраняетвозможности для контригры в каждой из республик, элиты которых нетолько не хотят выглядеть "клиентами" патронирующей им Москвы, но иявно или завуалировано ищут образцы подражания на Западе. В связи с чемидея Бушландии может оказаться для них привлекательнее идеи Путистана.Так что пока Москва ведет с минимальным счетом 1:0, но матч незакончился.

Прибалтика
Наиболее явными и последовательными проводниками идеи Бушландии какпротивовеса Путистану на постсоветском пространстве стали бывшиеприбалтийские республики СССР - Эстония, Литва и Латвия. Используя своечленство в Евросоюзе, "новые европейцы" предприняли максимум усилий,чтобы насолить Москве на всех фронтах. В частности, они выступилиактивными противниками проекта Nord Stream (Северо-Европейскогогазопровода), являющегося детищем российского "Газпрома" и немецкихBASF и E.ON Energie. В качестве одной из альтернатив Nord Stream вприбалтийских государствах называют проект строительства газопроводаAmber ("Янтарь"), который мог бы пройти по территории Литвы, Латвии иПольши.

Самыми проблемными в минувшем году оказались отношения Москвы иТаллина. В связи с разразившимся весной беспрецедентным в историипостсоветского пространства скандалом вокруг переноса Бронзовогосолдата в эстонской столице эти отношения достигли низшей точки заполтора десятилетия после распада СССР. При этом эстонские властистремились всячески интернационализировать конфликт с Москвой,апеллируя к общеевропейской солидарности в рамках ЕС. Пользуясь тем,что у Москвы нет мощных рычагов давления на Таллин, кроме дипломатии,эстонские власти фактически прибегли к шантажу Москвы. Они отказалиРоссии в возможности проведения в своей экономической морской зонеисследовательских работ, необходимых для реализации проекта NordStream. В итоге, фактически увязав возможность компромисса по этомувопросу с прекращением давления со стороны Москвы, эстонские властисумели серьезно осложнить реализацию стратегически важного для Россиипроекта. В Прибалтике счет 1:0 в пользу Вашингтона, активноподдержавшего "новых европейцев" в конфликте с Россией.

 

Автор: СЕРГЕЙ СТРОКАНЬ
Источник: Коммерсант-Первый рейтинг

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение