Россия, Москва

info@ia-centr.ru

В ночь музеев Москве, в галерее Фролова, открылась выставка известного азербайджанского художника Рауфа Мамедова.

13 Августа 2013

Автор:

Теги:

Новости-Азербайджан, Улькер Мехдиева. 

В ночь музеев Москве, в галерее Фролова,  открылась выставка известного азербайджанского художника Рауфа Мамедова. Выставка  продлится до 3 сентября. 

В Интервью агентству «Новости-Азербайджан»  Рауф Мамедов рассказал, почему его картины вызывают  такой широкий резонанс, и как на Родине относятся к его творчеству.

- Серия ваших работ, выставленная сейчас в галерее Фролова, называется «Прерванный ужин». Почему вы выбрали именно такое название?

- Я хочу, что в моих работах, если можно так выразиться, присутствовала вечность. Вот сидишь спокойно, начинаешь ужинать, наступают сумерки, и тут вдруг  случается какое-либо событие. По своему состоянию люди, изображенные на этой картине, находятся вне времени.  Я апеллирую к чувствам. То есть главная мысль моих работ вовсе не в том, что существуют некие библейские истории, случившиеся много лет тому назад и соотносящиеся с нашей сегодняшней жизнью. Это истории, которые происходят с нами каждый день. 

-  А почему именно «ужин»?


- Ужин – пограничное состояние между днем и ночью.  Это нечто сакральное, когда вся семья собирается за столом. Утром ведь не всегда удается позавтракать всем вместе. Другое дело – вечер, когда все дома, и можно вместе поужинать. В общем, отвечая на ваш вопрос о том, почему в качестве названия я выбрал именно «Прерванный ужин»,  я бы сказал так: «Ужин – это время, когда отсутствует время».  Тебе кажется, что ты будешь жить вечно,  и вместе с тем ты способен заглянуть в бесконечность.

- Ваша выставка 2011 года в Музее современного искусства носила название «Silentium», что в переводе с немецкого означает «молчание». Это ведь тоже символично.

- Есть такой фильм, снятый Ингмаром Бергманом, «Персона».  Героиня этого фильма – знаменитая актриса. Однажды во время спектакля она вдруг замолчала, и потом ее еще долго не могли вывести из этого состояния. Меня вдохновил этот фильм.

Картина Рауфа Мамедова "Пьета"
Картина Рауфа Мамедова "Пьета"

Кроме того, был такой теоретик постмодернизма, американец Ихаб Хасан.  Он, наверно, первым заметил, что произведения искусства эпохи постмодернизма обнаруживают тенденцию к молчанию. Молчание – некая пустота, а знак пустоты был выведен еще Малевичем. Это черный квадрат. Когда слова уже не имеют смысла, действия бесполезны, есть только молчание – абсолютный взгляд внутрь себя. Когда говоришь с самим собой, нет необходимости произносить слова. 

- Сколько времени уходит на одну работу?


- На каждую серию работ уходит полтора-два года.

- На протяжении столь долгого периода времени вы поддерживаете общение с героями своих картин. А не грустно потом с ними расставаться?

- Вот я и не расстаюсь. Они переходят у меня из одной работы в другую. Перерыв между работами составляет порой несколько лет. Если внимательно всмотреться в картины, то можно обнаружить, как тот или иной человек изменился. Вот прошло, скажем, семь лет,  и смотрят на тебя уже несколько другие глаза. 

- Сколько еще будет длиться ваша выставка в галерее Фролова?

- Выставка открылась в мае, в Ночь музеев. Руководство «Винзавода» уже дважды просило продлить выставку, потому как посетителям данная тема очень интересна, вызывает неоднозначную реакцию. Выставка продлится до 3 сентября. 

- Вас называют режиссером, художником. Кем вы себя сами ощущаете в большей степени?

- Если честно, я ощущаю себя больным человеком. Порой кажется, что столько здоровых людей вокруг, а ты от них отличаешься. Такое ощущение, что ты чем-то болен. Но давайте не будем о грустном. Хочу рассказать вам историю, которая произошла со мной в Голландии. У меня была выставка, которая имела невероятный успех. Одновременно с этим была презентация моей книги о постмодернизме. Я сидел в галерее, заходили люди, я надписывал им книги. И так получилось, что выстроилась огромная очередь. К концу дня я очень устал, поднялся к себе на мансарду. Галерея к тому времени уже закрылась, конечно же.

Дело в том, что я жил как раз на третьем этаже галереи, которая представляла собой старинное здание XVI века.  И тут вдруг меня зовут спуститься вниз, мол, кто-то ко мне пришел. Я удивился, потому что было уже девять часов вечера, я даже не понимал, кто мог прийти в это время.   Спустился, смотрю: стоит пожилой еврей с какой-то коробкой под мышкой и виновато смотрит на меня. Он протягивает мне коробку со словами «Мне кажется, я угадал с размером». Я открываю, а там лежат ботинки.  Думаю, с чего бы это. «Вы знаете, у меня выручка за сегодняшний день была такая, как за целый год» - говорит мне еврей. Оказалось, он был хозяином обувного магазина, который располагался напротив галереи. Люди, стоявшие в длинной очереди в галерею, заходили к нему в магазин и что-то приобретали. А хозяин магазина, в свою очередь, решил отблагодарить меня за бешеную выручку в тот день.

Картина Рауфа Мамедова "Пьета"
Картина Рауфа Мамедова "Пьета"


- Раз уж мы затронули тему восприятия ваших работ в других странах, не могу не спросить про Азербайджан. Как на Родине относятся к вашему творчеству?

- В декабре прошлого года я выставлял две свои работы в рамках Международного биеннале в Баку. Там негласно определяют победителя. Так вот,  все художники подходили и говорили мне: «Ты победитель!». Было очень приятно. Я думал про себя, как это можно быть победителем среди настоящих художников, я ведь не выходил с ними на старт.  Я очень хотел бы, что у меня в Азербайджане прошла какая-нибудь полноценная выставка. У каждого художника, наверное, есть порядка двух десятков человек, перед которыми он  хотел бы выставить свои работы. Такие люди в Азербайджане у меня есть.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение