В ночь музеев Москве, в галерее Фролова, открылась выставка известного азербайджанского художника Рауфа Мамедова.
Новости-Азербайджан, Улькер Мехдиева.
В ночь музеев Москве, в галерее Фролова, открылась выставка известного азербайджанского художника Рауфа Мамедова. Выставка продлится до 3 сентября.
В Интервью агентству «Новости-Азербайджан» Рауф Мамедов рассказал, почему его картины вызывают такой широкий резонанс, и как на Родине относятся к его творчеству.
- Серия ваших работ, выставленная сейчас в галерее Фролова, называется «Прерванный ужин». Почему вы выбрали именно такое название?
- Я хочу, что в моих работах, если можно так выразиться, присутствовала вечность. Вот сидишь спокойно, начинаешь ужинать, наступают сумерки, и тут вдруг случается какое-либо событие. По своему состоянию люди, изображенные на этой картине, находятся вне времени. Я апеллирую к чувствам. То есть главная мысль моих работ вовсе не в том, что существуют некие библейские истории, случившиеся много лет тому назад и соотносящиеся с нашей сегодняшней жизнью. Это истории, которые происходят с нами каждый день.
- А почему именно «ужин»?
- Ужин – пограничное состояние между днем и ночью. Это нечто сакральное, когда вся семья собирается за столом. Утром ведь не всегда удается позавтракать всем вместе. Другое дело – вечер, когда все дома, и можно вместе поужинать. В общем, отвечая на ваш вопрос о том, почему в качестве названия я выбрал именно «Прерванный ужин», я бы сказал так: «Ужин – это время, когда отсутствует время». Тебе кажется, что ты будешь жить вечно, и вместе с тем ты способен заглянуть в бесконечность.
- Ваша выставка 2011 года в Музее современного искусства носила название «Silentium», что в переводе с немецкого означает «молчание». Это ведь тоже символично.
- Есть такой фильм, снятый Ингмаром Бергманом, «Персона». Героиня этого фильма – знаменитая актриса. Однажды во время спектакля она вдруг замолчала, и потом ее еще долго не могли вывести из этого состояния. Меня вдохновил этот фильм.
![Картина Рауфа Мамедова "Пьета" Картина Рауфа Мамедова "Пьета"](http://www.newsazerbaijan.ru/images/29922/93/299229328.jpg)
Кроме того, был такой теоретик постмодернизма, американец Ихаб Хасан. Он, наверно, первым заметил, что произведения искусства эпохи постмодернизма обнаруживают тенденцию к молчанию. Молчание – некая пустота, а знак пустоты был выведен еще Малевичем. Это черный квадрат. Когда слова уже не имеют смысла, действия бесполезны, есть только молчание – абсолютный взгляд внутрь себя. Когда говоришь с самим собой, нет необходимости произносить слова.
- Сколько времени уходит на одну работу?
- На каждую серию работ уходит полтора-два года.
- На протяжении столь долгого периода времени вы поддерживаете общение с героями своих картин. А не грустно потом с ними расставаться?
- Вот я и не расстаюсь. Они переходят у меня из одной работы в другую. Перерыв между работами составляет порой несколько лет. Если внимательно всмотреться в картины, то можно обнаружить, как тот или иной человек изменился. Вот прошло, скажем, семь лет, и смотрят на тебя уже несколько другие глаза.
- Сколько еще будет длиться ваша выставка в галерее Фролова?
- Выставка открылась в мае, в Ночь музеев. Руководство «Винзавода» уже дважды просило продлить выставку, потому как посетителям данная тема очень интересна, вызывает неоднозначную реакцию. Выставка продлится до 3 сентября.
- Вас называют режиссером, художником. Кем вы себя сами ощущаете в большей степени?
- Если честно, я ощущаю себя больным человеком. Порой кажется, что столько здоровых людей вокруг, а ты от них отличаешься. Такое ощущение, что ты чем-то болен. Но давайте не будем о грустном. Хочу рассказать вам историю, которая произошла со мной в Голландии. У меня была выставка, которая имела невероятный успех. Одновременно с этим была презентация моей книги о постмодернизме. Я сидел в галерее, заходили люди, я надписывал им книги. И так получилось, что выстроилась огромная очередь. К концу дня я очень устал, поднялся к себе на мансарду. Галерея к тому времени уже закрылась, конечно же.
Дело в том, что я жил как раз на третьем этаже галереи, которая представляла собой старинное здание XVI века. И тут вдруг меня зовут спуститься вниз, мол, кто-то ко мне пришел. Я удивился, потому что было уже девять часов вечера, я даже не понимал, кто мог прийти в это время. Спустился, смотрю: стоит пожилой еврей с какой-то коробкой под мышкой и виновато смотрит на меня. Он протягивает мне коробку со словами «Мне кажется, я угадал с размером». Я открываю, а там лежат ботинки. Думаю, с чего бы это. «Вы знаете, у меня выручка за сегодняшний день была такая, как за целый год» - говорит мне еврей. Оказалось, он был хозяином обувного магазина, который располагался напротив галереи. Люди, стоявшие в длинной очереди в галерею, заходили к нему в магазин и что-то приобретали. А хозяин магазина, в свою очередь, решил отблагодарить меня за бешеную выручку в тот день.
![Картина Рауфа Мамедова "Пьета" Картина Рауфа Мамедова "Пьета"](http://www.newsazerbaijan.ru/images/29922/93/299229363.jpg)
- Раз уж мы затронули тему восприятия ваших работ в других странах, не могу не спросить про Азербайджан. Как на Родине относятся к вашему творчеству?
- В декабре прошлого года я выставлял две свои работы в рамках Международного биеннале в Баку. Там негласно определяют победителя. Так вот, все художники подходили и говорили мне: «Ты победитель!». Было очень приятно. Я думал про себя, как это можно быть победителем среди настоящих художников, я ведь не выходил с ними на старт. Я очень хотел бы, что у меня в Азербайджане прошла какая-нибудь полноценная выставка. У каждого художника, наверное, есть порядка двух десятков человек, перед которыми он хотел бы выставить свои работы. Такие люди в Азербайджане у меня есть.
Поделиться: