В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.


Друг моего врага

Минск не выдаст, Вашингтон не съест. За сына Курманбека Бакиева Максима теперь тоже есть кому заступиться. А Александр Лукашенко отныне не только риторически, но и юридически может считать себя демократом калибра Барака Обамы. По крайней мере, в киргизском измерении.

США, как и Белоруссия, отказались судить Бакиева. Причем, в отличие от Минска, не осуждать, а именно судить. Не отца, а сына. Но для Бишкека - одна фамилия: у него и тот, и другой заочно получили по 25 лет. И хотя эпизоды вроде бы разные и ситуация тоже, роднят их основания - недостаточность улик.

Хотя, когда все заварилось, казалось, шансов у Бакиева-младшего нет. По запросу США он был в прошлом октябре арестован в Британии, где скрылся от киргизского возмездия сразу после апрельского переворота 2010 года. Вашингтон запросил у Лондона экстрадицию Бакиева, чтобы он предстал перед федеральным судом по ряду обвинений, в том числе в сговоре с целью совершения мошенничества с ценными бумагами.

Бишкек торжествовал, хоть и на расстоянии. Ведь ко всему прочему такая принципиальность трактовалась и как свидетельство заокеанской поддержки новых республиканских властей. Теперь впору вести речь об обратном.

Освобождение Бакиева - это демонстрация недовольства. И это не единственный его симптом. Как-то так совпало, что вслед за этой информацией Бишкек получил еще одну неожиданную весть: Штаты потребовали от него прекратить поиски "черного ящика" потерпевшего крушение американского транспортника.

Формально - никакой взаимосвязи. Но недвусмысленно втиснутые в такую хронологическую последовательность события добавляют вистов сторонникам теории заговора. Хотя не нужна конспирология, чтобы разглядеть напряжение в отношениях.

В Вашингтоне, в отличие от Минска, пока не говорят о политическом преследовании Бакиева на родине. Но оно должно подразумеваться, коль скоро отпустили его без намека на экстрадицию. А если так, то это уже совсем не только его личное дело. Это дело межгосударственной важности.

Штаты хоть и выпустили бывшего киргизского наследника, но оставили его при себе. Не исключено - в качестве разменной монеты. Они еще вполне могут поступить с ним по-киргизски, если Бишкек ответит им проамерикански и пересмотрит свою позицию по авиабазе.

Во всяком случае, в республике никто бы не удивился, последуй из Вашингтона именно такое предложение. Депутаты уже прямо говорят, что США отчаялись воздействовать на президента Атамбаева дипломатическими методами, поэтому решили использовать против него фактор Бакиева.

Между тем Бишкек еще раз подчеркнул свою непреклонность. Глава МИД пообещал уведомить Вашингтон об освобождении "Манаса" за 180 суток до окончания срока пребывания, то есть в конце 2013 года.

При этом добавил, что Киргизия разочарована решением по Бакиеву. Вот и думают теперь эксперты, что это было: принципиальность или все-таки намек на то, что до официального извещения еще есть почти полгода.