Выступление Президента Н.А.Назарбаева на открытии 17-ой ежегодной сессии Парламентской Ассамблеи ОБСЕ

Дата:

Парламентская дипломатия играет ключевую роль в обеспечении климата доверия и взаимопонимания на всем пространстве ОБСЕ.

Деятельность Парламентской Ассамблеи особенно важна для национальных парламентов стран, вовлеченных в демократическое строительство, развитие гуманитарных и правовых стандартов.
Именно парламентарии, являясь народными избранниками, могут максимально соотнести продвигаемые ОБСЕ политические идеи с потребностями и чаяниями простых людей, с контекстом культурно-цивилизационного многообразия.

Это особенно важно в современных условиях, когда международная обстановка приобретает все более сложный и неустойчивый характер.

Ее повестку определяют финансово-экономический, энергетический, продовольственный и экологический кризисы, последствия которых ощущают все без исключения страны мира. Все это требует глобального ответа в форме как можно более широкого международного сотрудничества.

Состояние, близкое к параличу, испытывает система глобальной безопасности на основе режима нераспространения. Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) носит асимметричный характер, налагает санкции только на неядерные государства, не побуждает членов ядерного клуба к сокращению ядерных арсеналов и разоружению. Эта несправедливость ведет к невыполнению ДНЯО.

Не менее серьезные тенденции происходят в мировой экономике. Значительная девальвация доллара США, в особенности против валют Китая, Японии и Европы, привела к расшатыванию его позиций в качестве мировой резервной валюты.

Это заставляет многих по-новому взглянуть на глобальные финансовые механизмы и ставит в повестку дня вопрос о многополярной финансовой системе. Мы знаем о планах России к 2020 году сделать рубль региональной резервной валютой. Подобные идеи есть в арабском мире, в Латинской Америке, в Юго-Восточной Азии.

Глубокие геополитические изменения, произошедшие в последние годы, приводят к пониманию, что уже не существует только европейской или только азиатской безопасности. Нестабильность в том или ином государстве представляет угрозу безопасности всей Евразии.

Именно вопросы безопасности являются основным содержанием деятельности ОБСЕ. Как наша Организация будет обеспечивать безопасность и стабильное развитие государств-членов? Ответ на этот вопрос еще предстоит дать.

С момента обретения независимости Казахстан являет собой пример государства, которое вносит реальный вклад в укрепление региональной и глобальной безопасности.

Важным историческим решением нашей страны с первых дней независимости стало закрытие Семипалатинского ядерного полигона, добровольный отказ от ракетно-ядерного арсенала, четвертого по мощности в мире, полное уничтожение его инфраструктуры.

Наша страна была и остается активным участником широкого международного сотрудничества, направленного на ядерное разоружение и нераспространение, борьбу с международным терроризмом, религиозным экстремизмом, наркоторговлей и другими современными угрозами.

Мы также осознаем свою роль как ответственного участника региональных и глобальных экономических процессов. Казахстан является важным элементом системы глобальной энергетической инфраструктуры, входит сегодня в число крупных экспортеров углеводородного сырья. Эта роль нашей страны будет возрастать.

В условиях мирового продовольственного кризиса, Казахстан, являясь одним из лидеров по производству зерна и муки в мире, обладая возможностью значительно расширить посевные площади для многих сельскохозяйственных культур, представляет собой благодатную почву для лучших аграрных технологий и новых инвестиций.

Итак, Казахстан имеет избыточные энергетические и продовольственные ресурсы, способен увеличить их поставку на мировой рынок при условии масштабных инвестиций и внедрения технологий, имеющихся у европейских стран. Такая кооперация будет выгодной всем, поможет снижению мировых цен.

Мы готовы тесно работать с внешним миром по формуле "ресурсы - технологии - инвестиции".

Всемирный Банк включил нашу страну в список 20 стран мира, наиболее привлекательных для инвестиций. Среднегодовой рост валового внутреннего продукта в течение 8 лет составляет 10%. Золотовалютные резервы превысили 50 миллиардов долларов. За годы независимости в Казахстан привлек около 100 миллиардов долларов прямых иностранных инвестиций - это 80 % инвестиции, которые пришли в Центральную Азию. В последние годы наша страна сама становится активным инвестором - вложила в другие страны, в том числе соседние, 4,5 миллиарда долларов.

Высокие темпы роста позволили нам достигнуть в 2007 году двукратного увеличения экономики по сравнению с 2000 годом, а к 2015 году мы увеличим ее в три раза.

Опираясь на эти успехи, Казахстан поставил своей задачей войти в ближайшие годы в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Наша цель - осуществить диверсификацию экономики в сторону индустриально-инновационной модели.

Одновременно Казахстан выстраивает многовекторную внешнюю политику. А это непросто. В свое время Наполеон высказал мысль о том, что "политика государства заключается в его географии".

Наша стратегия базируется на географическом положении Казахстана. Мы находимся здесь, в центре Азии, так распорядился Всевышний. У нас большая граница с Китаем (1700 км), еще больше - с Россией (7,5 тысяч км), недалеко на юге - бурлящий исламский мир, включая такие страны, как Афганистан, Пакистан, Иран и Ирак.

На западе - Каспий, по сути, вторая мировая "кладовая" нефти и газа. Важно, чтобы Каспий оставался регионом стабильности, и его ресурсы служили процветанию прикаспийских государств, которые поставляли бы на мировой рынок еще больше энергоресурсов.

Мы - на серьезном геополитическом, геоэкономическом и транзитном перекрестке. Мы небольшое государство, нас всего 16 миллионов. Но мы хотим быть современной, демократической и процветающей страной. И мы всегда благодарны за добрые советы наших друзей.

Для достижения этой цели мы работаем изо дня в день, не покладая рук. Создаем новую несырьевую экономику.

Для обеспечения безопасности в регионе по нашей инициативе создано Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии - своеобразный азиатский аналог ОБСЕ, Шанхайская Организация сотрудничества, Евразийское экономическое сообщество. Все эти организации активно поддерживаются Казахстаном. Для нас важно создание экономического союза центрально-азиатских стран, которое стало бы гарантом стабильности и развития региона.

Казахи много веков боролись за свою землю, за свою независимость. Сохранение и укрепление независимости является главной целью всей нашей работы. Мы немало сделали, но предстоит сделать намного больше. Для этого нужно развитие. А для развития нужна внутренняя стабильность и неуклонное улучшение жизни нашего народа. Этой главной цели подчинена вся наша работа по проведению, как экономических, так и политических реформ.

Поэтому наш главный вектор - через рост экономики обеспечить развитие современных систем образования и здравоохранения, социального обеспечения.

Сюда же примыкает проблематика гуманитарного развития, включая вопросы защиты прав граждан и социальных групп. Для нас реальное равноправие и укрепление согласия между всеми этническими и религиозными группами является одной из главных ценностей.

В Казахстане проживают более 130 национальностей, принадлежащих 46 религиозным конфессиям. На заре нашей независимости некоторые аналитики предрекали нам развал, хаос и внутреннюю гражданскую войну. Слава богу, мы избежали всего этого.

Наша страна успешно претворяет в жизнь собственную уникальную модель межкультурного и межрелигиозного диалога. Это важная часть нашего движения к демократии.

С 2003 года наша столица Астана стала центром глобального межконфессионального диалога - Съезда лидеров мировых и традиционных религий. Этот уникальный форум служит взаимопониманию и партнерству между различными народами. В следующем году мы планируем провести 3-й Съезд уже под эгидой ООН.

Мы выдвинули инициативу по налаживанию диалога между Западом и исламским миром. Могу сказать, что она вызвала большой интерес у стран-участниц Организации Исламской Конференции. Надеюсь, что она будет адекватно оценена в Европе.

Кстати, члены ОИК решили провести следующую конференцию в 2011 году в Казахстане.

Уважаемые дамы и господа!

Будучи избранным председателем ОБСЕ, Казахстан поставил своей целью укрепление Организации как форума для равноправного диалога, обмена позитивным опытом и поиска эффективных решений. Мы выступаем за превращение ОБСЕ в мощную организацию в условиях возрастающих вызовов и угроз.

Несмотря на существующие разногласия, потенциал ОБСЕ, заложенный 33 года назад в Хельсинки, продолжает оставаться прочным.

Мы выступаем за трансформацию деятельности ОБСЕ в соответствии с интересами всех ее участников. Рассматриваем предстоящее председательство как хорошую возможность придать "новое дыхание" взаимодействию стран-участниц Организации.

Мы намерены акцентировать внимание на решении насущных проблем безопасности и содействии межкультурному и межконфессиональному диалогу, усилиях по нивелированию новых разделительных линий в Европе, поиску объединяющих факторов для стран евроатлантической и евроазиатской "зон" ответственности Организации.

Мы будем всемерно содействовать усилиям ОБСЕ по борьбе с расизмом, нетерпимостью и дискриминацией. Рассчитываем, что председательство Казахстана в ОБСЕ будет способствовать решению проблем Центрально-азиатского региона и значительной активизации его сотрудничества с Европой, а также совместному решению проблем Афганистана.

Европа и Азия - единый субконтинент, переплетенный множеством исторических, экономических связей. Без объединения усилий нельзя эффективно бороться с современными вызовами, обеспечить безопасность. Я верю, что по примеру Европейского Союза мы в будущем придем к созданию Евразийского Союза. Этого требует благополучие нашего большого континента - Евразия.

Решение о председательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году подтолкнуло нас к разработке специальной программы под названием "Путь в Европу". Она отражает нашу заинтересованность в более широком взаимодействии с европейскими странами в области энергетики, транспортного транзита, трансферта технологий, образования, гуманитарного сотрудничества.

Безусловно, важной частью этой программы, а также стратегических планов развития страны является совершенствование общественных институтов.

Наше понимание демократических процессов базируется на двух принципиальных моментах. Во-первых, наличие ряда универсальных принципов демократии. Во-вторых, существование национально-культурных особенностей в механизмах реализации этих принципов.

"Казахстанский путь" продвижения к демократическому обществу - это реалистический сценарий, достоинство которого состоит в эффективном достижении цели.

Потенциал казахстанской Конституции, которая базируется на современной демократической модели, в настоящий момент позволяет реализовать несколько очень важных направлений дальнейшей демократизации общества.

Во-первых, это создание правового механизма, позволяющего сформировать парламент с участием не менее двух партий.

Во-вторых, создание более благоприятных условий для государственной регистрации политических партий.

В то же время необходимо ясно понимать, что создание партий должно строго соответствовать Конституции страны.

В-третьих, совершенствование процедурных моментов электорального процесса.

В-четвертых, необходимо снять излишние бюрократические барьеры, регулирующие деятельность средств массовой информации. Но при этом государство должно следить за тем, чтобы деятельность СМИ не стала причиной нарушения прав человека, социальной и конфессиональной толерантности, общественной безопасности нашей страны.

Эти принципы и предложения, надеюсь, будут рассмотрены нашим Парламентом.


г.Астана, 29 июня 2008 г.

Источник - Сайт Президента Н.Назарбаева

Поделиться:

Дата: