Avesta.Tj| Выступаяперед Конгрессом США, глава Центрального командования США генерал Джеймс Мэттис(James Mattis) сообщил, что им дано указание сотрудникам американской разведкинаметить круг «информационных продуктов» для предоставления их «наиболеедоверенным партнерам» в регионах, включая Центральную Азию:
«В ходе моих поездок по территории,входящей в сферу ответственности Центрального командования, и ознакомления сновыми перспективными инициативами и рисками, которые представляют собоймногочисленные опасности и проблемы, ко мне обращались руководители военныхструктур региона с просьбой о расширении обмена разведывательной информациимежду нашими военными ведомствами. Многие из них выказывают решимость в планепринятия жестких решений и направления ограниченных ресурсов в приоритетномпорядке на задачи, связанные с оказанием отпора противнику, стремящемусядестабилизировать ситуацию в их странах и использовать их территорию дляпланирования и организации нападений на США. Учитывая это, а также дабыпродемонстрировать нашу приверженность решению поставленных задач, япроинструктировал разведывательное сообщество приступить к разработке кругасоответствующих продуктов для наших наиболее доверенных партнеров в восточнойчасти Средиземного моря, на Аравийском полуострове, в странах Центральной Азии,а также в Южной Азии в качестве стандартной процедуры, а не исключения изправил.
В этом меня поддерживает внимание,которое уделяется данным вопросам Управлением директора Национальной разведки.Акцент, который делает директор Клэппер в вопросе подготовки разведывательнымсообществом разведывательной информации образом, повышающим нашу возможностьответственно обмениваться этими данными с нашими военными коллегами, позволяетсплотить фронт против нашего общего врага и укрепить доверие со стороны нашихпартнеров из числа зарубежных государств. Мы благодарны нашемуразведывательному сообществу за гибкий и находчивый подход, с помощью которогооно помогает развить нашу деятельность по срыву замыслов противника».
Как отмечает Роджер МакДермотт (RogerMcDermott) в своей весьма достойной статье в новом выпуске обозрения Jane'sIntelligence Review (распространяется только по подписке) под названием«Поговорим о пробелах – Проблемы вакуума в сфере безопасности в ЦентральнойАзии» (Touching the void - Security vacuum issues in Central Asia),центральноазиатские разведывательные агентства – довольно проблематичныепартнеры, в лучшем случае бесполезные, в худшем – представляющие собойинструмент подавления:
«Разведывательные агентствацентральноазиатских республик объединены общим происхождением и подходом ксвоей деятельности. Они вышли из главного органа безопасности советских времен,КГБ, и в большинстве случаев не претерпели особых изменений. Общие корнипропитывают собой всю деятельность данных разведывательных структур и отношениек ним как к стражам режима. Данная отличительная особенность весьма важна,поскольку сотрудники разведок центральноазиатских государств блюдут главнымобразом интересы правящего режима, а не сосредоточены на отражении угрозгосударству. Лишь Казахстан разделил свои службы внешней и внутренней разведки,отойдя от привычной практики концентрации власти в руках единого ведомства. Темне менее, наследие советских времен, оказывающее влияние на функционированиеозначенных структур, проявляется в целом ряде таких их слабых мест, какнедооценка открытых источников информации и тенденция устраивать сенсацию издокладов правительству.
От западных коллег эти структурыотличает целый ряд факторов, подчеркивая немалые сложности, стоящие перед нимипри оценке транснациональных и специфических угроз для государства, связанныхконкретно с Афганистаном. В отличие от западных разведывательных структур,потенциал по сбору разведданных и их анализу в республиках Центральной Азиирастрачивается на наблюдение за внутриполитической оппозицией и деятельностьюфизических и юридических лиц, занимающихся продвижением прав человека. Болеетого, сотрудники данных разведывательных структур посвящают свои рабочие часырасследованиям дел о коррупции среди должностных лиц и, в ряде случаев,содействию собственному коррупционному рэкету».
(Генерал Мэттис говорил об обменеинформацией с «военными коллегами», а Роджер МакДермотт выражает мнение, что сбольшой долей вероятности выгодоприобретателями здесь будут выступать пришедшиена смену КГБ структуры – которые США уже помогают обучать и экипировать).
Следует отметить, что в своемвыступлении по Центральной Азии Джеймс Мэттис прибег к такому понятию, какоценка угроз с привязкой к Афганистану, дискредитировавшему себя в глазах наиболеесерьезных обозревателей региона (в том числе собственных разведывательныхкругов США):
«Перед Центральной Азией стоят те жесамые угрозы, исходящие с приграничных районов Афганистана, и военная помощьЦентрального командования США сосредотачивается на укреплении потенциала вборьбе с вооруженными экстремистами. Мы привержены задаче недопущенияиспользования вооруженными экстремистскими формированиями территорииЦентральной Азии в качестве базы для террористических операций, а также задачеукрепления связей, основанных на общем понимании угроз со сторонытеррористических, криминальных элементов и наркотрафика. Военная помощьсосредоточена главным образом на укреплении потенциала в борьбе с терроризмом».
Описание, данное генералом Мэттисомвоенным связям с Узбекистаном, – за разведслужбами которого закрепилась самаянелестная репутация из всех аналогичных служб региона – дает основаниеполагать, что данная республика, возможно, будет подпадать под категорию«доверенных партнеров», могущих рассчитывать на получение содействия со стороныразведслужб США:
«Наши взаимоотношения с Узбекистаномпродолжают целенаправленно и сбалансировано улучшаться, что диктуетсясоображениями региональной безопасности, расширения Северной сети поставок ивзаимной выгоды. Сотрудничество в сфере безопасности служит задаче расширениядоступа и роста влияния США на процесс становления и развития взаимодействия вгуманитарной и демократизационной областях. Недавно нами были подписаны новыесоглашения о предоставлении новых важных возможностей в поддержку Афганистана.Мы рассчитываем, что это сотрудничество будет постепенно, шаг за шагом,развиваться во имя отражения общих угроз в сфере безопасности».
Не зная, что будут собой представлятьэти самые «информационные продукты», нельзя оценить их потенциальноевоздействие. В лучшем случае, предоставление разведданных о подлинных внешнихугрозах может подтолкнуть службы и госкомитеты национальной безопасностиЦентральной Азии сместить приоритеты с борьбы с политической оппозицией нанастоящие угрозы в сфере безопасности. Однако представляется гораздо болеевероятным, что руководство центральноазиатских республик применит полученныеразведданные тем же образом, что и преимущественно всю остальную иностраннуюпомощь, на цели, представляющее для него наибольший интерес, а именносохранения собственной власти.
Источник EurasiaNet