К визиту Д. Медведева в Баку.
Как уже сообщалось, 3-4 июля с первым официальным визитом в Азербайджан прибывает новый президент России Дмитрий Медведев.
Вопросы, связанные с предстоящим визитом были обсуждены накануне в Москве в ходе встречи заместителей министров иностранных дел двух стран - Григория Карасина и Халафа Халафова. Решено, что в ближайшее время в Баку для подготовки визита президента Медведева прибудет экспертная группа МИД России. Российские и азербайджанские эксперты обсудят документы и соглашения, которые подпишут главы государств в ходе предстоящего визита.
Но главным остается вопрос, какие именно ожидания связывает с этой поездкой Д.Медведев. Известно, что после Баку 4 июля самолет президента РФ возьмет курс на Ашгабат. В этой связи уже высказываются различные соображения. Не исключено, что Медведев попытается отговорить Баку от лоббирования идеи прокладки Транскаспийского газопровода по дну моря из Туркменистана в Азербайджан, и взять обещание с Гурбангулы Бердымухаммедова не идти навстречу предложениям Запада в этом вопросе. С другой стороны, Медведев наверняка предпримет очередную попытку склонить официальный Баку к согласию на прозвучавшее недавно предложение "Газпрома" о скупке практически всего газа с месторождения "Шахдениз", с ресурсами которого тоже связывают надежды западные партнеры Азербайджана. Наконец, не совсем ясно, какие позиции может выразить в Баку Медведев относительно подходов нового руководства РФ к решению карабахского конфликта.
В преддверии визита московские издания сообщают, что "Россия сделала лестное энергетическое предложение Азербайджану - "Газпром" предложил закупать азербайджанский газ по рыночным ценам на основе долгосрочного договора. Между тем Азербайджан не собирается сдавать своих позиций. Так, Алиев уже неоднократно давал понять, что пришло время решать карабахский вопрос. Он, скорее всего, будет обсуждаться на встрече Дмитрия Медведева с Ильхамом Алиевым".
Между тем азербайджанский политолог Расим Мусабеков высказал предположение, что в "рамках предстоящего визита Медведева в Баку российская сторона намерена внести предложения по расширению сотрудничества, и чтобы заинтересовать Азербайджан, президент России в виде "приза" должен представить конкретный план по урегулированию карабахского конфликта. "Медведеву с инициативой о совместном сотрудничестве в газовой политике, но без серьезного предложения по решению армяно-азербайджанского конфликта приезжать в Баку не стоит", - отметил Мусабеков.
При этом вчера появилась интересная новость как раз на "газовую" тему. Участники проекта "Шахдениз" не готовы рассматривать российский "Газпром" в качестве покупателя газа. Об этом заявил президент компании Statoil Hidro Azеrbaidjan, являющейся коммерческим оператором проекта, Кристиан Хаускен. Коммерческий оператор разработки сообщил также, что природное топливо, которое будет добываться со второго этапа разработки проекта "Шахдениз", будет направлено не на российский рынок, а по трубопроводу NABUCCO в Грецию, и далее в Италию.
После состоявшейся 24 июня встречи с армянским президентом Саркисяном Медведев не преминул заметить, что "приоритеты России остаются неизменными - кризисные очаги в Закавказье должны "гаситься" исключительно мирными средствами, в устоявшихся форматах и в строгом соответствии с международным правом". Как отметил Д.Медведев, "все это в полной мере относится к ситуации вокруг Нагорного Карабаха". Д.Медведев сообщил, что говорил с президентом Армении "о дополнительных возможностях интенсификации переговорного процесса по Нагорному Карабаху, к которому есть интерес с обеих сторон".
Высказывая свои соображения по поводу предстоящего визита, политолог Расим Агаев отметил, что объясняется он в первую очередь двумя объективными факторами. "Первый фактор состоит в геополитическом сосуществовании России со своим окружением, он связан с проблемами, возникшими в связи с распадом СССР, образованием новой системы независимых государств. Россия пересмотрела некоторые аспекты своей внешнеполитической деятельности, которые выработались во времена Горбачева и Ельцина. И пересмотрела она их, как выразился тот же Медведев в Казахстане, в сторону реинтеграции связей. Хочу также обратить внимание на то, что незадолго перед уходом с поста президента В.Путин открыто заявил: "Я хочу, чтобы все знали, что главным направлением нашей деятельности на постсоветском пространстве является восстановление Союза". Он не стал уточнять, что это за "союз", но видна очевидная связь, преемственность в новой трактовке взаимоотношений Москвы со странами СНГ. И в этом ряду особое место занимает Южный Кавказ. Второй момент, который надо тоже учитывать, заключается в том, что идет упорная позиционная борьба между Западом, прежде всего США, и Россией за утверждение на том евразийском окружении, над которым до сих пор довлела Москва. Но Америка и Запад уже нашли контакты, серьезные разносторонние отношения с этим ареалом и прежде всего с Южным Кавказом. И хотя ситуация не выливается в конфронтацию, но упорное и настойчивое стремление каждой стороны утвердить свои позиции, налицо. В конкретном приложении, я полагаю, что в портфеле у Медведева перед прилетом в Баку есть уже предложения и "Газпрома", и по углеводородной транспортировке ресурсов с наших месторождений, и есть наверное что-то касающееся Нагорного Карабаха, но отнюдь не новое. Ибо конфликты на постсоветском пространстве, порожденные недальновидной политикой предшественников Медведева - Горбачева и Ельцина, их неправильной травктовкой взаимоотношений с исторически сложившимся ареалом, привели к тому, что мы имеем. То есть Россия повинна в существовании наших конфликтов, и мы видим, что путинская Россия также не нашла ничего лучшего, кроме как продолжать делать ставку на удобного ей сателлита Армению, в ущерб собственным интересам выстраивания перспективных и оптимальных отношений с куда более важным союзником, каким мог бы стать Азербайджан. Влияние которого выше с точки зрения развития энергетического сектора, стратегического положения, не говоря уже о том, что в дальнейшем Азербайджан как мусульманская страна может играть серьезную роль в укреплении русско- тюркского сотрудничества. Он имеет большее значение, чем верноподданическая Армения. Это самое уязвимое место в отношениях Москвы с Баку. Россия не нашла ключа к проблеме Карабаха, потому что не желает отказаться от старой, изжившей себя политики, основанной на том, что межнациональный конфликт делает уязвимыми и податливыми обе стороны. Это недальновидный подход".
Р.ОРУДЖЕВ
№ 114(1836) Чт., 26 Июня 2008
Эхо |
Поделиться: