Рейтинг вузов: МГУ и ВШЭ в лидерах
Дата:
Российский союз ректоров и Высшая школа экономики (ВШЭ) представили рейтинг российских вузов в соответствии с предпочтениями абитуриентов – победителей школьных олимпиад в 2012 году. Первые два места занимают МГУ и ВШЭ. В топ-10 вошли Московский физико-технический институт и Московский государственный институт международных отношений МИД России. В двадцатке появились новые образовательные заведения – Уральский федеральный университет, Томский государственный университет, Сибирский государственный медицинский университет, Российская академия народного хозяйства и госслужбы.
По словам ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, «Олимпиады – важный канал пополнения нашей высшей школы, канал, который сформировался фактически одновременно с ЕГЭ и без которого ЕГЭ работал бы не столь эффективно. Дело в том, что есть отбор по освоенным знаниям, а есть отбор по таланту. Есть отбор по полноте, совершенству освоения школьной программы, и есть отбор тех, кто вышел уже в школе за пределы школьной программы, кто заинтересовался тем или иным предметом, кто проявляет свое «я», свою творческую самостоятельность, и высшая школа нуждается в обоих этих каналах. Очень важно, чтобы олимпиады, которые проводит у нас и Министерство образования и науки, это всероссийские олимпиады, и Российский союз олимпиад школьников, который работает на основе Российского союза ректоров, возглавляемого Виктором Садовничим, эти олимпиады работали бы эффективно.
Как определяются критерии эффективности и признания обществом этих олимпиад?
Во-первых, олимпиады должны быть абсолютно прозрачно организованы. Здесь исключительно значение имеет репутация вуза, который проводит олимпиады. Чтобы снять сомнения, которые могут возникать в результате того, что это не ЕГЭ, степень защиты работ ниже, и степень субъективности при оценке олимпиадных результатов выше, мы советуем вузам–организаторам олимпиад создавать олимпиады на межвузовской основе. Это позволяет отсечь ощущения, что это вуз организовал для себя, там знакомых будут принимать. Сейчас большинство олимпиад, которые проводит Российский совет олимпиад школьников, - это олимпиады, которые целые группы вузов на паритетной основе между собой организуют.
Во-вторых, олимпиады должны начинаться не в последнем выпускном классе. Если мы олимпийское движение, творческие конкурсы будем сосредотачивать только в выпускном, 11 классе, естественным образом общество будет это воспринимать просто как канал поступления в вузы, и вместо того, чтобы отбирать и поощрять таланты, у нас к олимпиадам начнут готовиться с репетиторами, также как к ЕГЭ сейчас готовятся с репетиторами, и изначально благородная цель будет профанирована. Поэтому олимпиады должны начинаться раньше – в восьмом классе, в седьмом классе.
В этом году значительно возросло количество олимпиад, которые начались раньше, чем в 11 и в 10 классе. Это, безусловно, показатель роста доверия общества к олимпиадам и заинтересованности просто в творческих соревнованиях, а не в том, чтобы с помощью олимпиады поступить в тот или иной вуз».
По словам генсека Российского Союза ректоров Ольги Кашириной, «уже три года Союз ректоров совместно с ВШЭ проводит исследование академических предпочтений олимпиадников, мы выявляем все новые и новые феномены в образовательной сфере и не только. Топ-10 этого списка составили университеты, пять первых – это московские университеты, остальные – федеральные и национальные исследовательские, что, безусловно, подтверждает их общественную и деловую репутацию и все возрастающий интерес со стороны абитуриентов. Кроме того, мы отмечаем усиление роли региональных университетов. Они не столь малы для данного региона, но в общероссийском масштабе они не на слуху и не входят в пул сорока ведущих университетов. Это Алтайский государственный университет, университеты в Томске, которые не являются национальными исследовательскими. Это очень правильный маркер в отношении академической политики вузов, которую проводят университеты. Я обнаружила вузы, которые не проводят сами олимпиады, но при этом олимпиадники, участвующие в олимпиадах в столичных городах, возвращаются туда. Наметилась траектория оттока талантов в провинцию, и это тоже требуют исследования социальных портретов людей, которые едут на Дальний Восток, в Сибирь для того, чтобы получать образование. Этому способствуют очень сильные не только личные устремления школьников и родителей и не только новый академический взгляд вузов этих регионов и маркетинговые сильные стратегии, которые начинают уже выстраиваться.
Кроме того, речь идет об инфраструктурных проектах, социально-экономической политике в целом. Дальневосточный регион в этом году оказался абсолютным лидером по числу притока дипломантов олимпиад. АТЭС – это только один из примеров. Маленький поселок Углегорск в Амурской области, где строится космодром «Восточный», и под этот проект уже закладываются сетевые проекты нескольких университетов как Москвы, так и Дальнего Востока и Урала. Южноуральский государственный университет участвует в этом проекте тоже. Следующий год тоже явит собой укрепление этого региона, ибо вот миграция показывает и доверие общества к тем огромным проектам, тому вниманию, которое уделяется развитию регионов сегодня».
«Доля вузов, которые рассматривается олимпиадниками как вузы, имеющие хорошую, сильную репутацию, в России увеличилась, - говорит Ярослав Кузьминов. - Если раньше мы могли говорить о 40-50 вузах, сейчас мы можем говорить о 70-100 вузах. Восстановление доверия населения, абитуриентов к более широкой группе высших учебных заведений – это показатель восстановления, возрождения нашей высшей школы. Если мы возьмем лидирующую двадцатку, то здесь есть некоторые изменения, но они невелики. Добавился в двадцатку Уральский федеральный университет, Томский государственный университет, которые на прошлом этапе просто не предоставляли данных - у них просто мало было победителей. Сейчас они заняли, соответственно, 12-е и 14-е места. Добавился Сибирский медицинский университет, очень сильный, куда сразу 103 человека поступило. Добавилась Российская академия народного хозяйства и государственной службы. Мы можем увидеть, что даже в топ-20 вошли новые вузы, а топ-20 – это больше 80 человек, больше 80 победителей олимпиад, это довольно большая цифра».
По словам ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова, «Олимпиады – важный канал пополнения нашей высшей школы, канал, который сформировался фактически одновременно с ЕГЭ и без которого ЕГЭ работал бы не столь эффективно. Дело в том, что есть отбор по освоенным знаниям, а есть отбор по таланту. Есть отбор по полноте, совершенству освоения школьной программы, и есть отбор тех, кто вышел уже в школе за пределы школьной программы, кто заинтересовался тем или иным предметом, кто проявляет свое «я», свою творческую самостоятельность, и высшая школа нуждается в обоих этих каналах. Очень важно, чтобы олимпиады, которые проводит у нас и Министерство образования и науки, это всероссийские олимпиады, и Российский союз олимпиад школьников, который работает на основе Российского союза ректоров, возглавляемого Виктором Садовничим, эти олимпиады работали бы эффективно.
Как определяются критерии эффективности и признания обществом этих олимпиад?
Во-первых, олимпиады должны быть абсолютно прозрачно организованы. Здесь исключительно значение имеет репутация вуза, который проводит олимпиады. Чтобы снять сомнения, которые могут возникать в результате того, что это не ЕГЭ, степень защиты работ ниже, и степень субъективности при оценке олимпиадных результатов выше, мы советуем вузам–организаторам олимпиад создавать олимпиады на межвузовской основе. Это позволяет отсечь ощущения, что это вуз организовал для себя, там знакомых будут принимать. Сейчас большинство олимпиад, которые проводит Российский совет олимпиад школьников, - это олимпиады, которые целые группы вузов на паритетной основе между собой организуют.
Во-вторых, олимпиады должны начинаться не в последнем выпускном классе. Если мы олимпийское движение, творческие конкурсы будем сосредотачивать только в выпускном, 11 классе, естественным образом общество будет это воспринимать просто как канал поступления в вузы, и вместо того, чтобы отбирать и поощрять таланты, у нас к олимпиадам начнут готовиться с репетиторами, также как к ЕГЭ сейчас готовятся с репетиторами, и изначально благородная цель будет профанирована. Поэтому олимпиады должны начинаться раньше – в восьмом классе, в седьмом классе.
В этом году значительно возросло количество олимпиад, которые начались раньше, чем в 11 и в 10 классе. Это, безусловно, показатель роста доверия общества к олимпиадам и заинтересованности просто в творческих соревнованиях, а не в том, чтобы с помощью олимпиады поступить в тот или иной вуз».
По словам генсека Российского Союза ректоров Ольги Кашириной, «уже три года Союз ректоров совместно с ВШЭ проводит исследование академических предпочтений олимпиадников, мы выявляем все новые и новые феномены в образовательной сфере и не только. Топ-10 этого списка составили университеты, пять первых – это московские университеты, остальные – федеральные и национальные исследовательские, что, безусловно, подтверждает их общественную и деловую репутацию и все возрастающий интерес со стороны абитуриентов. Кроме того, мы отмечаем усиление роли региональных университетов. Они не столь малы для данного региона, но в общероссийском масштабе они не на слуху и не входят в пул сорока ведущих университетов. Это Алтайский государственный университет, университеты в Томске, которые не являются национальными исследовательскими. Это очень правильный маркер в отношении академической политики вузов, которую проводят университеты. Я обнаружила вузы, которые не проводят сами олимпиады, но при этом олимпиадники, участвующие в олимпиадах в столичных городах, возвращаются туда. Наметилась траектория оттока талантов в провинцию, и это тоже требуют исследования социальных портретов людей, которые едут на Дальний Восток, в Сибирь для того, чтобы получать образование. Этому способствуют очень сильные не только личные устремления школьников и родителей и не только новый академический взгляд вузов этих регионов и маркетинговые сильные стратегии, которые начинают уже выстраиваться.
Кроме того, речь идет об инфраструктурных проектах, социально-экономической политике в целом. Дальневосточный регион в этом году оказался абсолютным лидером по числу притока дипломантов олимпиад. АТЭС – это только один из примеров. Маленький поселок Углегорск в Амурской области, где строится космодром «Восточный», и под этот проект уже закладываются сетевые проекты нескольких университетов как Москвы, так и Дальнего Востока и Урала. Южноуральский государственный университет участвует в этом проекте тоже. Следующий год тоже явит собой укрепление этого региона, ибо вот миграция показывает и доверие общества к тем огромным проектам, тому вниманию, которое уделяется развитию регионов сегодня».
«Доля вузов, которые рассматривается олимпиадниками как вузы, имеющие хорошую, сильную репутацию, в России увеличилась, - говорит Ярослав Кузьминов. - Если раньше мы могли говорить о 40-50 вузах, сейчас мы можем говорить о 70-100 вузах. Восстановление доверия населения, абитуриентов к более широкой группе высших учебных заведений – это показатель восстановления, возрождения нашей высшей школы. Если мы возьмем лидирующую двадцатку, то здесь есть некоторые изменения, но они невелики. Добавился в двадцатку Уральский федеральный университет, Томский государственный университет, которые на прошлом этапе просто не предоставляли данных - у них просто мало было победителей. Сейчас они заняли, соответственно, 12-е и 14-е места. Добавился Сибирский медицинский университет, очень сильный, куда сразу 103 человека поступило. Добавилась Российская академия народного хозяйства и государственной службы. Мы можем увидеть, что даже в топ-20 вошли новые вузы, а топ-20 – это больше 80 человек, больше 80 победителей олимпиад, это довольно большая цифра».
Поделиться:
Дата: