Таллин хочет быть авиацентром, как Рига
Насколько вероятно объединение двух национальных авиакомпаний Латвии и Эстонии? На каких условиях эстонцы готовы на слияние? Эти вопросы обсуждали два министра — эстонский Юхан Партс и латвийский Айвис Ронис.
Небо для двоих
Еще несколько лет назад у каждой балтийской страны имелась своя национальная авиакомпания — латвийская airBaltic, эстонская Estonian Airи литовская flyLAL. В январе 2009 года компания flyLAL прекратила свою работу, став банкротом.
Оказалось, что в условиях свободного рынка и единых европейских правил, запрещающих государствам прямое дотирование авиаперевозчиков, выдержать конкуренцию на рынке с общим населением в 6 млн человек не так-то и просто.
Да и вообще европейская авиация сейчас переживает крайне тяжелые времена. Международная ассоциация воздушного транспорта IATA сообщила, что убыток европейских авиакомпаний в текущем году составит 1,2 млрд долларов США. Европейские авиаперевозчики страдают от экономического кризиса, высоких налогов, недостаточно эффективного управления инфраструктурой и воздушным движением, а также обременительной регулятивной средой. И главное — непомерно высокими ценами на нефть. В то же время в Европе наблюдается очень агрессивная экспансия дешевых авиаперевозчиков, что вынуждает остальные авиакомпании снижать цены.
Вот и оставшиеся еще в Балтии авиаперевозчики находятся в постоянном кризисе. В 2011 году airBaltic чуть не пошла по стопам flyLAL. Из-за неумелых высказываний о финансовом состоянии предприятия бывшего министра экономики Артиса Кампарса, накопившихся убытков и проблем частного акционера государству пришлось вмешаться в дело. В результате клету этого года ситуацию удалось переломить — предприятие стало приносить прибыль. Правда, этот год в целом компания завершит все же с убытками. Выйти на ноль airBaltic планирует в 2013 году, а в плюсы — в 2014-м.
Estonian Air также хвастаться особыми успехами не может. На днях правительство соседней страны сообщило, что выделит предприятию кредит в8,3 млн евро, дабы обеспечить авиасообщение Эстонии с важнейшими аэропортами мира. 1 января Эстония отправит соответствующую просьбу в Еврокомиссию, а к 28 февраля
Министерство экономики страны должно подготовить план реструктуризации Estonian Air. Похоже, авиапредприятие ждет все то, через что уже прошел airBaltic.
Только за 9 месяцев этого года убытки Estonian Air достигли 20,3 млн евро. В октябре в отставку в полном составе отправилось правление компании. В том числе и перебежчик Теро Таскила, который ранее работал вairBaltic, а затем стал исполнительным директором Estonian Air.
Ни да, ни нет
На прошлой неделе в Ригу с коротким визитом приехал министр экономикиЭстонии Юхан Партс. Примечательно, что в латвийскую столицу он прибыл для встречи с министром сообщения нашей страны Айвисом Ронисом.
Одна из главных тем для обсуждения — возможное объединение двух авиакомпаний. Инициатором переговоров стала как раз латвийская сторона. Эстонцы к идее относятся осторожно. Как рассказал Телеграфу Юхан Партс, сам факт того, что европейская авиационная отрасль находится в глубоком кризисе, заставляет думать о консолидации.
«Ясно то, что есть объективный тренд для консолидации авиации, потомучто маленьким авиакомпаниям очень трудно быть конкурентоспособными. Если исходить из этого, то я думаю, что в какой-то мере сотрудничество вбалтийском регионе было бы очень естественно», — считает министр экономики Эстонии.
При этом он полагает, что быстрого слияния или поглощения не случится. Предприятиям нужно для начала решить свои домашние задания.
«И airBaltic, и Estonian Air имеют свои специфические проблемы. Я думаю, если говорить серьезно о каком-то сотрудничестве, то все-таки важным условием для этого является устранение нынешних проблем. Сотрудничество нужно начинать с чистого листа», — говорит Юхан Партс.
Он уверен, что просто оставлять все на самотек нельзя. Иначе случится то, что произошло в Литве с flyLAL.
Но потенциальному сотрудничеству мешает и еще один фактор, который довольно трудно преодолеть. Не секрет, что airBaltic является лидером отрасли в Балтии, и латвийское правительство заинтересовано в том, чтобыименно Рига сохраняла свои позиции. Это-то эстонцев и не устраивает.
«Нас не удовлетворяет то, что Рига будет важным центром авиации, а Таллин — нет. Если бы мы в какой-то мере могли уравновесить авиавлияние врегионе, то проблем нет. Но одновременно это повлияет и на бизнес. Так что здесь есть довольно противоположные интересы», — предполагает Юхан Партс.
И, пожалуй, в этом и есть камень преткновения для всего процесса. Не станет Рига по доброй воле отдавать часть своего пассажиропотока в Таллин. С таким же успехом и мы могли бы предложить эстонцам отправлять каждый второй туристический паром богатых скандинавов из Таллинского в Рижский порт.
По словам Юхана Партса, странам нужны авиакомпании, которые приносят прибыль и ориентируются на местный рынок. Но слияние airBaltic и Estonian Air — вопрос не одного года.
О слиянии
Валдис Домбровскис, премьер Латвии: «Мы открыты к идее о создании общей балтийской авиакомпании, но этот план еще серьезно не оценивался».
Мартин Гаус, руководитель airBaltic: «Создание авиакомпании по типу скандинавской SAS (принадлежит правительствам Дании, Норвегии и Швеции. — Телеграф) не будет хорошей идеей».
Теро Таскила, бывший исполнительный директор Estonian Air:«Если правительства будут держателями акций в общей авиакомпании, то ниодна из них не будет готова закрыть уже существующие маршруты. Но рейсыпридется закрывать, если авиакомпания хочет быть прибыльной».
Источник: Телеграф.lv
Поделиться: